Дело №2-419/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации п. Атяшево 17 августа 2011 года Судья Атяшевского районного суда Республики Мордовия Инчин Н.М., с участием заместителя прокурора Атяшевского муниципального района РМ Калинкина С.И., при секретаре Пучкиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Атяшевского муниципального района РМ в интересах Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Сабанчеевское» (далее – ООО «Сабанчеевское») об обязании предоставить расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду в Управление Росприроднадзора по Республике Мордовия за первое полугодие 2011 года, у с т а н о в и л: Прокурор Атяшевского муниципального района Республики Мордовия обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к ООО «Сабанчеевское» об обязании предоставить расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду в Управление Росприроднадзора по Республике Мордовия за первое полугодие 2011 года. В обоснование своих требований указал, что в соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Согласно ст. 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным федеральным платежом, предназначенным для возмещения расходов и затрат публичной власти на охрану и восстановление окружающей среды. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Субъектами внесения соответствующей платы в силу статьи 3 Закона об охране окружающей среды являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 №632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды, вредного воздействия (далее - Порядок), который в соответствии с его пунктом 1 распространяется на организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за виды вредного воздействия на окружающую природную среду. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) от 05.04.2007 №204 утверждены форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду. Согласно пункту 2 вышеуказанного Порядка расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в территориальные органы Ростехнадзора по местонахождению стационарного объекта негативного воздействия и по месту государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия. Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 №557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлено, что срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, под которым понимается квартал. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 №717 функции Ростехнадзора в части ограничения негативного техногенного воздействия на окружающую среду, обращения с отходами и государственной экологической экспертизы с 01.10.2010 передаются Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор). ООО «Сабанчеевское» внесено в единый государственный реестр юридических лиц (№). Согласно пункту 2.1 Устава ООО «Сабанчеевское» предметом деятельности Общества является производство и реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг. Деятельностью общества является производство, переработка, закупка, хранение, реализация сельскохозяйственной продукции и сырья. В нарушении действующего законодательства ООО «Сабанчеевское» расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за первое полугодие 2011года не представляло, плату за негативное воздействие на окружающую среду не осуществляло, о чем свидетельствует справка Управления Росприроднадзора по РМ. Согласно ст. 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации неналоговые доходы федерального бюджета Российской Федерации формируются, в том числе за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с приложением №4 к Федеральному закону от 24.11.2008 г. №204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к перечню главных администраторов доходов федерального бюджета. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Законе об охране окружающей среды. Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с п.1 ст. 11 Закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Право на благоприятную окружающую среду обеспечивается, в первую очередь, выполнением мероприятий, направленных на охрану и восстановление окружающей среды, расходы на проведение которых возмещаются за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Неисполнение ООО «Сабанчеевское» требований действующего законодательства по предоставлению расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду препятствует достижению установленных Конституцией Российской Федерации прав каждого на благоприятную окружающую среду, а также препятствует формированию неналоговых доходов федерального бюджета РФ. Просит обязать ООО «Сабанчеевское» в срок до 15 сентября 2011 года предоставить расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду в Управление Росприроднадзора по РМ за первое полугодие 2011 года и взыскать с ответчика государственную пошлину в доход государства. В судебном заседании заместитель прокурора Атяшевского района РМ Калинкин С.И. требования прокурора, изложенные в исковом заявлении, поддержал по тем же доводам, и просил их удовлетворить. Представитель ООО «Сабанчеевское» в судебное заседание не явился. В письменном заявлении просят рассмотреть дело без их участия. Исковые требования прокурора признают. Суд, выслушав доводы истца и исследовав письменные материалы дела, считает, что иск прокурора Атяшевского района РМ подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, каковым является населения муниципального образования. В связи с активными миграционными процессами состав населения муниципального образования постоянно изменяется, указанный круг людей нельзя индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, а также решить вопрос о правах каждого из них. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде. В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об охране атмосферного воздуха" за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об отходах производства и потребления" плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632. Согласно п.1 данного Порядка на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.). Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 года N 204 утверждена форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду. Согласно п.2 и п.3 Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также п.1 и п.2 Приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 расчет представляется в территориальные органы Ростехнадзора по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект. Расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. Отчетным периодом признается календарный квартал. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 №717 функции Ростехнадзора в части ограничения негативного техногенного воздействия на окружающую среду, обращения с отходами и государственной экологической экспертизы с 01.10.2010 переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор). Согласно представленным истцом сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Сабанчеевское» зарегистрировано в качестве юридического лица 23.03.2005 года за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) №. Согласно п.2.1, 2.3 Устава ООО «Сабанчеевское» предметом деятельности Общества является производство и реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг. Основным видом деятельности Общества является производство, переработка, закупка, хранение, реализация сельскохозяйственной продукции и сырья. Согласно справки Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия от 22.07.2011 года №2751/05-13 ООО «Сабанчеевское» расчеты платы, а также плату за негативное воздействие на окружающую среду за первое полугодие 2011 года не представило. В соответствии со ст.51 Бюджетного кодекса Российской Федерации неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20 процентов. В соответствии с приложением 4 – перечень главных администраторов доходов федерального бюджета к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к перечню главных администраторов доходов федерального бюджета. Таким образом, неисполнение ООО «Сабанчеевское» требований действующего законодательства по предоставлению расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду препятствует достижению установленных Конституцией Российской Федерации прав каждого на благоприятную окружающую среду, а также препятствует формированию неналоговых доходов федерального бюджета РФ. В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 ст.333.36 НК РФ прокурор, при обращении в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, от уплаты государственной пошлины освобожден. Согласно п.1 ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Согласно п.3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера размер госпошлины для организаций составляет 4000 рублей. На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости взыскания с ответчика госпошлины в доход государства в размере 4000 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования прокурора Атяшевского муниципального района Республики Мордовия удовлетворить. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Сабанчеевское» предоставить в Управление Росприроднадзора по Республике Мордовия расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за первое полугодие 2011 года. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Сабанчеевское» государственную пошлину в размере 4000 рублей. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Республики Мордовия через Атяшевский районный суд РМ. Судья Н.М. Инчин