О признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности



Дело №2-58/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Атяшево 19 марта 2010 года

Судья Атяшевского районного суда РМ Инчин Н.М.,

с участием сторон: истицы Живаевой В.Г. и представителя ответчика – ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском районе РМ Поксараскиной Е.В.,

при секретаре судебного заседания Пучкиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Живаевой Веры Григорьевны к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском районе РМ о признании решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным, включении периода работы в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и возложении обязанностей на ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском районе РМ назначения досрочной трудовой пенсии с момента обращения с заявлением о назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

10.11.2009 года Живаева В.Г. обратилась в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею не менее 25 лет педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Решением ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ от 08.12.2009 года за №__ в назначении ей досрочной пенсии было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа. Признавая специальный стаж Живаевой В.Г., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности на дату обращения в размере 24 года 2 месяца и 10 дней, ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ исключил из специального трудового стажа Живаевой В.Г. период ее работы с 03.11.1985 года по 15.10.1986 года работу на выборной должности второго секретаря РК ВЛКСМ, ссылаясь на то, что согласно трудовой книжки и акта проверки факта работы от 23.11.2009 года Живаева (гр.Л) В.Г. была уволена в порядке перехода на выборную должность - избрана вторым секретарем РК ВЛСМ согласно Приказа №__ п.2 с 30 октября 1985 года, тогда как «выборная должность второго секретаря» не поименована Списком профессий, утвержденных Советом министров РСФСР от 06.09.1991г. №463, Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1067 и Списком, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781.

Живаева В.Г., не согласившись с решением об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обратилась в суд с иском к ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ, в котором и просит признать решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе РМ от 08.12.2009 года №__ об отказе ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности незаконным; обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе РМ включить период её работы с 03.11.1985 года по 15.10.1986 года на выборной должности второго секретаря Б-ого РК ВЛКСМ в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе РМ установить ей досрочную трудовую пенсию по старости с даты её обращения, т.е. с 10 ноября 2009 года, а также взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе РМ расходы, связанные с оплатой государственной пошлины и расходы, связанные с оплатой услуг адвоката.

В обоснование своих требований Живаева В.Г. указала, что с 1984 года по настоящее время ею осуществляется педагогическая деятельность в образовательных учреждениях, и по состоянию на 10 ноября 2009 года у нее имелся стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Реализуя свое право на досрочное пенсионное обеспечение, 10 ноября 2009 года она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе РМ с заявлением об установлении досрочной трудовой пенсии по старости. Однако решением от 08.12.2009 года №__ ей в этом было отказано. Отказ был мотивирован отсутствием требуемого для назначения данного вида пенсии стажа. В стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, ответчиком не был включен период её работы с 03.11.1985 года по 15.10.1986 года на выборной должности второго секретаря Б-ого РК ВЛКСМ. Считает решение УПФР в Атяшевском муниципальном районе РМ об отказе ей в установлении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных случаях и размерах.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при наличии педагогического стажа не менее 25 лет. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 статьи 28 Закона и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781.

Действительно Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 не содержат в перечне указание на «выборную должность второго секретаря», как это указано в решении об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Однако, в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года №2-п в целях реализации пенсионных прав педагогических и медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Принимая правовую позицию, изложенную Конституционным судом РФ в вышеуказанном Постановлении в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В спорный период времени действовало Постановление Совета Министров СССР от 17декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым утверждалось Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утратившего юридическую силу с 1 октября 1993 года.

В соответствии с п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в комсомольских органах.

Согласно п.3.1 инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 г. № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранение при применении п.п. «а» п. 1 Положения следует иметь ввиду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных органах относится работа в качестве освобожденного секретаря комсомольской организации и др.

В вышеуказанной должности она работала в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», т.е. до 1 октября 1993 года, следовательно, считает, что данный период подлежит включению в её стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 06 марта 2003 г. №107-0 «По запросу Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода о проверке конституционности п.п. 2 п.1, п.2 и 3 статьи 27 и п.1 и 2 ст. 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» приобретенные пенсионные права не могут быть отменены последующим пенсионным законодательством.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 ч. 1,2,18, 54 ч.1, 55 ч.2 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано.

Согласно п. 4 Положения время работы, указанной в п.1 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Её стаж работы на должностях, дающих право на досрочную пенсию, признанный ответчиком, составляет 24 года 02 месяца 10 дней, что составляет более 2/3 необходимого стажа.

Таким образом, считает, что условия для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости соблюдены, и ответчиком необоснованно было отказано ей в назначении данного вида пенсии.

В судебном заседании истица свои исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ Поксараскина Е.В. исковые требования Живаевой В.Г. не признала и просит отказать истице в удовлетворении исковых требований, пояснив, что решение ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ от 08.12.2009 года за №__ об отказе истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости является законным по основания, изложенным в указанном решении.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Живаевой В.Г. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно паспорта серии №__, выданного ТП УФМС России по Республике Мордовия в Атяшевском муниципальном районе __.__.__ года, истицей является Живаева Вера Григорьевна, __.__.__ года рождения.

Согласно свидетельства о рождении серии №__, выданного Спасским сельским Советом Ардатовского района МАССР __.__.__ года, а также свидетельства о заключении брака серии №__, выданного повторно отделом ЗАГС администрации Атяшевского района РМ __.__.__ года, истица с рождения имела фамилию «гр.Л», сменившая ее впоследствии в 1986 году после регистрации брака на фамилию «Живаева».

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12. 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 закона \60 лет для мужчин, 55 лет для женщин\ лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливается Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.05.2006 N 266, от 18.06.2007 N 381, с изм., внесенными Определением Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 261-О), а также регулируется правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение указанной трудовой пенсии, утверждаемыми при принятии в установленном порядке списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, в частности Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449).

Согласно трудовой книжки Живаева (гр.Л) В.Г. приказом №__ от 04.11.1985 года по Б-ому РОНО МАССР была уволена с должности учительницы начальных классов "учреждение" в связи с переходом на выборную должность и протоколом 4-го пленума Б-ого райкома ВЛКСМ от 29.10.1985 года была утверждена вторым секретарем Б-ого райкома ВЛКСМ. Протоколом бюро Б-ого райкома ВЛКСМ №__ от 14.10.1986 года была освобождена от занимаемой должности в связи с изменением места жительства.

Согласно архивной справке, представленной Б-им межведомственным архивом по личному составу, на основании книги приказов Б-ого РОНО за 1984-1986 годы, согласно выписке из приказа №__ от 04.11.1985 года гр.Л – учительница начальных классов "учреждение" была уволена с работы с 30.10.1985 года в связи с переходом на выборную должность (избранием вторым секретарем РК ВЛКСМ) в соответствии с п.5 ст.29 КЗоТ РСФСР.

Согласно архивных справок, представленных ГУ «Центральный государственный архив Республики Мордовия», протокол 4-го пленума Б-ого райкома ВЛКСМ от 29 октября 1985 года на хранение в ГУ «Центральный государственный архив Республики Мордовия» не поступал. В протоколе №__ п. 1 заседания бюро Б-ого райкома ВЛКСМ от 14 октября 1986 года имеется постановление Б-ого райкома ВЛКСМ с рекомендацией т. гр.Л для вступления в члены КПСС, где в приложении к п. 1 протокола заседания бюро №__ от 14 октября 1986 года, в характеристике-рекомендации гр.Л, __.__.__ г.р., второго секретаря райкома ВЛКСМ записано: «Тов. гр.Л избрана вторым секретарем райкома комсомола с октября (число не указано) 1985 г. Б-ий райком ВЛКСМ рекомендует гр.Л для вступления в члены КПСС». В указанном протоколе №__ заседания бюро Б-ого райкома ВЛКСМ от 14 октября 1986 г. сведений об освобождении (увольнении) гр.Л от занимаемой должности второго секретаря райкома ВЛКСМ не имеется.

В составе документов вышеуказанного архивного фонда, тарификационных списков работников Б-ого райкома ВЛКСМ за 1985-1986 гг. не имеется. Годовые бухгалтерские отчеты, утвержденные штатные расписания ГУ «Центральный государственный архив Республики Мордовия» не поступали.

Таким образом, кроме записей в трудовой книжке истицы, косвенным подтверждением ее работы в качестве второго секретаря Б-ого райкома ВЛКСМ, являются записи в архивных справках.

Между тем, в документах архивного фонда Б-ого райкома ВЛКСМ, в ведомостях на выдачу заработной платы Б-ого райкома ВЛКСМ за 1985-1986 гг. значится гр.Л - второй секретарь Б-ого райкома ВЛКСМ, при этом начисление заработной платы гр.Л производилось с 29 октября 1985 года и по сентябрь 1986 года. Начислений за вторую половину августа и октябрь 1986 года не имеется.

Исходя из этого, суд считает, что факт работы истца за период с 3.11.1985 года, как того требует истица, и по 30 сентября 1986 года на выборной должности в качестве второго секретаря Б-ого райкома ВЛКСМ, нашло свое подтверждение в судебном заседании. Указанный стаж работы истца на выборной должности в качестве второго секретаря Б-ого райкома ВЛКСМ в судебном заседании не оспаривает

и представитель ответчика. Отсутствие заработной платы за октябрь 1986 года истица в судебном заседании объяснила фактическим невыполнением работы за указанный период, поэтому суд не может признать стаж ее работы в октябре 1986 года подтвержденным.

Списком профессий, утвержденным Советом Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463, Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1067 и Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, выборная должность второго секретаря не поименована.

Между тем, Живаева В.Г. работала в должности второго секретаря РК ВЛКСМ в то время, когда действовало Постановление Совета Министров СССР от 17декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым утверждалось Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утратившего юридическую силу с 1 октября 1993 года, поскольку постановлением Правительства РФ 22.09.1993 года №953, моментом начала действия которого, является 1 октября 1993 года, постановление № 1397 от 17 декабря 1959 года было отменено. В соответствии с подпункта «а» п. 1 указанного Положения учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывался выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. При этом согласно пункту 4 время работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Согласно п. 3.1 инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 г. № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранение при применении пп. "а" п. 1 Положения следует иметь в виду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

С учетом этого обстоятельства и, исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Стаж работы истицы на выборной должности в период с 03.11.1985 года по 30.09.1986 года составляет 10 месяцев и 27 дней, то есть минимальный по отношению к выработанному ее стажу работы, дающей ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по стрости в связи с осуществлением ею не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста, поэтому у суда нет оснований его оспаривать в этом смысле.

При таких обстоятельствах, по мнению суда, стаж работы истицы в период с 03.11.1985 года по 30 сентября 1986 года на освобожденной выборной должности второго секретаря Б-ого райкома ВЛКСМ несомненно подлежит признанию стажем работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Учитывая, что ответчиком на период обращения истицы с заявлением о назначении пенсии 10.11.2009 года стаж работы, дающей ей право на назначение досрочной трудовой пенсии был установлен в размере 24 года 2 месяца и 10 дней, то с учетом признанного судом стажа работы на выборной должности в размере 10 месяцев и 27 дней, стаж работы Живаевой В.Г. на период 10.11.2009 года будет составлять более 25 лет, поэтому решение ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ от 08.12.2009 года за №__ в назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа нельзя признать законным.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные судебные расходы присуждаются истцу пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

При обращении в суд Живаевой В.Г. была уплачена госпошлина в размере 200 рублей, а также были понесены расходы в размере 1500 рублей, связанные с оплатой услуг адвоката, которые являются судебными расходами. Учитывая, что исковые требования истицы удовлетворены, то суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истицы размер госпошлины в размере 200 рублей и расходы по оплате услуг адвоката в размере 1500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ от 08 декабря 2009 года за №__ об отказе в назначении Живаевой Вере Григорьевне досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности незаконным.

Признать стаж работы Живаевой Веры Григорьевны за период работы с 03 ноября 1985 года по 30 сентября 1986 года на выборной должности второго секретаря Б-ого райкома ВЛКСМ стажем работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Признать право истицы на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с 10 ноября 2009 года и обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ назначить Живаевой В.Г. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением ею не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ в пользу Живаевой В.Г. возврат государственной пошлины в размере 200 рублей, а также судебные расходы в размере 1500 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Верховный Суд РМ через Атяшевский районный суд.

Судья Н.М. Инчин

Копия верна

Судья Атяшевского райсуда: Н.М. Инчин

Подлинник решения находится в гражданском деле №2-58/2010 в Атяшевском районном суде.