О назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности



Дело № 2-116/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Атяшево 11 мая 2011 года

Атяшевский районный суд РМ в составе председательствующего судьи Селькиной Р.С.,

при секретаре Михайловой Н.Н.,

с участием истицы Сабуровой Е.В.,

представителя ответчика ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ ФИО7., действующей на основании доверенности от 10.05.2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сабуровой Елены Викторовны к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ о признании незаконным решения № от 25.01.2011 года об отказе в назначении пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, понуждении включить периодов работы с 05.04.1990 года по 29.04.1992 года, с 01.11.1999 года по 31.12.1999 года, и с 01.01.2001 года по 31.12.2001 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, назначить трудовую пенсию по старости досрочно с 29.12.2010 года,

УСТАНОВИЛ:

Сабурова Е.В. обратилась в суд с иском к ГУ- Управление Пенсионного Фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ о включении периодов ее работы в должности заведующей здравпунктом <данные изъяты> <данные изъяты> района РМ с 01.11.1999 года по 31.12.1999 года, и с 01.01.2001 года по 31.12.2001 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В обоснование своих требований указала, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ от 25.01.2011 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального стажа, в который не включен период ее работы с 01.11.1999 года по 31.12.1999 года, и с 01.01.2001 года по 31.12.2001 года в должности заведующей здравпунктом здравпунктом <данные изъяты> <данные изъяты> района РМ. Считает данное решение комиссии незаконным, поскольку в спорный период времени она фактически выполняла обязанности заведующей-фельдшера данного здравпункта.

Просила включить в специальный стаж ее работы спорный период и обязать ответчика назначить ей пенсию по старости с 29.12.2010 года.

В дальнейшем истица дополнила исковые требования, просила включить периоды нахождения в отпуске по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 2 лет с 05.04.1990 года по 29.04.1992 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в льготном исчислении.

В судебном заседании истица поддержала доводы, изложенные в иске в полном объеме. Пояснила, что с 07 апреля 1988 года по окончании Ардатовского медицинского училища приказом главного врача <данные изъяты> ЦРБ была назначена на должность заведующей здравпунктом <данные изъяты> района РМ. На указанной должности она проработала до 21 января 2007 года, исполняя в полном объеме те же функциональные обязанности, которые полностью тождественны обязанностям фельдшера. Поскольку штат здравпункта состоял лишь из одной заведующей, она фактически осуществляла медицинскую деятельность. В спорные периоды с 01.11.1999 года по 31.12.1999 года и с 01.01.2001 года по 31.12.2001 года осуществляла амбулаторный прием больных, обратившихся в фельдшерский пункт, оказывала экстренную доврачебную медицинскую помощь, выполняла назначения врача, проводила процедуры, подкожные инъекции, проводила работу по обеспечению инфекционной безопасности, по организации и проведению ежегодной диспансеризации учащихся <данные изъяты>, анализа заболеваемости, делала профилактические прививки согласно плану-графику с обязательным заполнением всех соответствующих форм, осуществляла организацию и проведение противоэпидемиологических мероприятий, а также исполняла иные функциональные обязанности, которые по своему содержанию тождественны обязанностям фельдшера.

В период работы в здравпункте <данные изъяты> ей с 05.04.1990 года был представлен отпуск по беременности и родам по 22. 06.1990 года. С 23.06.1990 года по 28.10.1991 года был представлен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; с 29.10.1991 года по 29.04.1992 года - дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Однако при исчислении стажа работы по специальности указанные периоды учтены без применения кратного исчисления. По ее мнению, периоды отпуска по беременности и родам, частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет должны учитываться в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены данные отпуска, т.е. в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца).

Представитель ответчика ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ ФИО7. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме. Пояснила, что Управление, рассматривая заявление Сабуровой Е.В., правомерно отказало ей в назначении досрочной трудовой пенсии. Периоды работы истицы с 01.11.1999 года по 31.12.1999 года и с 01.01.2001 года по 31.12.2001 года в должности заведующей здравпунктом не может быть включен в специальный стаж работы, поскольку такое наименование должности отсутствует в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилах исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.

По ее мнению, периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам, частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет правомерно включены в льготный стаж работы с применением календарного порядка исчисления. В связи с тем, что специальный стаж Сабуровой Е.В. составляет 23 года 4 месяца 18 дней, ей правильно отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.

Согласно ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии устанавливаются законом Российской Федерации. Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение.

В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ № от 25.01.2011 в стаж медицинской работы истицы включены периоды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения продолжительностью 23 года 4 месяца 18 дней, вместо требуемых 25 лет. Не включены в специальный стаж периоды работы с 01.11.1999 года по 31.12.1999 года и с 01.01.2001 года по 31.12.2001 года в должности заведующей здравпунктом <данные изъяты> района РМ. Периоды нахождения Сабуровой Е.В. в отпусках по беременности и родам (с 05.04.1990г. по 22.06.1990г.), по уходу за ребенком до 1,5 лет (с 23.06.1990г. по 28.10.1991г.) и до 3-х лет (с 29.10.1991г. по 29.04.1992г.) включены в специальный стаж работы истицы в календарном исчислении.

В Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 включена должность заведующего фельдшерским здравпунктом - фельдшера.

Аналогичная должность содержалась и в Списках, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 (утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781) в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999 засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

В Список от 06.09.1991 были включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно- эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Судом установлено, что приказом № 16 от 01.04.1988 года по <данные изъяты> ЦРБ Сабурова Е.В., имеющая среднее специальное медицинское образование, с 07.04.1988 года принята на должность заведующей здравпунктом <данные изъяты> района РМ. В соответствии с приказом № 8 от 22.01.2007 года истица работала участковой медицинской сестрой Чамзинской поликлиники, с 01.07.2010 года по настоящее время медицинской сестрой приемного отделения МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» (приказ « <данные изъяты> от 01.07.2010 года).

Из указанного периода работы истицы в должности заведующей здравпунктом <данные изъяты> в её специальный стаж ответчиком включен период с 07.04.1988 года по 31.10.1999 года.

Суд принимает во внимание, что характер работы Сабуровой Е.В. на протяжении всего периода работы в качестве заведующей <данные изъяты>, в том числе и в спорный период, не изменялся. Будучи руководителем здравпункта, истица в спорный период времени выполняла обязанности фельдшера, должность которого не была предусмотрена штатным расписанием здравпункта, поскольку работала в здравпункте одна, что нашло подтверждение в ходе судебного разбирательства и не отрицается ответчиком.

Как следует из представленных сторонами документов, Сабурова Е.В. в оспариваемый период, исполняя свои должностные обязанности, оказывала экстренную доврачебную медицинскую и первую неотложную медицинскую помощь, выполняла назначения врача, проводила медицинские процедуры, осуществляла работу по обеспечению инфекционной безопасности, участвовала в организации и проведении ежегодной диспансеризации граждан, противоэпидемиологических мероприятиях, а также исполняла иные функциональные обязанности, которые по своему содержанию тождественны обязанностям фельдшера. Данное обстоятельство подтверждается должностной инструкцией заведующего здравпунктом <данные изъяты> и показанием свидетеля Гусевой Т.Б.

Из материалов дела следует, что здравпункт <данные изъяты> являлось структурной единицей МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», который осуществляет работы и услуги по специальности лечебное дело, работы и услуги по профилактической медицине.

Штатные расписания 1999-2000 года и 2001 года МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» предусматривают для <данные изъяты> должность заведующей фельдшерским здравпунктом и заведующей фельдшерским здравпунктом-фельдшера (1 единица) соответственно.

Вместе с тем, в соответствии с тарификационными списками работников <данные изъяты> ЦБР за указанные годы должность Сабуровой Е.В. значится как заведующего здравпунктом.

При этом судом принимается во внимание, что согласно Приложению № 2 к Положению «О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности», утвержденному приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности от 19.12.1994 г. № 286, должность заведующего здравпунктом относится к должности среднего медицинского персонала, по которому требуется среднее медицинское образование. Соответствие образования Сабуровой Е.В. занимаемой ею должности заведующей здравпунктом было подтверждено дипломом о получении ею образования по специальности акушерка (диплом №).

Сабурова Е.В., будучи руководителем здравпункта, одновременно выполняла обязанности фельдшера, относящегося к среднему медицинскому персоналу, поскольку работала согласно штатному расписанию одна. А то, что она в полном объеме выполняла свои функциональные обязанности, подтверждается как документально, так и показаниями допрошенного в судебном заседании свидетеля.

Представленные ответчиком акты проверки характера льготной работы истицы выводы суда не опровергают.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что период работы истица с 01.11.1999 года по 31.12.1999 года и с 01.01.2001 года по 31.12.2001 года в должности заведующей здравпунктом <данные изъяты> района РМ подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При разрешении вопроса о необходимости зачисления на аналогичных основаниях в стаж работы истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов, когда истица фактически не выполняла своих трудовых функций, а получала пособия по беременности и родам, находилась в отпусках по уходу за детьми, суд исходит из следующего:

В соответствии с трудовым законодательством отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для назначения пособия по беременности и родам являлся выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (пункт 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 №13-6), который служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность. Данный отпуск оплачивался через пособие по государственному социальному страхованию по беременности и родам. Таким образом, период отпуска по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия в период временной нетрудоспособности, который в соответствии со ст.ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 5), включается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Периоды нахождения Сабуровой Е.В. в отпусках по беременности и родам (с 05.04.1990г. по 22.06.1990г.), по уходу за ребенком до 1,5 лет (с 23.06.1990г. по 28.10.1991г.) и до 3-х лет (с 29.10.1991г. по 29.04.1992г.) имели место до вступления в силу с 06.10.1992 г. Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного суда РФ от 05 ноября 2002г. № 320-О и в Постановлении Конституционного суда РФ от 24.05.2001г. № 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного им в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, является таким ограничением конституционного права, которое не может быть оправдано указанными в статье 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, в стаж работы истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельности и иную деятельность по охране здоровья населения подлежат включению в льготном порядке исчисления (1 год за 1 год и 3 месяца) следующие периоды: период получения пособия по беременности и родам с 05.04.1990г. по 22.06.1990г.; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 23.06.1990г. по 28.10.1991г.; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с 29.10.1991г. по 29.04.1992г.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обращение за назначением трудовой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Согласно пункту 1 статьи 19 данного ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку на момент обращения истицы с заявлением о назначении досрочной пенсии – на 29 декабря 2010 года – суммарно продолжительность стажа работы по специальности Сабуровой Е.В., включая оспариваемые периоды, составила 25 лет 06 месяцев 26 дней (справка начальника ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ № от 10.05.2011 года), что как следствие, свидетельствует о правомерности заявленных исковых требованиях.

При таких обстоятельствах, на ответчика следует возложить обязанность по назначению истице досрочной пенсии по старости с 29 декабря 2010 года, то есть с даты обращения истицы в ОПФ за назначением пенсии.

Ответчик не представил доказательства, подтверждающие наличие иных оснований, препятствующих назначению истице досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Руководствуясь ст.ст. 194, 196-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Сабуровой Елены Викторовны удовлетворить.

Признать незаконным решение начальника ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия № от 25 января 2011 года по определению права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в части исключения из стажа работы Сабуровой Е.В., дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периодов отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет до 3 лет с 05.04.1990 года по 29.04.1992 года, периодов работы в должности заведующей здравпунктом <данные изъяты> с 01.11.1999 года по 31.12.1999 года и с 01.01.2001 года по 31.12.2001 года.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия включить в специальный стаж работы Сабуровой Е.В., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды получения пособия по беременности и родам с 05.04.1990 года по 22.06.1990 года; нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 23.06.1990 года по 28.10.1991года; нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с 29.10.1991года по 29.04.1992 года в льготном исчислении.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия включить в специальный стаж работы Сабуровой Е.В., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды с 01.11.1999 года по 31.12.1999 года, и с 01.01.2001 года по 31.12.2001 года в должности заведующей здравпунктом <данные изъяты> района Республики Мордовия.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия назначить Сабуровой Е.В. досрочной трудовую пенсию по старости в связи осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 29 декабря 2010 года.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Республики Мордовия через Атяшевский районный суд РМ с момента вынесения решения в окончательном виде.

Председательствующий судья Р.С.Селькина