Дело № 2-149/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Атяшево 13 мая 2011 года
Судья Атяшевского районного суда Республики Мордовия
Селькина Р.С.,
с участием прокурора Атяшевского района РМ Петрунина С.В.,
представителя администрации Козловского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ в лице и.о. Главы администрации Козловского сельского поселения Качкаевой Л.М.,
при секретаре Михайловой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Атяшевского района Республики Мордовия в интересах граждан, неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Козловского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ по не организации сбора и вывоза отходов с территории с. Козловка в 10 метрах от дома № 2 в овраге по ул. Ленина Козловского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ незаконным и понуждении администрации Козловского сельского поселения организовать сбор и вывоз отходов с указанной территории,
у с т а н о в и л:
Прокурор Атяшевского района Республики Мордовия обратился в суд в интересах граждан, неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Козловского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ по не организации сбора и вывоза отходов с территории с. Козловка в 10 метрах от дома № 2 в овраге по ул. Ленина Козловского сельского поселения незаконным и понуждении администрации Козловского сельского поселения организовать сбор и вывоз отходов с указанной территории.
В обоснование своих требований указал, что проведенной прокуратурой Атяшевского района РМ проверкой исполнения администрацией Козловского сельского поселения требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды и о местном самоуправлении установлено, что указанные требования администрацией Козловского сельского поселения исполняются не в полной мере.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу ч.2 ст.21 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением органов местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с ч.5 ст. 12 вышеуказанного Федерального закона запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно п.18 ч.1 ст.6, п.9 ч.4 ст.27 Устава Козловского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ к вопросам местного значения Козловского сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах поселения. Администрация Козловского сельского поселения участвует в обеспечении прав и свобод граждан, проживающих на территории Козловского сельского поселения.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что указанные обязанности исполняются администрацией Козловского сельского поселения ненадлежащим образом.
Так, проверкой проведенной прокуратурой района 03 мая 2011 года установлено, что в с. Козловка, территория, расположенная в 10 метрах от дома № 2 в овраге по ул. Ленина, захламлена различными твердыми бытовыми отходами: мусором, бумагой полиэтиленовыми бутылками, что может явиться источником распространения инфекционных и паразитарных заболеваний среди населения. Вышеуказанные нарушения закона приводят к отсутствию гарантий санитарно-эпидемиологической безопасности и создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Местное самоуправление в Российской Федерации, согласно ст.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Учитывая то, что в связи с активными миграционными процессами состав населения муниципального образования постоянно изменяется, указанный круг людей нельзя индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, а также решить вопрос о правах каждого из них.
Таким образом, в целях защиты прав неопределенного круга лиц прокурор вправе обратиться в суд с данным заявлением.
В судебном заседании прокурор Атяшевского района РМ Петрунин С.В. требования, изложенные в заявлении, поддержал по тем же доводам, просил их удовлетворить.
И.о. Главы администрации Козловского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ Качкаева Л.М., требования прокурора признала в полном объеме.
Суд, выслушав объяснения участвующих по делу сторон и исследовав материалы дела, считает, что заявление прокурора Атяшевского района РМ подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, каковым является население муниципального образования. В связи с активными миграционными процессами состав населения муниципального образования постоянно изменяется, указанный круг людей нельзя индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, а также решить вопрос о правах каждого из них.
Согласно статье 254 ГПК РФ решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица может быть оспорено в суде.
Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно акту проверки исполнения законодательства об экологической безопасности от 03 мая 2011 года на территории с. Козловка Атяшевского муниципального района РМ в 10 метрах от дома № 2 в овраге по ул. Ленина находится несанкционированная свалка бытового мусора.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 (ред. от 27.07.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах населенных пунктов поселения.
Согласно статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 6 и пункту 9 части 4 статьи 27 Устава Козловского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ к вопросам местного значения Козловского сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах поселения. Администрация Козловского сельского поселения участвует в обеспечении прав и свобод граждан, проживающих на территории Козловского сельского поселения.
Согласно части 1 и части 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 12 этого же Федерального закона запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В силу статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Таким образом, бездействие администрации Козловского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ по организации сбора и вывоза отходов с территории с. Козловка может привести к распространению инфекционных и паразитарных заболеваний среди населения, тем самым нанести вред и угрозу жизни и здоровью людей, чем соответственно нарушаются права граждан.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор, при обращении в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, от уплаты государственной пошлины освобожден.
Согласно пункту 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с п.19 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Требования прокурора Атяшевского района Республики Мордовия удовлетворить.
Признать бездействие администрации Козловского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ по не организации сбора и вывоза отходов с территории с. Козловка в 10 метрах от дома № 2 в овраге по ул. Ленина незаконным.
Понудить администрацию Козловского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ организовать сбор и вывоз отходов с территории с. Козловка в 10 метрах от дома № 2 с оврага по ул. Ленина. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Атяшевский районный суд РМ.
Судья Р.С. Селькина