Дело № 2-23/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Атяшево 24 февраля 2011 года
Атяшевский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Селькиной Р.С.,
при секретаре Михайловой Н.Н.,
с участием представителей истицы Калядиной Р.И., участвующей по доверенности от 31.01.2011 года, адвоката КА «РЮЗ» Селяевой Е.Б., участвующей по ордеру № № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску вдовы ветерана Великой Отечественной войны Бочкаревой Ольги Сергеевны к Администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным Постановления Главы администрации Атяшевского муниципального района РМ № № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании ответчика принять на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Бочкарева О.С. обратилась в суд с иском к Администрации Атяшевского муниципального района РМ о признании постановления Администрации Атяшевского муниципального района РМ от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья незаконным и восстановлении нарушенных прав как вдовы ветерана Великой Отечественной войны.
В обоснование требований указала, что пунктом 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 №714 (с изменениями от 9 января 2010 г.) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» установлена необходимость обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах». Она, являющаяся женой умершего ветерана ВОВ Бочкарева И.В., проживала принадлежавшем на праве собственности жилом доме по адресу: РМ, Атяшевский район, с. Лобаски, ул. Пушкина, д.8. 26.04.2008 года в результате возгорания жилой дом и надворные постройки выгорели полностью. 11 августа 2008 года ее сыном Бочкаревым Н.И. приобретена в собственность квартира № 2, расположенная по адресу: РМ, Атяшевский район, с. Лобаски, ул. Кирова, д.11, где в настоящее время она проживает и зарегистрирована.
В ноябре 2010 года в администрацию Атяшевского муниципального района Республики Мордовия представила соответствующие документы для постановки на учет в числе граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением администрации Атяшевского муниципального района РМ от 27.12.2010 года ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи превышает учетную норму, жилое помещение в установленном порядке не признано непригодным для постоянного проживания.
Считает, что поскольку своего собственного жилья не имеет, проживает в квартире сына временно, имеет право на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Истица в судебное заседание не явилась, представив заявление о поддержании исковых требований в полном объеме и рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представители истицы Калядина Р.И. и Селяева Е.Б. исковые требования Бочкаревой О.С. поддержали по изложенным в заявлении основаниям. Полагают, что Постановление Администрации Атяшевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в принятии Бочкаревой О.С. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья является незаконным, поскольку истица на праве собственности жилья не имеет, проживает в помещении, принадлежащем сыну Бочкареву Н.И. на праве собственности, где зарегистрирована незаконно. Кроме того, представителем истицы Калядиной Р.И. был представлен акт экспертного исследования технического состояния жилого дома, расположенного по адресу: РМ, <данные изъяты>, ГОУВПО «МГУ им Н.П. Огарева» Центр некоммерческих судебных строительно-технических экспертиз при архитектурно-строительном факультете об отнесении жилого помещения к ветхим.
Представитель ответчика на судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствии и возражения на иск.
В возражениях на иск Глава Администрации Атяшевского муниципального района иск не признал и указал, что Постановлением Администрации Атяшевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. № № Бочкаревой О.С. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, поскольку в соответствии с представленными документами обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет более учетной нормы, дом в установленном порядке не признан непригодным для постоянного проживания. Бочкарева О.С. с 19.02.1987 года проживает в жилом доме,
принадлежащим сыну Бочкареву Н.И.
В соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской
Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Таким образом, Бочкарева О.С. является членом семьи сына Бочкарева Николая Ивановича. Общая площадь жилого помещения, в котором проживает Бочкарева О.С., составляет 42 кв.м., количество проживающих в данном жилом помещении - 2 человека. Таким образом, на каждого члена семьи приходится по 21 кв.м., т.е. обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи значительно превышает учетную норму, которая составляет 12,5 кв.м.
Жилой дом по адресу: Республика Мордовия, с. <данные изъяты> не был признан в установленном порядке непригодным для проживания (ветхим, аварийным).
В связи с тем, что Бочкарева О.С. не имеет права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, Постановлением Администрации Атяшевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № № ее права не нарушены.
Заслушав доводы представителей истицы, исследовав письменные доказательства дела, суд приходит к убеждению об обоснованности заявленных Бочкаревой О.С. требований.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Таким образом, как вытекает из указанной статьи Конституции РФ, право на бесплатное получение жилища гарантируется не всем, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам.
В соответствии с Указом Президента РФ N 714 от 07 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", ветераны ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" должны быть обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра.
Данный Указ Президента РФ направлен на социальную поддержку, в виде обеспечения жильем, за счет средств федерального бюджета в первую очередь ветеранов Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) в соответствии с п. 4 и п. 5 ст. 50 ЖК РФ является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В силу ст. 21 п.1, пп. 4 ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
П. 11 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных Постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. N 335 во исполнение ст. 11 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 г. N 57-З "О регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия", нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в соответствии с перечнем соответствующих заболеваний, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 решения Совета депутатов Лобаскинского сельского поселения Атяшевского муниципального образования Республики Мордовия от 08.06.2006 года № 19 «Об установлении нормы представления жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения составляет 12,5 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Ответчиком не оспаривается, что Бочкарева О.С. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны. Указанное обстоятельство подтверждается справкой Отдела ВК РМ по Атяшевскому и Дубенскому районам и свидетельством о смерти №, выданного ДД.ММ.ГГГГ (повторное) на Бочкарева И.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ
18 ноября 2010 года Бочкарева О.С. в администрацию Атяшевского муниципального района Республики Мордовия подала заявление о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и представила соответствующие документы: справку Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущества и сделок с ним, справку Атяшевского отделения Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Республике Мордовия об отсутствии зарегистрированной недвижимости, выписку из похозяйственной книги, справку о составе семьи, акт проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением Администрации Атяшевского муниципального района от 27.12.2010 года № 683 Бочкаревой О.С. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, состав семьи два человека ввиду обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы и непризнании жилого помещения в установленном порядке непригодным для постоянного проживания.
Судом установлено, что Бочкарева О.С. ранее проживала по адресу: РМ, Атяшевский муниципальный район, с. №. ДД.ММ.ГГГГ в результате пожара огнем полностью уничтожен жилой дом с надворными постройками, что подтверждается справкой Отделения государственного пожарного надзора Атяшевского района РМ от ДД.ММ.ГГГГ № №
В настоящее время Бочкарева О.С. проживает и зарегистрирована в квартире № 2 по адресу: РМ, Атяшевский район, <данные изъяты> общей площадью 42,0 кв.м., принадлежащей на праве собственности Бочкареву Н.И., что подтверждается свидетельством о регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационная запись № №
Бочкарева О.С. в силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ является членом семьи собственника жилья Бочкарева Н.И., пользуется жилым помещением совместно с сыном.
В соответствии с п. 4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных Постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. N 335 во исполнение ст. 11 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 г. N 57-З "О регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия", нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в редакции Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 г. № 494), основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Согласно акта экспертного исследования № 41/01-11 от 22.02.2011 г., проведенного ГОУВПО «МГУ им. Н.П.Огарева») «Центр некоммерческих судебных строительно-технических экспертиз» по определению технического состояния жилого дома, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Атяшевский район, с. <данные изъяты> несущие и ограждающие конструкции жилого помещения имеют дефекты, вызванные несоответствием их несущей способности действующим эксплуатационным нагрузкам, а также деформации и разрушения, обусловленные их несоответствием требованиям действующих строительных норм и правил, в том числе, многочисленные трещины шириной до 2 см.; для предотвращения дальнейших деформаций стены стянуты тяжами из арматуры d=25 мм и усилены металлическими профилями; имеет поражение гнилью дощатых покрытий и перерубов, многочисленные следы протечек в кровле;
- фактическое отношение площади световых проемов всех жилых помещений и кухни к площади пола этих помещений составляет 1/7.5, что не соответствует допускаемому СНиП.
Таким образом, техническое состояние строительных конструкций исследуемого жилого помещения, расположенное по адресу: РМ, Атяшевский район, с. <данные изъяты> оценивается как недопустимое, физический износ составляет 65 %, объемно-планировочное и конструктивное решение дома не обеспечивают соблюдение санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических норм.
В соответствии с Постановлением от 20 февраля 2004 г. № 10 «Об утверждении критериев и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных» экспертами сделано заключение, что жилое помещение, в котором проживает Бочкарева О.С. в качестве члена семьи собственника, относится к ветхим.
В соответствии с имеющимся в материалах дела актом проверки жилищных условий от 08.10.2010 года жилищная комиссия Лобаскинского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ пришла к выводу о нуждаемости вдовы ветерана ВОВ Бочкаревой О.С. в улучшении жилищных условий по основаниям отсутствия жилья праве собственности без указания (описания) состояния жилого помещения, в котором проживает истица.
Между тем, допрошенные судом члены жилищной комиссии ФИО16., ФИО17., ФИО18., ФИО19. и ФИО20. пояснили суду, что вышеуказанный акт ими составлялся без обследования жилого помещения, в котором проживает истица. Но им известно, что квартира № 2 является частью одноэтажного двухквартирного жилого дома, построенного в 1973 году, т.к. был обследован в декабре 20009 года. Дом представляет собой ветхое кирпичное строение с глубокими сквозными трещинами в фундаменте и стенах, поэтому прежним собственником стены были стянуты металлическими профилями (арматурой). Полы и потолки в квартире прогнили и проваливаются, оконные переплеты, дверные полотна перекошены. Данная квартира была приобретена Бочкаревым Н.И. вынужденно ввиду уничтожения дома в результате пожара и отсутствия рынка продажи жилья.
В соответствии с положениями п. 1 - 4 ст. 67, п. 4 ст. 198 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценивая акт экспертного исследования № 41/01-11 от 22.02.2011 г., проведенного ГОУВПО «МГУ им. Н.П.Огарева») «Центр некоммерческих судебных строительно-технических экспертиз» суд исходит из того, что данное доказательство относится к предмету спора. Исследованной совокупностью доказательств установлено, что состояние жилого помещения, в котором проживает истица, не обеспечивает соблюдение санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических норм, т.к. имеет физический износ 65%. Поэтому суд принимает акт экспертного исследования в качестве средств обоснования выводов суда.
В силу изложенных обстоятельств, суд приходит к убеждению о незаконности Постановления Главы администрации Атяшевского муниципального района РМ № № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет Бочкаревой О.С. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдове ветерана Великой Отечественной Войны, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Бочкаревой Ольги Сергеевны к Администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия удовлетворить.
Признать незаконным Постановление Главы администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия № № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет Бочкаревой О.С. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдове ветерана Великой Отечественной Войны, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья.
Обязать Администрацию Атяшевского муниципального района Республики Мордовия принять Бочкареву Ольгу Сергеевну на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдове ветерана Великой Отечественной Войны, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Атяшевский районный суд сторонами в кассационном порядке в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательном виде.
Председательствующий судья Р.С.Селькина
Копия верна:
Судья Р.С.Селькина