Дело №2-316/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Атяшево 07 декабря 2010 года
Атяшевский районный суд Республики Мордовия в составе
председательствующего судьи Селькиной Р.С.,
при секретаре Михайловой Н.Н.,
с участием прокурора - пом. прокурора Атяшевского района Республики Мордовия Кшнякиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Атяшевского района Республики Мордовия в интересах вдовы ветерана Великой Отечественной войны Васиной Анны Ивановны к ответчику Администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия об оспаривании действий комиссии по жилищным вопросам при администрации Атяшевского муниципального района, связанных со снятием Васиной А.И. с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Атяшевского района Республики Мордовия обратился в суд в интересах Васиной А.И. об оспаривании действий комиссии по жилищным вопросам при администрации Атяшевского муниципального района и восстановлении нарушенных прав как вдовы ветерана Великой Отечественной войны.
В обоснование требований указал, что пунктом 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 №714 (с изменениями от 9 января 2010 г.) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» установлена необходимость обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».
Васина Анна Ивановна, __.__.__ года рождения, являющаяся женой умершего ветерана ВОВ гр.В, проживающая по адресу: <адрес>, в декабре 2009 года обратилась в администрацию Атяшевского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и представила соответствующие документы.
Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации Атяшевского муниципального района (далее жилищная комиссия) от 30.12.2009 г. №__ Васина А.И. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждается решением жилищной комиссии от 30.12.2009 г. №__, утвержденное постановлением Администрации Атяшевского муниципального района РМ 30.12.2009 года № 536.
Решением жилищной комиссии от 17.02.2010 г. №__, утвержденного постановлением администрации Атяшевского муниципального района РМ от 18.02.2010 года № 69 Васина А.И. снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании личного заявления. Указанное решение утверждено постановлением администрации Атяшевского района Республики Мордовия № 69 от 18.02.2010 года.
28.07.2010 года Васина Анна Ивановна обратилась в прокуратуру Атяшевского района с просьбой восстановить ее нарушенные права, выразившиеся в незаконном снятии ее с учета, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий.
В ходе проверки установлено, что заявление в жилищную комиссию о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Васина А.И. не писала, родственников об этом не просила. гр.С, являющаяся внучкой Васиной А.И., не имея доверенности на представление интересов последней, 17.02.2010 года написала заявление от имени бабушки о снятии ее с учета как нуждающейся в улучшении жилищных условий, не поставив ее в известность.
В соответствии со ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета.
Поскольку заявление о снятии с учета, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий поступило не от Васиной Анны Ивановны, а от не уполномоченного лица, администрация Атяшевского муниципального района не вправе была снимать с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Васину А.И.
В связи с изложенным, просит отменить пункт 1 решения комиссии по жилищным вопросам при администрации Атяшевского муниципального района №__ от 17.02.2010 года о снятии Васиной А.И. с учета как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий. Считать Васину А.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставленной на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 30.12.2009 года, согласно решения жилищной комиссии от 30.12.2009 г. №__, утвержденного постановлением Администрации Атяшевского муниципального района РМ 30.12.2009 года № 536.
Истица в судебное заседание не явилась, представила заявление о поддержании исковых требований в полном объеме и рассмотрении дела в ее отсутствии.
Прокурор Кшнякина Т.В. исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям, при удовлетворении иска просит взыскать с ответчика государственную пошлину в соответствующий бюджет.
Представитель ответчика на судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствии возражения на иск.
В возражениях на иск Глава Администрации Атяшевского муниципального района указал, что Васина А.И. проживает в жилом доме, принадлежащем дочери гр.К и является в соответствии со ст. 31 ЖК РФ членом семьи собственника жилого помещения, общая площадь которого составляет 83,4 кв.м. Ввиду того, что на каждого члена семьи приходится по 20,85 кв.м., обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи превышает учетную норму 12,5 кв.м. Жилой дом не был признан ветхим либо аварийным. На основании изложенного, Васина А.И. не может быть отнесена к категории обеспеченных общей жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы и должна была быть снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию - п. «г» п. 20 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья в связи с неправомерными действиями должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
В связи с тем, что на основании Постановления Правительства Республики Мордовия от 12.04.2010 года № 163 Постановлением Администрации Атяшевского муниципального района от 02.06.2010 года № 185 жилищная комиссия расформирована, внесение изменений в основание снятия с учета гражданки Васиной А.И. не представляется возможным.
По изложенным основаниям, ответчик полагает, что Постановлением Администрации Атяшевского муниципального района от 18.02.2010 года № 69 «Об утверждении решения комиссии по жилищным вопросам Администрации Атяшевского муниципального района от 17.02.2010 года №__ «О снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» права Васиной А.И. нарушены не были.
Заслушав доводы прокурора, исследовав письменные доказательства дела, суд считает, что исковые требования прокурора Атяшевского района Республики Мордовия подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений: защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Таким образом, как вытекает из указанной статьи Конституции РФ, право на бесплатное получение жилища гарантируется не всем, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам.
В соответствии с Указом Президента РФ N 714 от 07 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", ветераны ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" должны быть обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра.
Данный Указ Президента РФ направлен на социальную поддержку, в виде обеспечения жильем, за счет средств федерального бюджета в первую очередь ветеранов Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) в соответствии с п. 4 и п. 5 ст. 50 ЖК РФ является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В силу ст. 21 п.1, пп. 4 ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
П. 11 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных Постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. N 335 во исполнение ст. 11 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 г. N 57-З "О регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия", нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в соответствии с перечнем соответствующих заболеваний, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с решением Совета депутатов Атяшевского городского поселения Атяшевского муниципального образования Республики Мордовия от 09.06.2006 года № 19 «Об утверждении учетной нормы и нормы представления жилого помещения» учетная норма представления жилой площади в р.п. Атяшево составляет 12,5 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Васина А.И. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, что подтверждается справкой ГУ «Социальная защита по Атяшевскому району РМ» №__ и свидетельством о смерти №__.
17 декабря 2009 года Васина А.И. обратилась в жилищную комиссию администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и представила соответствующие документы.
Решением жилищной комиссии Администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия от 30.12.2009 года №__, утвержденным постановлением Администрации Атяшевского муниципального района РМ 30.12.2009 года № 536, Васина А.И. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет.
Решением жилищной комиссии от 17.02.2010 г. №__, Васина А.И. снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании личного заявления. Указанное решение утверждено постановлением администрации Атяшевского района Республики Мордовия № 69 от 18.02.2010 года.
Указанное решение утверждено постановлением администрации Атяшевского муниципального района РМ от 18.02.2010 года № 69.
Судом установлено, что Васина А.И. с заявлением о снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в жилищную комиссию Администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия не обращалась, кого либо на представление ее интересов не уполнамачивала.
Свидетель гр.С пояснила суду, что 17.02.2010 года к ней по месту работы обратились представители администрации городского поселения и попросили написать от имени бабушки Васиной А.И. в жилищную комиссию заявление о снятии ее с очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Не поставив Васину А.И. в известность и получив согласие, не имея от доверенности для представления ее интересов, написала от имени бабушки требуемое заявление.
В соответствии с ч. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу. По смыслу положения данной статьи представитель может осуществлять свои полномочия только при условии их подтверждения доверенностью.
Факт написания заявления в жилищную комиссию от имени Васиной А.И. заявления о снятии с очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, именно гр.С ответчиком в представленном возражении не оспаривается. В обозренном судом учетном деле Васиной А.И. доверенность на представление ее интересов отсутствует.
Давая оценку доводам ответчика в возражениях на иск в части невозможности принятия нового решения по заявлению Васиной А.И. в связи с расформированием 02.06.2010 года жилищной комиссии, суд исходит из того, что в соответствии с п. 88 (глава 7) Административного регламента предоставления Администрацией Атяшевского муниципального района государственных услуг в сфере переданных полномочий «Ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья» (далее Административный регламент), утвержденного Постановлением Администрации Атяшевского муниципального района от 02.06.2010 года № 185, Администрации Атяшевского муниципального района предоставлены полномочия по принятию решения о принятии на учет, отказе в принятии на учет либо прекращении в предоставлении Услуги в связи со снятием с учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья по основаниям, предусмотренным п. 24-26 Административного регламента (п.п.44, 89).
Вместе с тем, суд принимает во внимание, что Васина А.И., претендующая на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», проживает и зарегистрирована в жилом доме общей площадью 83,4 кв. м. расположенном по адресу: <адрес>, совместно с дочерью, внуком и правнучкой.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от __.__.__ года жилой дом по адресу: <адрес> принадлежит дочери Васиной А.И. на праве собственности.
Васина А.И. в силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ является членом семьи собственника жилья. Обеспеченность истицы общей площадью жилого помещения с учетом количества проживающих (4 человека) составляет 20,85 кв.м., что значительно превышает учетную норму площади жилого помещения в Атяшевском городском поселении Атяшевского муниципального образования Республики Мордовия, которая определена в размере 12,5 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно акта проверки жилищных условий от 24.12.2009 года указанное жилое помещение не признано не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, а именно ветхим, аварийным.
В силу изложенных обстоятельств, суд приходит к убеждению о необходимости отклонения заявленного требования в части признания Васиной А.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставленной на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 30.12.2009 года, согласно решения жилищной комиссии от 30.12.2009 г. №__, утвержденного постановлением Администрации Атяшевского муниципального района РМ 30.12.2009 года № 536.
Разрешая вопрос о взыскании с ответчика госпошлины суд исходит из того, что по правилам, установленным статьей 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Государственные органы и органы местного самоуправления подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков (пп. 19 в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что по настоящему гражданскому делу государственная пошлина не подлежит взысканию с ответчика.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Атяшевского района Республики Мордовия в интересах вдовы ветерана Великой Отечественной войны Васиной Анны Ивановны к ответчику Администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия об оспаривании действий комиссии по жилищным вопросам при администрации Атяшевского муниципального района, связанных со снятием Васиной А.И. с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, удовлетворить частично.
Признать пункт 1 решения комиссии по жилищным вопросам при администрации Атяшевского муниципального района №__ от 17.02.2010 года о снятии Васиной А.И. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным.
В удовлетворении остальной части иска прокурору Атяшевского района Республики Мордовия отказать.
Председательствующий судья Р.С. Селькина
Копия верна
Судья Атяшевского райсуда: Р.С. Селькина
Подлинник решения находится в гражданском деле №2-316/2010 в Атяшевском районном суде.