Приговор вступил в законную силу 05.07.2010



Дело №1-17/2010 г.

П Р И Г О В О Р

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Атяшево 23 июня 2010 года

Судья Атяшевского районного суда Республики Мордовия Инчин Н.М.,

с участием государственного обвинителя – заместителя прокурора Атяшевского района РМ Калинкина С.И.,

подсудимого Суняйкина Евгения Степановича,

защитника Шувалова О.А., предъявившего удостоверение №190 и представившего ордер № 272,

потерпевшей гр.Ц,

при секретаре Пучкиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении:

Суняйкина Евгения Степановича, __.__.__ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, ранее не судимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Суняйкин Е.С. совершил убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, при следующих обстоятельствах:

19 декабря 2009 года Суняйкин Е.С. приехал в гости к своему брату гр.С, проживающему по адресу: <адрес>, где вместе с последним распили спиртные напитки. Около 20 часов Суняйкин Е.С. и гр.С, находясь в состоянии алкогольного опьянения, поднялись на расположенную в доме русскую печь, где между ними произошла ссора, в процессе которой гр.С высказался в адрес Суняйкина Е.С. нецензурной бранью. Испытывая на почве ссоры к брату личные неприязненные отношения, у Суняйкина Е.С. возник умысел на причинение смерти гр.С Осуществляя свой преступный умысел, направленный на убийство гр.С, осознавая общественную опасность своих действий, желая причинить смерть своему брату гр.С, Суняйкин Е.С., слез с русской печи, взял со стола кухонный нож, и, поднявшись обратно на печь, умышленно нанес гр.С не менее 3 ударов ножом в область шеи, чем причинил ему колото-резаные раны в области правой боковой поверхности шеи с повреждением внутренней яремной вены, общей сонной артерии, мышц шеи с кровоизлиянием в окружающие мягкие ткани, которые в своей совокупности повлекли за собой тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Смерть Суняйкина А.С. наступила в результате острой кровопотери, развившейся в результате колото-резанных ран в области правой боковой поверхности шеи с повреждением внутренней яремной вены, общей сонной артерии.

В судебном заседании подсудимый Суняйкин Е.С. вину в совершении инкриминируемого преступления признал частично и показал, что 19 декабря 2009 года он приехал в гости к своему брату гр.С, проживающему <адрес> в доме умерших родителей. Они совместно употребили спиртные напитки и, находясь в состоянии алкогольного опьянения, около 20 часов оба легли на русской печи. Находясь на печи, между ним и братом возник конфликт и они поссорились, переросший в борьбу. гр.С схватил его обеими руками за горло и стал душить его. Защищаясь, он освободил одну руку брата, но в это время у брата в руке оказался нож, которым стал размахивать на него. Он схватил его руку, вывернул его каким-то образом и тем же ножом в руках брата причинил последнему в область горла телесные повреждения. Затем он бросил нож там же на печи и ушел к соседям спать. Умысла на убийство брата –Суняйкина А.С. у него не было. Как все получилось, точнее объяснить не может. О том, что телесные повреждения ножом брату – гр.С причинил именно он, от которых последний скончался, не отрицает.

Между тем, допрошенный в качестве подозреваемого с участием защитника Суняйкин Е.С. 20 декабря 2009 года показал, что в процессе распития спиртного в доме брата между ними возникла ссора по случаю, что брат злоупотребляет спиртными напитками, в доме родителей развел бардак, разморозил отопительную систему и гр.С стал высказывать его адрес нецензурную брань. Около 20 часов они вместе с братом залезли на русскую печь, так как в доме было холодно, где ссора продолжилась и он стал винить его в смерти родителей. В результате ссоры они стали бороться между собой и гр.С высказал в его адрес оскорбительные слова. Испытывая к брату неприязненные отношения, он слез с русской печи, взял со стола кухонный нож и, поднявшись обратно на печь, ножом нанес лежащему на спине гр.С не менее трех ударов ножом в область шеи. Нож после этого оставил там же на печи, а также свой сотовый телефон (т. 1 л.д.55-58).

Аналогичные показания Суняйкин Е.С. дал, будучи допрошенный 21 декабря 2009 года в качестве обвиняемого, при этом он признал вину в предъявленном ему обвинении, предусмотренном ст. 105 ч. 1 УК РФ полностью. В отличие от показаний в качестве подозреваемого лишь показал, что в процессе борьбы на печи брат хватал его за горло руками. Только после этого он спустился с печи и взял нож (т. 1 л.д. 97-100).

Он же, свои показания, данные в качестве подозреваемого и в качестве обвиняемого, в последующем 22 декабря 2009 года подтвердил при проверке его показаний на месте совершения преступления, при этом Суняйкин Е.С. показал, что поднялся с ножом в руке на печь справа от лежащего на печи гр.С и продемонстрировал на манекене, пояснив, каким образом он нанес ножом телесные повреждения гр.С (т. 1 л.д. 108-124).

Все вышеназванные показания Суняйкиным Е.С. были даны с участием защитника, они были получены с соблюдением требований норм УПК РФ, поэтому суд считает их допустимыми доказательствами. Указанные показания Суняйкина Е.С. являются последовательными и не противоречат другим доказательствам по делу.

Согласно заключению амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы №__ от 19.01.2010 года Суняйкин Е.С. в период времени, относящейся к инкриминируемому деянию признаков какого-либо временного психического расстройства не обнаруживал и находился в состоянии простого алкогольного опьянения. Мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими (т. 1 л.д. 213-214).

Вина Суняйкина Е.С. в совершении им инкриминируемого преступления подтверждается также показаниями свидетелей и другими материалами дела.

Так, допрошенный в судебном заседании свидетель гр.Г показала, что 19.12.2009 года около 20 часов к ним домой пришел Суняйкин Е.С., брат которого – гр.С проживал у них в соседях. Суняйкин Е.С. находился в нетрезвом состоянии и сообщил, что он зарезал своего родного брата – гр.С. Она не поверила в его слова, но он несколько раз повторил, что зарезал брата. Эти же слова он сказал и проснувшемуся ее сыну – гр.П. Она, сомневаясь в словах Суняйкина Е.С., спросила последнего, почему у него на одежде нет следов крови. На это Суняйкин Е.С. ответил, что «лиса следов не оставляет, а их заметает». Не поверив в слова Суняйкина Е.С., они уложили его спать, а когда она проснулась около часа ночи выключать телевизор, то увидела Суняйкина Е.С. сидящим на кровати, который продолжал повторять, что он зарезал своего брата. Суняйкин Е.С. разбудил ее сына – гр.П и попросил пойти посмотреть в дом гр.С. Минут через 10 сын вернулся обратно и сообщил, что гр.С действительно мертвый лежит у себя в доме на печи.

Свидетель гр.П также дал в суде аналогичные показания. Кроме того, показал, что говоря, что зарезал брата – гр.С, Суняйкин Е.С. в их доме говорил, что несколько раз нанес гр.С удары ножом в область горла и шеи. Придя вместе с Суняйкиным Е.С. ночью домой к гр.С, он поднимался на печь, где лежал гр.С, и видел, что в области шеи гр.С была кровь, а рядом лежал кухонный нож. Они же сообщили о случившемся соседям гр.Л и гр.Т, которые также приходили в дом гр.С, а затем они сообщили в милицию.

Согласно протокола осмотра места происшествия труп гр.С был обнаружен в его собственном доме №__, расположенного по <адрес>. Труп лежал на печи лицом вверх. В области шеи были обнаружены колото-резанные ранения. Рядом с трупом возле головы имелись лужа вещества похожего на кровь, а также были обнаружены кухонный нож и сотовый телефон «Nokia». В карманах одежды трупа гр.С также были обнаружены сотовый телефон и деньги (т. 1 л.д.10-28).

Обнаруженные при гр.С деньги и рядом с ним сотовый телефон, по мнению суда свидетельствует об отсутствии корыстного умысла при его убийстве.

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы №__ от 30.12.2009 года на трупе гр.С были обнаружены телесные повреждения группы А – колото-резанные раны в области правой боковой поверхности шеи с повреждением внутренней яремной вены, общей сонной артерии, мышц шеи с кровоизлиянием в окружающие мягкие ткани, а также группы Б-кровоподтек в области брюшной стенки слева. Телесные повреждения группы А образовались в результате не менее трех воздействий острого колюще-режущего предмета, а телесное повреждение группы Б – от воздействия тупого твердого предмета. Давность образования телесных повреждений группы А составляет до 1 суток на момент наступления смерти, а группы Б – до 3-5 суток на момент наступления смерти. В своей совокупности телесные повреждения группы А повлекли за собой тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Смерть гр.С наступила от острой кровопотери, развившейся в результате колото-резанных ран в области правой боковой поверхности шеи с повреждением внутренней яремной вены, общей сонной артерии. В крови и моче гр.С обнаружен этиловый спирт в концентрации 4.49 и 6.55 промилле, что у живого лица соответствует тяжелой степени алкогольного опьянения (т. 1 л.д. 80-82).

Согласно заключению медико-криминалистической экспертизы №__ от 16.03.2010 года повреждения на кожном препарате, изъятого с трупа гр.С по своему характеру являются колото-резанными и могли образоваться от действия клинка ножа, представленного на исследование, как в равной степени от какого-либо другого следообразующего предмета со схожими характеристиками (т. 1 л.д.204).

Согласно заключению судебно-биологической экспертизы №__ от 18.02.2010 года на изъятом при осмотре места происшествия и представленном на исследование ноже обнаружена кровь человека, что не исключает ее происхождение от потерпевшего гр.С (т. 1 л.д.232-235).

Доказательствами вины Суняйкина Е.С. по делу также являются: рапорт об обнаружении признаков преступления (т. 1 л.д.8); явка с повинной Суняйкина Е.С. от 20.12.2009 года, в котором он указал, что в состоянии алкогольного опьянения он взял нож и ударил им в область шеи брата (т. 1 л.д. 32).

При таких обстоятельствах, оценив все имеющиеся по делу доказательства, суд считает вину Суняйкина Е.С. в совершении преступления доказанной и квалифицирует его действия по ст. 105 ч. 1 УК РФ – убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.

В то же время суд считает, что изменение показаний Суняйкина Е.С. в судебном заседании и его ссылка на то, что он причинил телесные повреждения Суняйкину А.С. в процессе самозащиты, при нападении на него самого потерпевшего Суняйкина А.С., по мнению суда являются несостоятельными и опровергаются другими доказательствами.

Так, согласно заключению судебно-медицинской экспертизы №__ от 20.12.2009 года у освидетельствованного 20.12.2009 года Суняйкина Е.С. каких-либо телесных повреждений не обнаружено (т. 1 л.д. 73), в то время как он ссылается на то, что гр.С двумя руками душил его за горло.

Согласно выводов заключения судебно-биологической экспертизы №__ от 26.01.2010 года на одежде Суняйкина Е.С. следов крови гр.С не обнаружено (т. 1 л.д.191-194), тогда как при обстоятельствах указанных Суняйкиным Е.С. в судебном заседании, при нанесении им телесных повреждений гр.С в момент оказания им сопротивления, когда последний его душил за горло, при обилии крови с причиненных ран, что очевидно усматривается из протокола места происшествия, Суняйкин Е.С. не мог не испачкаться кровью потерпевшего.

Суд приходит к выводу, что преступление было совершено Суняйкиным Е.С. на почве сложившихся с братом неприязненных отношений, на что также повлияло состояние алкогольного опьянения как потерпевшего, так и подсудимого Суняйкина Е.С.

В том, что потерпевший гр.С при жизни злоупотреблял спиртными напитками, дебоширил дома и при жизни родителей совершал в отношении их неправомерные действия, на что болезненно реагировал Суняйкин Е.С., показали в судебном заседании допрошенные потерпевшая гр.Ц, являющаяся братом Суняйкина Е.С. и гр.С, свидетели гр.Г, гр.Л и гр.П

При назначении меры и вида наказания судом в соответствии со ст. 60 УК РФ учитывается степень общественной опасности содеянного, личность подсудимого, смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия его проживания.

Суняйкин совершил преступление, относящееся к особо тяжким, в связи с чем суд считает необходимым назначение наказания для его исправления в виде лишения свободы и изоляцией его от общества. Суд также учитывает, что Суняйкин Е.С. совершил преступление впервые, вину признал частично, имеет положительные характеристики, как участник Афганской войны и воин – интернационалист, неоднократно награждался медалями, а также его явку с повинной, суд признает смягчающими наказание обстоятельствами. Как представитель потерпевшего, так и общественность, просят не назначать Суняйкину Е.С. сурового наказания. Отягчающих наказание ответственность обстоятельства суд не усматривает. Суд также учитывает, что потерпевший Суняйкин А.С. при жизни злоупотреблял спирными напитками, совершал неправомерные действия по отношению к своим родителям, что в конечном итоге и явилось предметом конфликта между ним и Суняйкиным Е.С., являющимися родными братьями. Оснований для применения ст. 64 УК РФ и назначения Суняйкину Е.С. наказания ниже низшего предела, чем предусмотрено санкцией инкриминируемой ему статьи, суд не усматривает.

В ходе предварительного следствия по ходатайству обвиняемого Суняйкина Е.С. (т. 1 л.д.45) для защиты его интересов органами предварительного следствия был назначен защитник, при этом за его участие на предварительном следствии постановлениям органа следствия от 21.05.2010 года (т. 2 л.д.182) адвокату Тимофеевой В.А. за счет средств федерального бюджета были выплачены денежные средства в сумме 1491 рублей 85 копеек.

Согласно п.5 ч.2 ст.131 УПК РФ суммы, выплачиваемые адвокату за оказание им юридической помощи в случае участия адвоката в уголовном судопроизводстве по назначению, относятся к процессуальным издержкам.

В силу ч.ч.1, 2 и 4 ст. 132 УПК РФ процессуальные издержки, связанные с участием в уголовном производстве адвоката, подлежат взысканию с осужденного.

В связи с этим суд считает необходимым взыскать процессуальные издержки с осужденного Суняйкина Е.С..

Гражданский иск по делу не заявлен.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 302 - 309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Признать Суняйкина Евгения Степановича виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст.105 УК РФ и назначить ему наказание – 6 (шесть) лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения в отношении Суняйкина Е.С. оставить прежнюю - в виде заключения под стражу.

Зачесть в срок отбывания назначенного наказания Суняйкину Е.С. время содержания его под стражей в период с 20.12.2009 года и исчислять срок отбывания наказания с указанного числа.

Взыскать с Суняйкина Евгения Степановича в доход государства в счет возмещения процессуальных издержек 1491 (одна тысяча четыреста девяносто один) рублей 85 копеек.

Вещественные доказательства: вещество бурого цвета на марлевом тампоне, 3 отрезка ленты скотч со следами рук, кухонный нож, срезы ногтевых пластин с левой и правой руки Суняйкина Е.С.; куртку, брюки, пиджак, футболку, трусы, носки с трупа гр.С; куртку и бурки, изъятые у Суняйкина Е.С.; кожные фрагменты с ранами, ногтевые срезы с правой и левой руки трупа гр.С – уничтожить. Телефон марки «Nokia»,– возвратить Суняйкину Е.С.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный Суд РМ в течение 10 суток со дня провозглашения приговора, а осужденным, содержащимся под стражей, в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий судья Н.М. Инчин

Копия верна

Судья Атяшевского райсуда: Н.М. Инчин

Подлинник приговора находится в уголовном деле №1-17/2010г в Атяшевском районном суде.