Дело №2-170/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Атяшево 22 июня 2010 года
Судья Атяшевского районного суда РМ Инчин Н.М.,
с участием сторон: истицы Сюваевой О.С. и представителя ответчика – ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском районе РМ Беляевой Ю.Е.,
при секретаре Пучкиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сюваевой Ольги Семеновны к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском районе РМ о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, о признании за ней права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, включении периода работы в выборной должности в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости, назначении пенсии с даты обращения за ней и взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
01.03.2010 года Сюваева О.С. обратилась в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею не менее 25 лет педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Решением ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ от 09.03.2010 года за №__ в назначении ей досрочной пенсии было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа. Признавая специальный стаж Сюваевой О.С., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности на дату обращения в размере 24 года 4 месяца 25 дней, ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ исключил из специального трудового стажа Сюваевой О.С. период ее работы с 20 декабря 1980 года по 29 июля 1981 года на выборной должности и.о. секретаря исполкома Т-ого сельского совета народных депутатов МАССР, ссылаясь на то, что данная должность не поименована списком профессий, утвержденных Советом министров РСФСР от 06.09.1991 года №463, списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.09.1999 года №1067, и списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781.
Сюваева О.С., не согласившись с решением об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, обратилась в суд с иском к ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ, в котором просит признать решение ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ от 09.03.2010 года №__ об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности незаконным; признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности; обязать ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ включить период работы с 26 ноября 1980 года по 29 июля 1981 года на выборной должности и.о. секретаря исполкома Т-ого сельского совета народных депутатов Атяшевского района МАССР в стаж ее работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости; назначить пенсию с даты обращения за ней с 09 марта 2010 года, а также взыскать с ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ судебные расходы в размере 1700 рублей.
В обоснование своих требований Сюваева О.С. указала, что согласно заседанию исполкома Т-ого сельского Совета народных депутатов Атяшевского района МАССР от 20 января 1981 года она была принята на работу на должность секретаря исполкома Т-ого сельского совета с 25 ноября 1980 года и проработала на данной должности до 29 июля 1981 года, т.е. всего 8 месяцев 3 дня. Факт работы в указанной должности подтверждается выпиской из протокола заседания исполкома Т-ого сельского Совета, архивной справкой о начислении ей заработной платы с 25.11.1980 года по 29.07.1981 года за работу в должности секретаря исполкома сельского совета, копиями лицевых счетов о начислении заработной платы за указанный период. В указанный спорный период времени действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, п.п. "б" п. 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях.
В силу п. 4 данного Положения время работы на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением проработано в учреждениях, организациях и должностях, трудовая деятельность в которых давала учителям право на пенсию за выслугу лет.
Период ее работы в качестве секретаря исполкома Т-ого сельского Совета народных депутатов Атяшевского района МАССР относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Работая в качестве секретаря исполкома Т-ого сельского Совета народных депутатов Атяшевского района МАССР она не предполагала, и не должна была предполагать, что в будущем ее работа в качестве секретаря не будет включаться в льготный стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью. Ею выработано более 2/3 стажа (24 года 4 месяца 25 дней), требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, поэтому исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О, согласно которого в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, данные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Таким образом, считает, что вышеназванный период работы в качестве секретаря исполкома Т-ого сельского Совета народных депутатов Атяшевского района МАССР подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения на это права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
В судебном заседании истица свои исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, при этом уточнила, что просит обязать назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения 01 марта 2010 года, а не как ошибочно указала в исковом заявлении с 9 марта 2010 года.
Представитель ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ по доверенности Беляева Ю.Е. исковые требования Сюваевой О.С. не признала и просит отказать истице в удовлетворении исковых требований, пояснив, что решение ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ от 09.03.2010 года №__ об отказе истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости является законным по основаниям, изложенным в нем.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Сюваевой О.С. подлежат удовлетворению.
Согласно паспорта серии №__, выданного ТП УФМС России по Республике Мордовия в Атяшевском муниципальном районе __.__.__ года, истицей является Сюваева Ольга Семеновна, __.__.__ года рождения.
Согласно свидетельства о рождении серии №__, выданного __.__.__ года Б.Манадышским сельским Советом МАССР, а также свидетельства о заключении брака серии №__, выданного Тарасовским сельским Советом Атяшевского района МАССР __.__.__ года, истица с рождения имела фамилию «С-на», сменившая ее впоследствии в 1985 году после регистрации брака на фамилию «Сюваева».
Согласно трудовой книжки С-на О.С., фамилия в последующем измененная на основании свидетельства о браке на Сюваеву 20.12.1980 года на основании решения исполкома Т-ого сельского Совета от 20.12.1980 года, протокол №__, была избрана и.о. секретаря исполкома Т-ого сельского Совета народных депутатов Атяшевского района МАССР. 29.07.1981 года на основании решения исполкома Т-ого сельского Совета от 29.07.1981 года, протокол №__, была освобождена от исполнения обязанностей секретаря исполкома Т-ого сельского Совета народных депутатов в связи с выходом основного работника.
Согласно выписки из Протокола №__ заседания исполкома Т-ого сельского Совета народных депутатов Атяшевского района МАССР от 20.01.1981 года, представленной муниципальным архивом Администрации Атяшевского муниципального района, С-на Ольга Семеновна была принята временно на должность секретаря исполкома Т-ого сельского Совета с 26 ноября 1980 года с возложением на нее работы зав. учетным столом и ведение кассы исполкома сельского Совета.
Согласно справки, представленной муниципальным архивом, в протоколах заседаний Исполнительного комитета Т-ого сельского Совета народных депутатов, в протоколах сессий Т-ого сельского Совета народных депутатов Атяшевского района МАССР за 1981 год решения об увольнении С-ой О.С. с занимаемой должности не имеется.
Согласно архивной справке, представленной МУ «Объединенный межведомственный архив по личному составу», по ведомостям начисления заработной платы по Т-ого сельскому Совету за 1980-1981 г.г. значится С-на Ольга Семеновна в должности секретаря. Заработная плата начислена с 25 ноября 1980 года по июль 1981 года ежемесячно. Сведения о заработной плате С-ой О.С. за указанный период подтверждается представленными в суд истицей заверенными копиями расчетно-платежных ведомостей Т-ого сельского Совета.
Сам факт работы на должности секретаря исполкома Т-ого Сельского Совета народных депутатов в указанный период не оспаривается и представителем ответчика, о чем она заявила в судебном заседании.
Таким образом, кроме записей в трудовой книжке истицы, факт ее работы в качестве и.о. секретаря исполкома Т-ого сельского Совета народных депутатов Атяшевского района МАССР подтверждается архивными документами, поэтому суд считает, что факт работы истицы в период с 25 ноября 1980 года по июль месяц 1981 года на выборной должности в качестве и.о. секретаря исполкома Т-ого сельского Совета нашло свое подтверждение в судебном заседании.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу пп. 19 п. 1 ст. 27 указанного Закона (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 319 - ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно п. 2 ст. 27 названного Закона (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 319 - ФЗ) списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливается Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.05.2006 №266, от 18.06.2007 №381, с изм., внесенными Определением Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 №261-О), а также регулируется правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение указанной трудовой пенсии, утверждаемыми при принятии в установленном порядке списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, в частности Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 №449).
Списком профессий, утвержденным Советом Министров РСФСР от 06.09.1991 года №463, Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1067, и Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, выборная должность секретаря исполкома не поименована.
Между тем, истица Сюваева О.С. работала в должности секретаря исполкома Т-ого сельского Совета в то время, когда действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», утратившее юридическую силу с 01 октября 1993 года, поскольку постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года №953, моментом начала действия которого, является 01 октября 1993 года, постановление от 17.12.1959 года №1397 было отменено.
В соответствие с подпунктом «б» п.1 указанного Положения учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях. При этом согласно пункту 4 время работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 являлось действующим с момента начала трудовой деятельности Сюваевой О.С. и до момента начала ее педагогической деятельности в 1985 году. Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденное данным Постановлением, гарантировало истице включение оспариваемого периода в стаж работы по специальности (как учителю) без каких бы то ни было условий и ограничений.
Таким образом, в соответствии с действующим на тот момент законодательством истицей было приобретено право на включение обозначенного в иске периода в стаж работы по специальности, которое не может быть отменено, так как это означало бы придание обратной силы закону, ухудшающему его положение.
Социальное обеспечение по возрасту, установленное законом, гарантировано статьей 39 Конституции РФ. Данное положение, отсутствие в действующем пенсионном законодательстве (в том числе в Постановлении Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года № 2П, разъяснениях Минтруда России от 17 октября 2003 года № 4) прямого указания на невозможность включения в педагогический стаж оспариваемого периода работы позволяют сделать вывод о несостоятельности позиции, занятой отделом Пенсионного фонда.
Более того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
С учетом этого обстоятельства и, исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, период работы истицы с 26 ноября 1980 года по 29 июля 1981 года на выборной должности и.о. секретаря исполкома Т-ого сельского совета народных депутатов МАССР, по мнению суда, подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Стаж работы истицы на выборной должности в период с 26 ноября 1980 года по 29 июля 1981 года составляет 8 месяцев 3 дня, то есть минимальный по отношению к выработанному ею стажу работы, дающей ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста, поэтому у суда нет оснований его оспаривать в этом смысле. В то же время, учитывая указанный период ее работы как стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, у истицы на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, стаж работы с учетом признанной ответчиком стажа в размере 24 года 4 месяца и 25 дней, намного превышал 25 лет.
По этой причине решение ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ от 09 марта 2010 года №__ об отказе в назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа нельзя признать законным.
Согласно статье 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные судебные расходы присуждаются истцу пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
При обращении в суд Сюваевой О.С. была уплачена госпошлина в размере 200 рублей, а также были понесены расходы, связанные с оплатой услуг адвоката, которые являются судебными расходами. Учитывая, что исковые требования истицы удовлетворены, то суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истицы размер госпошлины в размере 200 рублей и расходы по оплате услуг адвоката в размере 1500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ от 09 марта 2010 года за №__ об отказе в назначении Сюваевой Ольге Семеновне досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности незаконным.
Признать стаж работы Сюваевой Ольги Семеновны за период работы с 26 ноября 1980 года по 29 июля 1981 года на выборной должности и.о. секретаря исполкома Т-ого сельского совета народных депутатов Атяшевского района МАССР стажем работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Признать право истицы на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с 01 марта 2010 года и обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ назначить Сюваевой Ольге Семеновне досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением ею не менее 25 лет педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ в пользу Сюваевой Ольги Семеновны возврат государственной пошлины в размере 200 рублей и другие судебные расходы в размере 1500 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Верховный Суд РМ через Атяшевский районный суд.
Судья Н.М. Инчин
Копия верна
Судья Атяшевского райсуда: Н.М. Инчин
Подлинник решения находится в гражданском деле №2-170/2010 в Атяшевском районном суде.