Дело № 2-186/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации п. Атяшево 09 июня 2011 года Атяшевский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Селькиной Р.С., с участием прокурора Атяшевского района Республики Мордовия Петрунина С.В., представителя Администрации Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ Поликарповой В.М., действующей на основании доверенности, при секретаре Михайловой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Атяшевского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ по определению мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей (лиц, не достигших возраста 18 лет), их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей (лиц, не достигших возраста 16 лет) без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), иных лиц, сопровождающих детей, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей и понуждении определить данные места, у с т а н о в и л: Прокурор Атяшевского района Республики Мордовия обратился в суд в интересах граждан, неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ по определению мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей (лиц, не достигших возраста 18 лет), их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей (лиц, не достигших возраста 16 лет) без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), иных лиц, сопровождающих детей, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей и понуждении определить данные места. В обоснование своих требований указал, что проведенной прокуратурой Атяшевского района РМ проверкой соблюдения законодательства о мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию установлено, что администрацией Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ требования названного законодательства не исполняются. 12 октября 2009 года Государственным Собранием Республики Мордовия принят Закон Республики Мордовия от 12 октября 2009 г. N 66-3 "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Республике Мордовия" (далее - Закон), вступивший в законную силу 23.10.2009г. В соответствии со ст. 6 названного Закона в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию органы местного самоуправления принимают меры к определению на территории соответствующего муниципального образования мест, нахождение в которых детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) не допускается, а также общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей (лиц, не достигших возраста 16 лет) без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), иных лиц, сопровождающих детей, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей. В этих целях орган местного самоуправления обращается в Экспертную комиссию с заявлением об оценке предложения об определении мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей (лиц, не достигших возраста 18 лет), их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей (лиц, не достигших возраста 16 лет) без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), иных лиц, сопровождающих детей, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей. На основании положительного заключения Экспертной комиссии орган местного самоуправления принимает, определяет на территории соответствующего муниципального образования места, нахождение в которых детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) не допускается, а также общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей (лиц, не достигших возраста 16 лет) без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), иных лиц, сопровождающих детей, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей. При изложенной ситуации органы местного самоуправления в лице администрации Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ бездействуют, не принимая реальных мер по определению мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей (лиц, не достигших возраста 18 лет), их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей (лиц, не достигших возраста 16 лет) без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), иных лиц, сопровождающих детей, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей. Изложенное подтверждается справкой администрации Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ. Таким образом, проявленное администрацией Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ бездействие по определению мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей (лиц, не достигших возраста 18 лет), их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей (лиц, не достигших возраста 16 лет) без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), иных лиц, сопровождающих детей, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, незаконно, чревато негативными последствиями для несовершеннолетних как ныне проживающих, так и тех, кто будет проживать на территории поселения в будущем, поскольку в связи с активными миграционными процессами состав несовершеннолетнего населения в поселении постоянно изменяется, указанный круг людей нельзя индивидуализировать, привлечь в процессе в качестве истцов, а также решить вопрос о правах каждого из них не представляется возможным. Вышеуказанные обстоятельства являются основанием для обращения В судебном заседании прокурор Атяшевского района РМ Петрунин С.В. требования, изложенные в заявлении, поддержал по тем же доводам, просил их удовлетворить. Представитель Администрации Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ Поликарпова В.М. требования прокурора признала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что имеется заключение Экспертной комиссии по РМ № 76 от 15 апреля 2011 года, согласно которому муниципальное учреждение культуры «Дюркинский сельский Дом культуры», принадлежащее администрации Дюркинского сельского поселения оценено как общественное место, в котором в ночное время не допускается нахождение детей (лиц, не достигших возраста 16 лет) без сопровождения родителей. Нормативный акт об определении таких мест не принят, но имеется проект постановления. Суд, выслушав объяснения участвующих по делу сторон, исследовав материалы дела, считает, что заявление прокурора Атяшевского района РМ подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, каковым является население муниципального образования. В связи с активными миграционными процессами состав населения муниципального образования постоянно изменяется, указанный круг людей нельзя индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, а также решить вопрос о правах каждого из них. Согласно статье 254 ГПК РФ решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица может быть оспорено в суде. Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии со ст. 6 Закона РМ от 12 октября 2009 г. N 66-3 "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Республике Мордовия" (далее - Закон), вступивший в законную силу 23.10.2009г., в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию органы местного самоуправления принимают меры к определению на территории соответствующего муниципального образования мест, нахождение в которых детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) не допускается, а также общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей (лиц, не достигших возраста 16 лет) без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), иных лиц, сопровождающих детей, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей. В этих целях орган местного самоуправления обращается в Экспертную комиссию с заявлением об оценке предложения об определении мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей (лиц, не достигших возраста 18 лет), их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей (лиц, не достигших возраста 16 лет) без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), иных лиц, сопровождающих детей, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей. На основании положительного заключения Экспертной комиссии орган местного самоуправления принимает, определяет на территории соответствующего муниципального образования места, нахождение в которых детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) не допускается, а также общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей (лиц, не достигших возраста 16 лет) без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), иных лиц, сопровождающих детей, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей. Как установлено судом, нормативно-правовой акт об определении общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей, администрацией Дюркинского сельского поселения в настоящее время не принят. Поскольку вина Администрации Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ заключается в бездействии по принятию нормативного акта по определению общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей, суд приходит к выводу об обоснованности заявления прокурора, при этом принимает во внимание, что под бездействием понимается не совершение действий, выполнение которых относится к функциям и обязанностям ответчика. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что бездействие Администрации Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ не соответствует вышеперечисленным нормативным правовым актам и может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию. В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Таким образом, в силу требования указанного закона Администрация Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ обязана принять нормативный акт и определить места, нахождение в которых детей не допускается (лиц, не достигших возраста 18 лет), а так же общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей (лиц, не достигших возраста 16 лет) без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих). Разрешая требования прокурора в части взыскания с Администрации Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ госпошлины в доход муниципального бюджета Атяшевского района РМ, суд исходит из следующего. В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор, при обращении в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, от уплаты государственной пошлины освобожден. Согласно пункту 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В соответствии с п.19 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Согласно ст. 103 ГПК РФ, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета. В силу изложенных обстоятельств, по убеждению суда, в удовлетворении указанной части требований прокурора необходимо отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Требования прокурора Атяшевского района Республики Мордовия удовлетворить частично. Признать бездействие Администрации Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ по определению мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей (лиц, не достигших возраста 18 лет), их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей (лиц, не достигших возраста 16 лет) без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), иных лиц, сопровождающих детей, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей незаконным. Понудить администрацию Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия определить места на территории поселения, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей (лиц, не достигших возраста 18 лет), их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, а так же общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей (лиц, не достигших возраста 16 лет) без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), иных лиц, сопровождающих детей, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей. В удовлетворении остальной части требований прокурору Атяшевского района Республики Мордовия отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней через Атяшевский районный суд Республики Мордовия. Председательствующий судья Р.С. Селькина
прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ о признании незаконным бездействия администрации Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ по определению мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей (лиц, не достигших возраста 18 лет), их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей (лиц, не достигших возраста 16 лет) без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), иных лиц, сопровождающих детей, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.