О признании бездействия администрации Атяшевского городского поселения



Дело №2-261/2010 г.

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Атяшево 22 сентября 2010 года

Судья Атяшевского районного суда Республики Мордовия Инчин Н.М.,

с участием прокурора Атяшевского района РМ Петрунина С.В.,

при секретаре Пучкиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Атяшевского района Республики Мордовия в интересах граждан, неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Атяшевского городского поселения Атяшевского муниципального района РМ по не организации сбора и вывоза отходов с территории п. Атяшево, расположенной по пер. Советский, д. 2, за зданием пожарной части незаконным и понуждении администрации Атяшевского городского поселения организовать сбор и вывоз отходов с указанной территории,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Атяшевского района Республики Мордовия обратился в суд в интересах граждан, неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Атяшевского городского поселения Атяшевского муниципального района РМ по не организации сбора и вывоза отходов с территории п. Атяшево, расположенной по пер. Советский, д. 2, за зданием пожарной части, незаконным и понуждении администрации Атяшевского городского поселения организовать сбор и вывоз отходов с указанной территории.

В обоснование своих требований указал, что проведенной прокуратурой Атяшевского района РМ проверкой исполнения администрацией Атяшевского городского поселения требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды и о местном самоуправлении установлено, что указанные требования администрацией Атяшевского городского поселения исполняются не в полной мере.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу ч.2 ст.21 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением органов местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с ч.5 ст. 12 вышеуказанного Федерального закона запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Согласно п. 20 ч.1 ст.6 и п. 10 ч.4 ст.28 Устава Атяшевского городского поселения Атяшевского муниципального района РМ к вопросам местного значения Атяшевского городского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах поселения. Администрация городского поселения участвует в обеспечении прав и свобод граждан, проживающих на территории Атяшевского городского поселения.

В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что указанные обязанности исполняются администрацией Атяшевского городского поселения ненадлежащим образом.

Так, проверкой проведенной прокуратурой района 10 сентября 2010 года установлено, что территория, расположенная по пер. Советский, д. 2 п. Атяшево РМ, за зданием пожарной части, захламлена различными твердыми бытовыми отходами: мусором, бумагой полиэтиленовыми бутылками, что может явиться источником распространения инфекционных и паразитарных заболеваний среди населения. Вышеуказанные нарушения закона приводят к отсутствию гарантий санитарно-эпидемиологической безопасности и создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Местное самоуправление в Российской Федерации, согласно ст.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Учитывая то, что в связи с активными миграционными процессами состав населения муниципального образования постоянно изменяется, указанный круг людей нельзя индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, а также решить вопрос о правах каждого из них.

Таким образом, в целях защиты прав неопределенного круга лиц прокурор вправе обратиться в суд с данным заявлением.

В судебном заседании прокурор Атяшевского района РМ Петрунин С.В. требования, изложенные в заявлении, поддержал по тем же доводам, просил их удовлетворить.

Представитель администрации Атяшевского городского поселения Атяшевского муниципального района РМ, извещенный своевременно о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Суд, выслушав объяснения прокурора и исследовав материалы дела, считает, что заявление прокурора Атяшевского района РМ подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, каковым является населения муниципального образования. В связи с активными миграционными процессами состав населения муниципального образования постоянно изменяется, указанный круг людей нельзя индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, а также решить вопрос о правах каждого из них.

Согласно ст. 254 ГПК РФ решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица может быть оспорено в суде.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно акта проверки исполнения законодательства об экологической безопасности на территории Атяшевского городского поселения Атяшевского муниципального района РМ от 10.09.2010 года на территории п. Атяшево, расположенной по пер. Советский, д. 2, за зданием пожарной части находится несанкционированная свалка бытового мусора.

В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 (ред. от 27.07.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п. 20 ч.1 ст.6 Устава Атяшевского городского поселения Атяшевского муниципального района РМ к вопросам местного значения Атяшевского городского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах поселения.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.5 ст. 12 этого же Федерального закона запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В силу ст.125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Таким образом, бездействие администрации Атяшевского городского поселения Атяшевского муниципального района РМ по организации сбора и вывоза отходов с территории п. Атяшево может привести к распространению инфекционных и паразитарных заболеваний среди населения, тем самым нанести вред и угрозу жизни и здоровью людей, чем соответственно нарушаются права граждан.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор, при обращении в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, от уплаты государственной пошлины освобожден.

Согласно п.1 ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора Атяшевского муниципального района Республики Мордовия удовлетворить.

Признать бездействие администрации Атяшевского городского поселения Атяшевского муниципального района РМ по не организации сбора и вывоза отходов по пер. Советский, д. 2 п. Атяшево РМ незаконным.

Понудить администрацию Атяшевского городского поселения Атяшевского муниципального района РМ организовать сбор и вывоз отходов с территории п. Атяшево, расположенной по пер. Советский, д. 2, за зданием пожарной части.

Взыскать с администрации Атяшевского городского поселения Атяшевского муниципального района РМ государственную пошлину в размере 200 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Н.М. Инчин