Об обязании провести аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда



Дело №2-642/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Атяшево 06 декабря 2011 года

Судья Атяшевского районного суда Республики Мордовия

Инчин Н.М.,

с участием истца заместителя прокурора Атяшевского муниципального района РМ Калинкина С.И.,

представителя ответчика Администрации Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ –Главы администрации Степашкиной Т.Н.,

при секретаре Жданкиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Атяшевского муниципального района РМ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ об обязании провести аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда,

у с т а н о в и л:

Прокурор Атяшевского муниципального района Республики Мордовия обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ об обязании провести аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Атяшевского района РМ в ходе проверки исполнения законодательства об охране труда в деятельности Администрации Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ выявлены нарушения.

В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно ст. 22 Трудового Кодекса РФ работодатель обязан обеспечить безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, а в соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия на каждом рабочем месте, а также проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Вышеуказанные требования по обеспечению безопасности и условий труда, гарантированные гражданам Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Трудовым Кодексом РФ, Администрацией Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ не выполняются. В частности, не проведена аттестация рабочих мест, имеющихся в администрации, с последующей сертификацией организации работ по охране труда, соответственно не созданы безопасные условия труда для работников. Выявленные нарушения законодательства, обязательные для исполнения, работодателем не устранены, аттестация рабочих мест не проведена, отсутствует сертификат организации по охране труда, что является недопустимым, поскольку касается вопросов охраны жизни и здоровья работников, работающих в администрации в настоящее время и граждан, которые могут быть в будущем приняты на работу в администрацию.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 года №569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», аттестация рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих места в целях выявления вредных и (или) опасных, производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Мероприятия по аттестации рабочих мест должны проводиться с целью обеспечения охраны труда, недопущения производственного травматизма и аварийных ситуаций при выполнении работ в деятельности Администрации Дюркинского сельского поселения, и эти мероприятия являются обязательными для администрации.

Аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Такая аттестация проводится по условиям труда и это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать.

Кроме того, исходя из требований ст. 212 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. Данное требование закона также Администрацией Дюркинского сельского поселения не выполняется и соответственно конкретные работники лишены возможности самостоятельного обращения в суд за защитой нарушенных трудовых прав.

Согласно ч.3 ст. 353 Трудового кодекса РФ государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового законодательства, осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. Соответственно при выявлении нарушений трудового законодательства органы прокуратуры обязаны принимать меры по устранению этих нарушений, а поэтому обращение в суд прокурора Атяшевского района о понуждении проведения аттестации рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда в деятельности Администрации Дюркинского сельского поселения является законным и обоснованным, поскольку выявленные нарушения законодательства могут повлечь за собой тяжкие последствия, в том числе причинение вреда жизни и здоровью.

Просит обязать Администрацию Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу провести аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда.

В судебном заседании заместитель прокурора Атяшевского района РМ Калинкин С.И. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал по тем же доводам, но уточнил и просит провести аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика Администрации Дюркинского сельского поселения - Глава администрации Степашкина Т.Н. требования прокурора признала и пояснила, что аттестация рабочих мест Администрации Дюркинского сельского поселения не проводилась. Однако лицензированная организация, занимающаяся проведением аттестации рабочих мест, в связи с загруженностью не успевает проводить указанную работу, поэтому для исполнения требований прокурора и соответственно решения суда необходим срок не менее трех месяцев.

Суд, выслушав объяснения участвующих по делу сторон и исследовав письменные материалы дела, считает, что иск прокурора Атяшевского района РМ подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью четвертой статьи 353 Трудового кодекса РФ государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании части первой статьи 45 и пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в исках, предъявляемых в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.

Статьей 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В частности работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок), утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда", аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Результаты аттестации используются в целях: разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях; контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; оценки профессионального риска; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты; подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда; подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников; расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания; рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников; санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов; обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.

Согласно Уставу Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ Администрация Дюркинского сельского поселения наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Мордовия. Высшим должностным лицом Дюркинского сельского поселения является Глава, наделенный Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих полномочий его обязанности исполняет заместитель. В структуре администрации Дюркинского сельского поселения в обязательном порядке должна присутствовать финансовая должность.

Согласно справкам, представленным Администрацией Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ, согласно штатному расписанию Администрация Дюркинского сельского поселения имеет 3,5 штатные единицы (рабочих мест): Глава, заместитель Главы, главный бухгалтер, уборщица. Аттестация рабочих мест с последующей сертификацией в Администрации не проводилась.

Таким образом, неисполнение Администрацией Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ требований действующего законодательства по неисполнению законодательства об охране труда, по мнению суда, является недопустимым, поскольку касается вопросов охраны жизни и здоровья работников, работающих в администрации в настоящее время и граждан, которые могут быть в будущем приняты на работу в администрацию.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор, при обращении в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, от уплаты государственной пошлины освобожден.

Согласно пункту 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Однако, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 N 374-ФЗ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, с Администрации Дюркинского сельского поселения государственная пошлина взыскана быть не может.    

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Атяшевского муниципального района Республики Мордовия удовлетворить.

Обязать Администрацию Дюркинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд РМ через Атяшевский районный суд РМ.

Судья Н.М. Инчин