О признании незаконного бездействия администрации сельского поселения по не организации сбора и вывоза отходов



Дело № 2-147/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Атяшево 13 мая 2011 года

Судья Атяшевского районного суда Республики Мордовия

Селькина Р.С.,

с участием прокурора Атяшевского района РМ Петрунина С.В.,

представителя администрации Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ в лице Главы администрации Атяшевского сельского поселения Ермекшова Д.В.,

при секретаре Михайловой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Атяшевского района Республики Мордовия в интересах граждан, неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ по не организации сбора и вывоза отходов с территории с. Батушево в 150 метрах от дома № 1 по ул. Терешковой Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ незаконным и понуждении администрации Атяшевского сельского поселения организовать сбор и вывоз отходов с указанной территории,

у с т а н о в и л:

Прокурор Атяшевского района Республики Мордовия обратился в суд в интересах граждан, неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ по не организации сбора и вывоза отходов с территории с. Батушево в 150 метрах от дома № 1 по ул. Терешковой Атяшевского сельского поселения незаконным и понуждении администрации Атяшевского сельского поселения организовать сбор и вывоз отходов с указанной территории.

В обоснование своих требований указал, что проведенной прокуратурой Атяшевского района РМ проверкой исполнения администрацией Атяшевского сельского поселения требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды и о местном самоуправлении установлено, что указанные требования администрацией Атяшевского сельского поселения исполняются не в полной мере.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу ч.2 ст.21 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением органов местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с ч.5 ст. 12 вышеуказанного Федерального закона запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Согласно п.19 ч.1 ст.6, п.10 ч.4 ст.28 Устава Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ к вопросам местного значения Атяшевского сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах поселения. Администрация Атяшевского сельского поселения участвует в обеспечении прав и свобод граждан, проживающих на территории Атяшевского сельского поселения.

В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что указанные обязанности исполняются администрацией Атяшевского сельского поселения ненадлежащим образом.

Так, проверкой проведенной прокуратурой района 28 апреля 2011 года установлено, что в с. Батушево, территория, расположенная в 150 метрах от дома № 1 по ул. Терешковой, захламлена различными твердыми бытовыми отходами: мусором, бумагой полиэтиленовыми бутылками, что может явиться источником распространения инфекционных и паразитарных заболеваний среди населения. Вышеуказанные нарушения закона приводят к отсутствию гарантий санитарно-эпидемиологической безопасности и создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Местное самоуправление в Российской Федерации, согласно ст.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Учитывая то, что в связи с активными миграционными процессами состав населения муниципального образования постоянно изменяется, указанный круг людей нельзя индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, а также решить вопрос о правах каждого из них.

Таким образом, в целях защиты прав неопределенного круга лиц прокурор вправе обратиться в суд с данным заявлением.

В судебном заседании прокурор Атяшевского района РМ Петрунин С.В. требования, изложенные в заявлении, поддержал по тем же доводам, просил их удовлетворить.

Глава администрации Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ Ермекшов Д.В., требования прокурора признал.

Суд, выслушав объяснения участвующих по делу сторон и исследовав материалы дела, считает, что заявление прокурора Атяшевского района РМ подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, каковым является население муниципального образования. В связи с активными миграционными процессами состав населения муниципального образования постоянно изменяется, указанный круг людей нельзя индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, а также решить вопрос о правах каждого из них.

Согласно статье 254 ГПК РФ решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица может быть оспорено в суде.

Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно акту проверки исполнения законодательства об экологической безопасности от 28 апреля 2011 года на территории с. Батушево в 150 метрах от дома № 1 по ул. Терешковой находится несанкционированная свалка бытового мусора.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 (ред. от 27.07.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах населенных пунктов поселения.

Согласно статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно пункту 19 части 1 статьи 6 и пункту 10 части 4 статьи 28 Устава Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ к вопросам местного значения Атяшевского сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах поселения. Администрация Атяшевского сельского поселения участвует в обеспечении прав и свобод граждан, проживающих на территории Атяшевского сельского поселения.

Согласно части 1 и части 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 12 этого же Федерального закона запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В силу статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Таким образом, бездействие администрации Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ по организации сбора и вывоза отходов с территории с. Батушево может привести к распространению инфекционных и паразитарных заболеваний среди населения, тем самым нанести вред и угрозу жизни и здоровью людей, чем соответственно нарушаются права граждан.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор, при обращении в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, от уплаты государственной пошлины освобожден.

Согласно пункту 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии с п.19 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Согласно ст. 103 ГПК РФ, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Требования прокурора Атяшевского района Республики Мордовия удовлетворить.

Признать бездействие администрации Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ по не организации сбора и вывоза отходов с территории с. Батушево в 150 метрах от дома № 1 по ул. Терешковой незаконным.

Понудить администрацию Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ к организации сбора и вывоза отходов с территории с. Батушево в 150 метрах от дома № 1 по ул. Терешковой. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Атяшевский районный суд РМ.

Судья Р.С. Селькина