Дело №2-453/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Атяшево 07 сентября 2011 года
Судья Атяшевского районного суда Республики Мордовия
Инчин Н.М.,
с участием истицы КЛП
при секретаре Пучкиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КЛП к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ №3 по РМ о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования после смерти КВФ.,
у с т а н о в и л:
КЛП. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ №3 по РМ о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования.
В обоснование своих требований истица указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее муж – КВФ, после его смерти открылось наследство, состоящее из жилого дома с приусадебным земельным участком, расположенными по адресу: <адрес>. Часть наследства ею было принято. Однако, в настоящее время нотариус отказывает ей в оформлении наследства на жилой дом в виду того, что он при жизни мужа не был зарегистрирован надлежащим образом. Кроме того, имеются расхождения в площади дома. Согласно техническому паспорту от 1982 года, общая площадь дома составляла 70.6 кв.м., а по техническому паспорту по состоянию на 13.01.2011 года, общая площадь домовладения составляет 67.0 кв.м. Просит признать право собственности за ней на жилой дом площадью 67.0 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти КВФ.
В судебном заседании истица КЛП. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, и просит их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что дом был построен в 1981 году. С тех пор они с мужем постоянно проживали в этом доме. На дом имелся технический паспорт, однако почему-то отметки о его регистрации как собственности на нем не оказалось. По месту нахождения дома решением исполкома Атяшевского поселкового Совета депутатов от 16.09.1992 года мужу был предоставлен в собственность земельный учсток в размере 0,132 га.
Представитель ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по РМ, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменном заявлении просят рассмотреть дело без участия представителя Инспекции.
В соответствии с п. 5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие.
Истица КЛП. против рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика не возражает.
Выслушав доводы истицы, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что требования истицы являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно паспорту серии №, выданному Атяшевским РОВД МВД РМ ДД.ММ.ГГГГ, истицей по делу является КЛП ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Согласно свидетельству о браке серии №, выданному <данные изъяты> сельским Советом Ардатовского района МАССР 10.02.1969 года, истица КЛП. является женой КВФ.
Согласно свидетельству о смерти серии №, выданному Отделом ЗАГС администрации Атяшевского муниципального района РМ 28.12.2010 года, КВФ умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах на объект недвижимого имущества - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствует.
Между тем, согласно техническому паспорту от 1982 года собственником жилого дома значится КВФ., при этом основанием для признания права собственности указано решения Атяшевского райсовета от 20.01.1981 года.
В соответствии с требованиями Инструкции «О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР», утвержденной Приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21 февраля 1968 года N 83, действовавшего на период возникновения правоотношений, регистрация строений производилась органами Бюро технической инвентаризации (БТИ), которыми на технических паспортах ставились регистрационные надписи. Однако, такой надписи о фактической регистрации жилого дома на имя КВФ. в техническом паспорте не имеется.
В то же время, наличие технического паспорта на дом с 1982 года свидетельствует о фактическом наличии дома с указанного времени.
Согласно выписке из решения исполкома Атяшевского поселкового Совета депутатов от 16.09.1992 года № КВФ. был предоставлен земельный участок площадью 0,132 га по адресу: <адрес>, то есть по месту расположения дома, для ведения личного подсобного хозяйства, а затем было выданно на его имя свидетельство о праве собственности на землю за № от 19.09.1992 года.
Согласно техническому паспорту от 2011 года общая площадь жилого дома по адресу: <адрес>, составляет 67.0 кв.м., жилая – 45.9 кв.м. Кроме жилого дома имеются вспомогательные строения: холодный пристрой площадью 15.2 кв.м., холодный пристрой площадью 34.5 кв.м., гараж площадью 16.4 кв.м., сарай площадью 68.2 кв.м., предбанник площадью 8.4 кв.м., баню площадью 8.1 кв.м., сарай площадью 9.4 кв.м., сарай площадью 12.6 кв.м., сарай площадью 10.3 кв.м., туалет площадью 1.0 кв.м., колодец площадью 0.8 кв.м., ограждение площадью 169.2 кв.м.
Как усматривается из представленных в суд вышеперечисленных документов, КВФ. в течение 20 лет проживал в оспариваемом доме, при этом споров по поводу законности возведенных строений не возникало.
Хотя в соответствии с ч. 1 ст.131 ГК РФ, принятого 30 ноября 1994 года и введенного в действие с 1 января 1995 года, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции, однако, отсутствие факта регистрации жилого дома, при указанных выше обстоятельствах, не является основанием для признания его собственностью умершего и включения в наследственную массу.
В соответствии со ст. 218 ч.2 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя, поэтому истица является наследником по закону, которая, как усматривается из свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом Атяшевского нотариального округа 05.07.2011 года на денежные вклады, приняла наследство, тогда как дети КВФ.- ФИО25., ФИО26. и КВФ. отказалась от причитающейся им доли наследства в пользу истицы, о чем в суд представлены нотариально удостоверенные заявления.
При указанных выше обстоятельствах суд приходит к выводу, что для признания за КЛП права собственности на жилой дом с надворными постройками, расположенными по адресу: <адрес>, в порядке наследования имеются все основания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать за КЛП право собственности на жилой дом общей площадью 67.0 кв.м., в том числе жилой площадью 45.9 кв.м. и вспомогательные строения: холодный пристрой площадью 15.2 кв.м., холодный пристрой площадью 34.5 кв.м., гараж площадью 16.4 кв.м., сарай площадью 68.2 кв.м., предбанник площадью 8.4 кв.м., баню площадью 8.1 кв.м., сарай площадью 9.4 кв.м., сарай площадью 12.6 кв.м., сарай площадью 10.3 кв.м., туалет площадью 1.0 кв.м., колодец площадью 0.8 кв.м., ограждение площадью 169.2 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО31, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его вынесения в Верховный Суд РМ через Атяшевский районный суд РМ.
Судья Н.М. Инчин