О влючении периодов работы в специальный стаж для начисления досрочной трудовой пенсии по старости



Дело № 2-43/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Атяшево 29 марта 2011 года

Атяшевский районный суд РМ в составе председательствующего судьи Селькиной Р.С.,

при секретаре Михайловой Н.Н.,

с участием истца ФИО8

представителя ответчика ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в <данные изъяты> муниципальном районе РМ ФИО9., действующей на основании доверенности от 05.04.2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО8 к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в <данные изъяты> муниципальном районе РМ о признании незаконным решения от 28.09.2010 года об отказе в назначении пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, понуждении включить периодов работы в должности председателя <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов Атяшевского района МАССР с 01.04.1990 года по 02.1.1993 года, в должности Главы администрации местного самоуправления села <данные изъяты> Атяшевского района Республики Мордовия с 02.11.1993 года, учителем русского, родного языков и литературы с 01.09.2008 года по 31.12.2010 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, назначить трудовую пенсию по старости досрочно с 22.09.2010 года и взыскании судебных расходов в сумме 200 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО8. обратился в суд с иском к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <данные изъяты> районе Республике Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ссылаясь на то, что решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <данные изъяты> районе РМ № от 28 сентября 2010 года ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа осуществления педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, поскольку признан специальный стаж 4 года 7 месяцев 17 дней. Из специального стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, неправомерно исключены из стажа, периоды работы с 01.04.1991 года по 31.01.2008 года в должности председателя <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов Атяшевского района МАССР, с 02.11.1993 года главой администрации <данные изъяты> сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ, а также периода работы с 01.09.2008 года по 22.09.2010 года в должности учителя русской и родной литературы МОУ «<данные изъяты> ООШ». Просил включить спорные периоды в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и обязать ответчика назначить ему пенсию с момента обращения, а именно с 22.09.2010 года.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме, уточнил их и просил удовлетворить. Дополнительно пояснил, что 22.09.2010 года обратился в ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <данные изъяты> районе Республике Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <данные изъяты> районе РМ № от 28.09.2010 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей отказано ввиду отсутствия требуемого стажа. Из специального стажа исключен период с 01.04.1990 года по 31.08.2008 года. На день обращения ему установлен специальный стаж 4 года 7 месяцев 17 дней.

16.08.1985 года по приказу № по <данные изъяты> РОНО назначен в <данные изъяты> восьмилетнюю школу Атяшевского района МАССР учителем русского языка и литературы. С 17.08.1987 года назначен в порядке перевода на должность директора <данные изъяты> средней школы.

16.03.1990 года на сессии <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов Атяшевского района МАССР избран председателем указанного Совета народных депутатов, в связи с чем приказом <данные изъяты> РОНО № от 20.03.1990 года уволен с 01.04.1990 года в порядке перевода.

02.11.1993 года в соответствии с п. 4 Указа Президента РФ от 09.10.1993 года № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» освобожден от работы в должности председателем <данные изъяты> Совета народных депутатов и Постановлением Главы администрации Атяшевского района РМ № 281 от 02.11.1993 года назначен Главой администрации местного самоуправления <данные изъяты> района РМ, где осуществляет трудовую деятельность до настоящего времени.

Кроме того, за период с 01.09.2008 года по 22.09.2010 года осуществлял педагогическую деятельность в МОУ «<данные изъяты> ООШ» в должности учителя русской и родной литературы с педагогической нагрузкой в количестве 6 часов в неделю.

По мнению истца, периоды работы на выборной должности в советских учреждениях, муниципальном органе в силу Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 в свете Постановлений Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 года и № 20-П от 29.01.2004 года подлежат включению в педагогический стаж.

Период с 01.09.2008 года по 22.09.2010 года также подлежит зачету в специальный стаж работы, поскольку МОУ «<данные изъяты> ООШ» расположено в сельской местности.

Просит решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <данные изъяты> районе РМ № от 28 сентября 2010 года в отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности признать незаконным, обязать ответчика включить спорные периоды работы с 01.04.1990 года по 02.11.1993 года в должности председателя <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов Атяшевского района МАССР, с 02.11.1993 года по 31.08.2008 года в должности Главы администрации местного самоуправления села <данные изъяты> Атяшевского района Республики Мордовия, учителем русского, родного языков и литературы с 01.09.2008 года по 31.12.2010 года в специальный стаж работы и назначить трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения, т.к. его специальный стаж составил более 25 лет.

Представитель ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в <данные изъяты> муниципальном районе РМ ФИО9. исковые требования ФИО8. не признала. Считает решение начальника УПФР в <данные изъяты> районе РМ от 28.09.2010 года в отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности обоснованным, поскольку действующим пенсионным законодательством РФ включение в специальный стаж периода работы в должности председателя <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов с 01.04.1990 года по 01.11.1993 года не предусмотрено из-за отсутствии педагогического стажа в размере 16 лет 8 месяцев; работы с 02.11.1993 года по 3108.2008 года в должности главы администрации <данные изъяты> сельского поселения, т.к. должность не поименована Списком профессий, утвержденным Советом Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, Списком профессий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067, Списком профессий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Период с 01.09.2008 года по 22.09.2010 года истец осуществлял педагогическую деятельность в МОУ «<данные изъяты> ООШ» в должности учителя русской и родной литературы без выполнения нормы педагогической нагрузки. В удовлетворении требований ФИО8 просила отказать ввиду их необоснованности.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что в иске ФИО8. необходимо отказать по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии устанавливаются законом Российской Федерации. Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 28 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Согласно пункту 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Согласно пенсионного дела ФИО8 по приказу <данные изъяты> РОНО № от 16.08.1985 года назначен учителем русского языка и литературы <данные изъяты> восьмилетней школы. Приказом <данные изъяты> РОНО № от 17.08.1987 года назначении директором <данные изъяты> средней школы в порядке перевода.

Приказом по <данные изъяты> РОНО № от 20.03.1990 года истец с 01.04.1990 года уволен с должности директора <данные изъяты> средней школы в связи с избранием председателем исполкома <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов Атяшевского района. Постановлением Главы администрации Атяшевского района МАССР от 02.11.1993 года № назначен главой администрации органа местного самоуправления.

Период работы ФИО8 в должности председателя <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов с 01.04.1990 года по 01.11.1993 года относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

В указанный период работыистца действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.

В соответствии с п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного вышеуказанным постановлением, учителям в стаж работы по специальности для назначения пенсии за выслугу лет засчитывалась выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. Отказывая в удовлетворении исковых требований истцу суд ссылается на Постановление Минтруда РФ от 17.10.2003 года N 70 "Об утверждении разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Разъяснения Минтруда РФ от 17.10.2003 года N 4, а также с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ приходит к выводу о необоснованности заявленных требований, поскольку на момент введения нового правового регулирования назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью на 01.01.2002 года у ФИО8. не было 2\3 требуемого специального стажа 16 лет 08 месяцев.

Давая оценку требованиям истца о включении в педагогический стаж периода работы с 02.11.1993 года по 3108.2008 года в должности главы администрации <данные изъяты> сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ, суд исходит из того, что в соответствии с ранее действовавшим Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" находиться на муниципальной службе и действующим с 1 июля 2007 г., Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон о муниципальной службе) муниципальная служба подразумевает профессиональную деятельность исключительно граждан Российской Федерации, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (ст.2).

Согласно п. 12 ст.11 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих, так же, как и государственных служащих субъектов Российской Федерации, распространяется действие пенсионного законодательства, а в соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 ФЗ от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта РФ. Ч. 3 ст. 25 устанавливает, что стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной гражданской службы государственного гражданского служащего.

Между тем, педагогический стаж не является государственной гражданской службой государственного гражданского служащего и включение периода работы в должности главы органа местного самоуправления Списком профессий, утвержденным Советом Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, Списком профессий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067, Списком профессий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 в педагогический стаж действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, вышеназванный период работы ФИО8 не подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

В части исковых требований ФИО8 о включении в педагогический стаж работы периода с 01.09.2008 года по 22.09.2010 года в размере 2 лет 21 дня в МОУ «<данные изъяты> ООШ» в должности учителя русской и родной литературы без выполнения нормы педагогической нагрузки суд исходит из следующего. Факт осуществления истцом преподавательской деятельности в данный период не оспаривается ответчиком и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами. К моменту обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности, т.е. к 22.09.2010 года, трудовой стаж ФИО8 составил 4 года 07 месяцев 17 дней, то есть менее 25 лет. Поскольку истец не осуществляет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в связи с чем, на дату вынесения решения также не приобрел право на назначение трудовой пенсии по старости как лицо, осуществляющее педагогическую деятельность в учреждениях для детей, основания для включения в специальный стаж спорного периода работы с 01.09.2008 года по 22.09.2010 года отсутствуют.

В силу изложенных обстоятельств, суд приходит к убеждению, о правомерности и законности решения начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <данные изъяты> районе РМ № от 28 сентября 2010 года, в связи с чем исковые требования ФИО8 оставляет без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска ФИО8 к ответчику ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в <данные изъяты> районе РМ о признании незаконным решения № от 28.09.2010 года об отказе в назначении пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, понуждении включить периоды работы с 01.04.1990 года по 02.11.1993 года в должности председателя <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов Атяшевского района МАССР, с 02.11.1993 года по 31.08.2008 года в должности Главы администрации местного самоуправления села <данные изъяты> Атяшевского района Республики Мордовия, учителем русского, родного языков и литературы с 01.09.2008 года по 31.12.2010 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, назначить трудовую пенсию по старости досрочно с 22.09.2010 года и взыскании судебных расходов в сумме 200 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Республики Мордовия через Атяшевский районный суд РМ с момента вынесения решения в окончательном виде.

Председательствующий судья Р.С.Селькина

Копия верна:

Судья Р.С.Селькина