Дело №2-69/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Атяшево 4 марта 2010 года
Судья Атяшевского районного суда Республики Мордовия Инчин Н.М.,
с участием заместителя прокурора Атяшевского муниципального района РМ Калинкина С.И.,
представителя администрации Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ – Главы администрации Степашкиной Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Пучкиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Атяшевского района Республики Мордовия в интересах граждан неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ в части неисполнения обязанности по определению вида обязательных и исправительных работ для отбывания наказания осужденных, а также объектов, на которых отбываются назначенные судом наказания, возложенные Уголовным и Уголовно-исполнительным кодексами РФ на органы местного самоуправления, и обязании администрацию Дюркинского сельского поселения определить вид обязательных и исправительных работ для отбывания наказания осужденных, а также объекты, на которых отбываются назначенные осужденным наказания,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Атяшевского района Республики Мордовия обратился в суд с заявлением в интересах граждан неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ в части неисполнения обязанности по определению вида обязательных и исправительных работ для отбывания наказания осужденных, а также объектов, на которых отбываются назначенные судом наказания, возложенные Уголовным и Уголовно-исполнительным кодексами РФ на органы местного самоуправления, и обязании администрацию Дюркинского сельского поселения определить вид обязательных и исправительных работ для отбывания наказания осужденных, а также объекты, на которых отбываются назначенные осужденным наказания. В обоснование своих требований указал, что проведенной прокуратурой проверкой выявлены факты неисполнения органами местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативным правовым актом.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 УК РФ в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ) исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного.
В соответствии с частью 1 ст.25 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, также определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Проверкой установлено, что вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, органом местного самоуправления - администрацией Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ не определены. Тем самым органом местного самоуправления не исполнена обязанность, возложенная на эти органы нормативным правовым актом.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
В соответствии со статьей 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, уголовно-исполнительное законодательство находится в ведении Российской Федерации и имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами. Согласно части 2 данной статьи задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Неисполнение органом местного самоуправления обязанности по определению вида обязательных и исправительных работ и объектов, на которых они отбываются, возложенной на них Уголовным и Уголовно-исполнительным кодексами Российской Федерации, препятствует достижению установленных уголовным и уголовно-исполнительным законодательством целей исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений, нарушает установленный законом порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, права, свободы и законные интересы осужденных, то есть нарушаются интересы Российской Федерации, а также права и свободы неопределенного круга лиц.
Кроме того, таким бездействием органа местного самоуправления создаются коррупционные факторы, которые могут способствовать проявлениям коррупции при исполнении данного вида наказания, в том числе могут стать основой коррупционной практики, а также допускать или провоцировать коррупционные деяния, поскольку предоставляют администрации сельского поселения выборочное изменение объема прав, то есть возможность произвольного определения осужденным вида обязательных работ по усмотрению того или иного должностного лица органа местного самоуправления.
В силу положений пункта 2 части 1 статьи 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273 федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации и физические лица обязаны в своей деятельности принимать меры по противодействию коррупции в пределах их полномочий.
Просит признать незаконным бездействие администрации Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ в части неисполнения обязанности по определению вида обязательных и исправительных работ и объектов, на которых они отбываются, возложенные Уголовным и Уголовно-исполнительным кодексами Российской Федерации. Обязать администрацию Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ определить вид обязательных и исправительных работ и объекты, на которых они отбываются. Взыскать с администрации Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ государственную пошлину в доход федерального бюджета.
В судебном заседании заместитель прокурора Атяшевского района РМ Калинкин С.И. требования, изложенные в заявлении, поддержал по тем же доводам, просил их удовлетворить.
Представитель администрации Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ – Глава администрации Степашкина Т.Н. требования прокурора признала.
Суд, выслушав объяснения участвующих по делу сторон и исследовав материалы дела, считает, что заявление прокурора Атяшевского района РМ подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, каковым является населения муниципального образования. В связи с активными миграционными процессами состав населения муниципального образования постоянно изменяется, указанный круг людей нельзя индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, а также решить вопрос о правах каждого из них.
Согласно ст. 254 ГПК РФ решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица может быть оспорено в суде.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 УК РФ (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ) исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
В соответствии со ст. 39 УИК РФ исправительные работы отбываются в местах, также определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
Между тем, согласно справки, представленной администрацией Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ, а также объяснений Главы администрации сельского поселения, данных в судебном заседании, виды обязательных и исправительных работ для осужденных к обязательным и исправительным работам, а также объекты на которых они отбываются, администрацией Дюркинского сельского поселения не определены, что свидетельствует о бездействии администрации Дюркинского сельского поселения, и, чем нарушаются права неопределенного круга граждан.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 ст.333.36 НК РФ прокурор, при обращении в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, от уплаты государственной пошлины освобожден.
Согласно п.1 ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Согласно п.7 ч.1 ст. 333.19 НК РФ при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций госпошлина составляет 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора Атяшевского муниципального района Республики Мордовия удовлетворить.
Признать бездействие администрации Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ в части неисполнения обязанностей по определению вида обязательных и исправительных работ для отбывания наказания осужденных, а также объектов, на которых отбываются назначенные судом наказания, возложенные Уголовным и Уголовно-исполнительным кодексами РФ на органы местного самоуправления, незаконным.
Обязать администрацию Дюркинского сельского поселения определить вид обязательных и исправительных работ и объекты, на которых они отбываются.
Взыскать с администрации Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Атяшевский районный суд РМ.
Судья Н.М. Инчин
Копия верна
Судья Атяшевского райсуда: Н.М. Инчин
Подлинник решения находится в гражданском деле №2-69/2010 в Атяшевском районном суде.