О признании граждан утратившим право пользования жилым помещением



Дело № 2-119/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п.Атяшево 20 мая 2011 года

Атяшевский районный суд Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Селькиной Р.С.,

при секретаре Михайловой Н.Н.,

с участием представителя ответчика ДАС. – Тимофеевой В.А.,

третьего лица ПНП

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ПВН к ДАС и ДДА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения о признании граждан утратившими право пользования жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

ПВН. обратился в суд с иском к ДАС. о признании ее и ее несовершеннолетнего сына ДДА., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратившими права пользования жилым помещением – квартирой № 1 дома № 55, расположенным по адресу: <адрес>.

В обоснование своих требований указал, что ему, его родителям и брату на праве общей долевой собственности принадлежит двухкомнатная квартира общей площадью 41,8 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. Право собственности на указанную квартиру зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия 25.01.2001 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права .

В соответствии со ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и, иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

На основании ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В октябре 2010 года ему стало известно, что кроме их четверых членов семьи в квартире зарегистрированы ДАС. и ее несовершеннолетний сын - ДДА., поскольку их квартиру посетили судебные приставы, разыскивая должника ДАС. После их ухода его мать ПНП. пояснила, что в период нахождения его на службе в рядах Российской армии она дала согласие на регистрацию в их квартире ДАС. с сыном, поскольку его брат Вячеслав и ответчица собирались вступить в брак, проживали совместно. Ввиду того, что на тот момент у ответчицы отсутствовал паспорт, и требовалось получить новый, ей была необходима данная регистрация. Ответчица с сыном проживали в квартире около шести месяцев. После получения паспорта ответчица выехала из квартиры вместе с сыном и до настоящего времени никаких сведений о ее местонахождении нет, о чем свидетельствует акт комиссии от 07.04.2011 года.

В связи с изложенным, просит признать ДАС и ее несовершеннолетнего сына ДДА. утратившими право пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес>

Истец на судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. Указал, что своего согласия, как сособственник жилого помещения, на регистрацию и вселение в квартиру ДАС. и ее несовершеннолетнего сына ДДА. Ответчик в квартире не проживает с марта 2004 года, ее место жительства не известно. Попыток выписаться или вселиться в жилое помещение она не предпринимала, все вещи она забрала с собой. Регистрация ДАС. и ее сына ДДА. на указанной жилой площади нарушает его права как собственника на распоряжение имуществом. Более того, в ОСП по Атяшевскому району УФССП по Республике Мордовии имеются исполнительные производства в отношении должника ДАС., поэтому в связи с совершением в рамках возбужденных производств исполнительных действий по взысканию отысканию имущества, могут пострадать его имущественные права.

Представитель ответчицы ДАС., место жительство которой неизвестно-назначенный судом в соответствии со ст. 50 ГПК РФ адвокат коллегии адвокатов «Республиканская юридическая защита» Тимофеева В.А., в судебном заседании требования истца не признала и просила отказать в их удовлетворении.

Третьи лица на стороне истца ПНВ., и ПВН., в судебном заседании требования истца поддерживали и просили удовлетворить.

Третье лицо ПНП. пояснила суду, что приходится матерью истцу. Квартира им принадлежит на праве общей совместной собственности. ДАС. и ее сын ПВН с конца 2003 года по март 2004 года жили в гражданском браке в квартире совместно с ними. У ответчицы есть сын ДДА Поскольку паспорт гражданина РФ у ответчицы отсутствовал в связи с утратой, она без согласия остальных членов семьи дала разрешение на регистрацию ее и ее несовершеннолетнего сына ДДА в их квартире. Целью регистрации было получение нового паспорта гражданина РФ. На тот момент младший сын ПВН проходил срочную службу в рядах Российской армии. И узнал о том, что в их квартире зарегистрирована ДАС. лишь в октябре 2010 года, по приходу приставов по исполнению возбужденных производств в отношении должницы ДАС. Начиная с марта 2004 года, ответчица с сыном в данной квартире не проживает. Никаких расходов не несет по содержанию жилого помещения, все личные вещи вывезла и на данный момент ее место жительство не известно. Мобильного телефона у нее не было.

Выслушав доводы сторон, показания свидетелей, третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Свой вывод суд обосновывает следующим.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы ч.1 ст.11 Жилищного кодекса РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав.
Защита жилищных прав осуществляется, в том числе, путем прекращения или изменения жилищного правоотношения (ч.3 ст.11 Жилищного кодекса РФ).

Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно ст. 3 ФЗ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ», граждане РФ обязаны регистрироваться по месту жительства или месту пребывания в пределах РФ.

Статья 304 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно п. 2 ст. 292 ГК РФ, переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.

На основании пп. "е" п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. № 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25 января 2001 года , ПНВ., ПНП., ПВН. и ПВН принадлежит на праве общей совместной собственности двухкомнатная квартира общей площадью 41,8 кв.м., по адресу: <адрес>

Согласно выписки из домовой книги, по адресу: <адрес>, кроме ПВН., ПВН., ПВН. и ПНП. зарегистрированы ДДА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ДАС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Дата регистрации 27.10.2003 года.

Согласно сообщению ТП УФМС по РМ в Атяшевском муниципальном районе РМ, на ДДА. и ДАС. имеются адресные листки прибытия, добровольно указанные лица не снимались с регистрации по указанному адресу.

Согласно комиссионному акту от 07.04.2011 года, ДАС. и ДДА. не проживают по вышеуказанному адресу с 2004 года по настоящий момент.

Как установлено судом и подтверждается документально, в отношении Дмитриевой А.С. имеются четыре возбужденные исполнительных производства службой судебных приставов по Атяшевскому району РМ.

На основании ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В соответствии со ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими ФЗ, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).

Исследованными в судом доказательствами установлено, что ДАС проживала с ПВН в гражданском браке с октября 2003 года по март 2004 года в спорной квартире. В марте 2004 года вместе с сыном добровольно выехала в к родственникам, проживающим в г. <данные изъяты>. С указанного времени в жилом помещении по адресу: <адрес> не проживает, вещей не в квартире не имеет, попыток вселиться в жилое помещение не предпринимала. Препятствия в пользовании жилым помещением отсутствуют, ответчик в одностороннем порядке отказалась от прав и обязанностей по договору социального найма.

Как пояснила в судебном заседании свидетель ФИО63., ДАС. проживала с сыном в квартире Прониных с октября 2003 года. Она жила с ПВН в гражданском браке, в 2004 году она уехала, больше ее в указанной квартире не видела.

Как пояснила свидетель ФИО66.- глава администрации <данные изъяты> сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ, ответчица с сыном по месту регистрации в квартире <данные изъяты> не проживает, а именно по адресу: <адрес>, вместе с тем, в домовой книге имеется запись о ее регистрации.

Свидетель ФИО67 также, подтвердил суду факт не проживания ответчика по месту регистрации с 2004 годачто приходится двоюродным братом ПВН, который проживал в гражданском браке с ДАС. Видел ее пару раз, не общительная, не разговорчивая. Прожила в квартире <данные изъяты> недолго.

В соответствии с ч. 3 ст. 83 Жилищного Кодекса РФ в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда.

Согласно п. 32 Постановления Пленума ВС РФ N 14 от 02.07.2009 года при установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде ответчика из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также о его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, иск о признании его утратившим право на жилое помещение подлежит удовлетворению на основании ч. 3 ст. 83 ЖК РФ, в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что ответчик ДАС. совместно с сыном ДДА. добровольно выехала из спорной квартиры, нанимателем которой она является, в квартире не проживает в течение длительного времени (с марта 2004 года), намерения проживать в квартире постоянно он не имеет и не исполняет свои обязанности по оплате квартирной платы и коммунальных платежей спорной жилой площади, что, по мнению суда, является основанием, в силу положений ч. 3 ст. 83 Жилищного Кодекса РФ, для признания его утратившим право пользования данным жилым помещением.

ДАСДДА членами семьи истца в соответствии со ст. 69 ч. 1 ЖК РФ не являются, соглашение с собственником о сохранении права проживания в спорном жилом помещении не достигнуто.

Учитывая изложенное, суд находит исковые требования о признании ДАС и ее сына ДДА утратившими право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст.7 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» основанием снятия гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в случае признания его утратившим право пользования жилым помещением является вступившее в законную силу решение суда.

Как утратившие право пользования жилым помещением, ДАС. и ДДА. подлежат снятию с регистрационного учета в спорной квартире.

На основании изложенного, руководствуясь ст.12 ГК РФ, ст. 35 ЖК РФ, ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ПВН удовлетворить.

Признать утратившими ДАС и ДДА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право пользования жилым помещением – квартирой, расположенной по адресу: <адрес>

Решение является основанием для снятия ДАС и ДДА с регистрационного учета по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Республики Мордовия через Атяшевский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующая судья Р.С.Селькина