Дело 2-569/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Атяшево 07 ноября 2011 года
Атяшевский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Селькиной Р.С.,
при секретаре Михайловой Н.Н.,
с участием истца А_.,
представителя ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия И_., действующей на основании доверенности от 13.07.2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А_ к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республике Мордовия № 11 от 12.09.2011 года по определению права на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и зачете периодов службы в армии с 18.08.1984 года по 20.08.1986 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, понуждении назначить трудовую пенсию по старости досрочно с 02.09.2011 года и взыскании судебных расходов в сумме 200 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
А_. обратился в суд с иском к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республике Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ссылаясь на то, что решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ № 11 от 12 сентября 2011 года ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа осуществления педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, поскольку признан специальный стаж 23 лет 00 месяца 04 дня. Из специального стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, неправомерно исключены из стажа, периоды службы в рядах Советской Армии с 18.08.1984 года по 20.08.1986 года.
Просил признать указанное решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ № 11 от 12 сентября 2011 года незаконным, включить спорные периоды в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и обязать ответчика назначить ему пенсию с момента обращения, а именно с 02.09.2011 года.
В судебном заседании истец А_. заявленные требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что в 1979 году после окончания средней общеобразовательной школы поступил на дневное отделение филологического факультета Мордовского ордена Дружбы народов госуниверситета им. Н.П. Огарева. 18 августа 1984 года непосредственно после окончания полного курса названного университета был призван на действительную военную службу в рядах Советской Армии. Демобилизован в запас в связи с окончанием срока службы 20 августа 1986 года.
26.08.1987 года приказом по Атяшевскому РОНО № 79 от 26.08.1987 года назначен в порядке перевода учителем начальной военной подготовки Поселковской средней школы № 1, где осуществляет педагогическую деятельность по настоящее время в должности учителя.
02.09.2011 года обратился в ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республике Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждении для детей.
Решением начальника ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия № 11 от 12 сентября 2011 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей отказано ввиду отсутствия требуемого стажа. На 02.09.2011 года установлен специальный стаж 23 года 00 месяцев 2 дня. Из специального стажа исключен период службы в рядах Советской Армии с 18.08.1984 года по 20.08.1986 года.
Полагал, что в силу Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 период его службы в рядах Советской Армии подлежит включению в стаж работы по специальности, так как изменение законодательства не может повлечь нарушение его пенсионных прав.
Поскольку с учетом указанного периода на 02.09.2011 года специальный стаж составляет более 25 лет, считает, что ответчиком незаконно отказано в назначении в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Просил решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском районе РМ № 11 от 12 сентября 2011 года в отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности признать незаконным, обязать ответчика включить спорный период в специальный стаж работы и назначить трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения, т.к. его специальный стаж на 02.09.2011 года составил более 25 лет, взыскать расходы по уплате госпошлины в сумме 200 рублей.
Представитель ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ И_. исковые требования А_. не признала. Считала решение начальника УПФР в Атяшевском районе РМ от 12 сентября 2011 года в отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности обоснованным. Согласно ее мнения, УПФР является правоприменительным органом, действующим пенсионным законодательством РФ, а именно Федеральным законом № 173-ФЗ от 17.12.2001 года, включение в специальный стаж периода службы в рядах Советской Армии не предусмотрено. Поскольку на 02.09.2011 года требуемый специальный стаж А_. составляет менее 25 лет, отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности отказано правомерно. Поэтому в удовлетворении заявленных требований А_. просила отказать.
Выслушав доводы сторон, и, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к убеждению, что исковые требования А_. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.
Согласно ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии устанавливаются законом Российской Федерации. Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 28 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Согласно пункту 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Период службы А_. в Советской Армии с 18.08.1984 года по 20.08.1986 года относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Согласно пункту 1 названного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.
В силу пункта 4 Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Таким образом, вышеназванный период службы А_. подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права без учета вновь установленных ограничений, но в календарном исчислении.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Принимая во внимание, что на момент обращения А_. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию (23 года 00 месяцев 4 дня), период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
С учетом периодов работы А_., которые Управление Пенсионного фонда засчитало в специальный педагогический стаж истца (23 года 00 месяцев 4 дня) и подлежащего включению в этот же стаж периода службы в армии с 18.08.1984 года по 20.08.1986 года (2 года 00 месяцев 02 дня), на день обращения 02.09.2011 года стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, у истца составил 25 лет 00 месяцев 06 дней.
С учетом изложенных обстоятельств, суд полагает необходимым обжалуемое решение отменить и постановить новое решение, которым на Управление Пенсионного фонда возложить обязанность по назначению истцу досрочной трудовой пенсии с момента обращения, т.е. с 02.09.2011 года.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего кодекса.
При обращении в суд с иском А_. уплачена госпошлина в размере 200 рублей, которая относится к судебным расходам.
Учитывая, что исковые требования истца судом удовлетворяются, то, по мнению суда, необходимо взыскать с ответчика в пользу истца возврат госпошлины в размере 200 рублей, поскольку в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», ст.ст. 333.19, 333.20 НК РФ ГУ УПФ является государственным учреждением, наделенным рядом исключительных полномочий, но не относящимся к государственным органам.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь ст.ст. 194, 196-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования А_ к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия о включении в специальный стаж отдельных периодов работы и восстановлении права на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия № 11 от 12.09.2011 года по определению права А_ на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии по старости в части отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Возложить на ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия включить в стаж работы дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности А_ периода службы в составе Вооруженных сил СССР с 18 августа 1984 года по 20 августа 1986 года в количестве 2 лет 00 месяцев 2 дня.
Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия назначить А_ досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью со дня обращения, то есть со 02 сентября 2011 года.
Взыскать с ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу А_ возврат госпошлины в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Республики Мордовия через Атяшевский районный суд с момента вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующая судья Р.С. Селькина