О признании незаконным бездействия администрации сельского поселения по не организации и сбора отходов



Дело №2-127/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Атяшево 27 апреля 2011 года

Судья Атяшевского районного суда Республики Мордовия

Инчин Н.М.,

с участием заместителя прокурора Атяшевского района РМ Калинкина С.И.,

представителя администрации Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ – Главы поселения Степашиной Т.Н.,

при секретаре Пучкиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Атяшевского района Республики Мордовия в интересах граждан, неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ по не организации сбора и вывоза отходов с территории с. Дюрки, с оврага, расположенного в 50 метрах от здания МДОУ «Дюркинская СОШ», незаконным и понуждении администрации Дюркинского сельского поселения организовать сбор и вывоз отходов с указанной территории,

у с т а н о в и л:

Прокурор Атяшевского района Республики Мордовия обратился в суд в интересах граждан, неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ по не организации сбора и вывоза отходов с территории с. Дюрки, с оврага, расположенного в 50 метрах от здания МДОУ «Дюркинская СОШ», незаконным и понуждении администрации Дюркинского сельского поселения организовать сбор и вывоз отходов с указанной территории.

В обоснование своих требований указал, что проведенной прокуратурой Атяшевского района РМ проверкой исполнения администрацией Дюркинского сельского поселения требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды и о местном самоуправлении установлено, что указанные требования администрацией Дюркинского сельского поселения исполняются не в полной мере.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу ч.2 ст.21 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением органов местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с ч.5 ст. 12 вышеуказанного Федерального закона запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Согласно п. 18 ч.1 ст.6 и п. 9 ч.4 ст.27 Устава Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ к вопросам местного значения Дюркинского сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах поселения. Администрация Дюркинского сельского поселения участвует в обеспечении прав и свобод граждан, проживающих на территории Дюркинского сельского поселения.

В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что указанные обязанности исполняются администрацией Дюркинского сельского поселения ненадлежащим образом.

Так, проверкой проведенной прокуратурой района 18 апреля 2011 года установлено, что в с. Тарасово, территория, расположенная в 50 метрах от автозаправочной станции, захламлена различными твердыми бытовыми отходами: мусором, бумагой полиэтиленовыми бутылками, что может явиться источником распространения инфекционных и паразитарных заболеваний среди населения. Вышеуказанные нарушения закона приводят к отсутствию гарантий санитарно-эпидемиологической безопасности и создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Местное самоуправление в Российской Федерации, согласно ст.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В судебном заседании заместитель прокурора Атяшевского района РМ Калинкин С.И. требования прокурора, изложенные в заявлении, поддержал по тем же доводам, просил их удовлетворить.

Представитель администрации Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ Степашина Т.Н. требования прокурора признала.

Суд, выслушав объяснения участвующих по делу сторон и исследовав материалы дела, считает, что заявление прокурора Атяшевского района РМ подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, каковым является населения муниципального образования. В связи с активными миграционными процессами состав населения муниципального образования постоянно изменяется, указанный круг людей нельзя индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, а также решить вопрос о правах каждого из них.

Согласно ст. 254 ГПК РФ решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица может быть оспорено в суде.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно акту проверки исполнения законодательства об экологической безопасности на территории Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ от 18.04.2011 года на территории с. Дюрки, в овраге, расположенной в 50 метрах от здания МДОУ «Дюркинская СОШ», находится несанкционированная свалка бытового мусора.

В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 (ред. от 20.03.2011 N 38-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п. 18 ч.1 ст.6 и п.9 ч.4 ст. 27 Устава Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ к вопросам местного значения Дюркинского сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах поселения. Администрация Дюркинского сельского поселения участвует в обеспечении прав и свобод граждан, проживающих на территории Дюркинского сельского поселения.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.5 ст. 12 этого же Федерального закона запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В силу ст.125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Таким образом, бездействие администрации Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ по организации сбора и вывоза отходов с территории с. Дюрки может привести к распространению инфекционных и паразитарных заболеваний среди населения, тем самым нанести вред и угрозу жизни и здоровью людей, чем соответственно нарушаются права граждан.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Требования прокурора Атяшевского муниципального района Республики Мордовия удовлетворить.

Признать бездействие администрации Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ по не организации сбора и вывоза отходов с территории с. Дюрки, с оврага, расположенного в 50 метрах от здания МДОУ «Дюркинская СОШ», незаконным.

Понудить администрацию Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ организовать сбор и вывоз отходов с территории с. Дюрки, с оврага, расположенного в 50 метрах от здания МДОУ «Дюркинская СОШ».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Атяшевский районный суд РМ.

Судья Н.М. Инчин