О признании права на назначение трудовой пенсии и влючении в специальный трудовой стаж периодов работы, службу в армии



Дело № 2-24/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Атяшево 05 марта 2011 года

Атяшевский районный суд РМ в составе председательствующего судьи Селькиной Р.С.,

при секретаре Михайловой Н.Н.,

с участием истца Красноперова Н.Я.,

представителя ответчика ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноперова Николая Яковлевича к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ о признании незаконным решения от 28.11.2010 года об отказе в назначении пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, понуждении включить периода службы в армии с 24.10.1982 года по 01.11.1984 года, периодов работы с 01.01.2001 года по 31.12.2002 года в должности тренера-преподавателя Атяшевской районной детско-юношеской спортивной школы, с 01.01.2003 года по 18.10.2010 года в должности тренера-преподавателя ГУ ДОД «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по борьбе» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, назначить трудовую пенсию по старости досрочно с 18.10.2010 года и взыскании судебных расходов в сумме 2200 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Красноперов Н.Я. обратился в суд с иском к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском районе Республике Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ссылаясь на то, что решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском районе РМ № № от 28 октября 2010 года ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа осуществления педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, поскольку признан специальный стаж 15 лет 4 месяца 2 дня. Из специального стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, неправомерно исключены из стажа, периоды службы в рядах Советской Армии с 24.10.1982 года по 01.11.1984 года, а также работы с 01.01.2001 года по 31.12.2002 года в должности тренера-преподавателя Атяшевской районной детско-юношеской спортивной школы, с 01.01.2003 года по 18.10.2010 года в должности тренера-преподавателя ГУ ДОД «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по борьбе». Просил включить спорные периоды в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и обязать ответчика назначить ему пенсию с момента обращения, а именно с 18.10.2010 года.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что 24.10.1982 года призван на военную службу в ряды Советской Армии, приказом Министра Обороны СССР 01.11.1984 года демобилизован в запас. Приказом № 61 по Атяшевскому РОНО от 02.09.1985 года принят на должность тренера-преподавателя по вольной борьбе в Атяшевскую ДЮСШ. Осуществлял педагогическую деятельность на установленную норму часов преподавательской работы за ставку заработной платы до 31.12.2002 года.

С 01.01.2003 года принят на работу в порядке перевода тренером-преподавателем в ГУ ДОД «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по борьбе им. А.В. Мишина», где осуществляет педагогическую деятельность до настоящего времени.

18.10.2010 года обратился в ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском районе Республике Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском районе РМ № 17 от 28 октября 2010 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей отказано ввиду отсутствия требуемого стажа. Из специального стажа исключен период службы в рядах Советской Армии с 24.10.1982 года по 01.11.1984 года. На 01.01.2001 года установлен специальный стаж 15 лет 4 месяца 2 дня. В обоснование не включения периодов работы с 01.01.2001 года по 31.12.2002 года в должности тренера-преподавателя Атяшевской районной детско-юношеской спортивной школы, с 01.01.2003 года по 18.10.2010 года в должности тренера-преподавателя ГУ ДОД «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по борьбе» ответчик указал, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.2002 года № 781 работа в должности «тренер-преподаватель» в учреждениях дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) за периоды, начиная с 01.01.2001 года, засчитывается в стаж работы лишь при наличии педагогического стажа не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в период с 01.11.1999 года по 31.12.2000 года в должностях учреждениях дополнительного образования детей.

Полагает, в силу Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 период службы в рядах Советской Армии подлежит включению в стаж работы по специальности. Поскольку с учетом указанного периода на 01.01.2001 года специальный стаж составляет более 17 лет, периоды работы с 01.01.2001 года по 31.12.2002 года в должности тренера-преподавателя Атяшевской районной детско-юношеской спортивной школы, с 01.01.2003 года по 18.10.2010 года в должности тренера-преподавателя ГУ ДОД «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по борьбе» подлежат включению специальный стаж. Просит решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском районе РМ № № от 28 октября 2010 года в отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности признать незаконным, обязать ответчика включить спорные периоды в специальный стаж работы и назначить трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения, т.к. его специальный стаж составил более 25 лет.

Представитель ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ Поксараскина Е.В. исковые требования Красноперова Н.Я. не признала. Считает решение начальника УПФР в Атяшевском районе РМ от 28 октября 2010 года в отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности обоснованным, поскольку действующим пенсионным законодательством РФ включение в специальный стаж периода службы в рядах Советской Армии не предусмотрено, на 01.01.2001 года требуемый специальный стаж Красноперова Н.Я. составляет менее 16 лет 8 месяцев. В удовлетворении заявленных требований просила отказать ввиду их необоснованности.

Выслушав доводы сторон, показания свидетелей и, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Красноперова Н.Я. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии устанавливаются законом Российской Федерации. Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 28 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Согласно пункту 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Период службы Красноперова Н.Я. в Советской Армии с 24.10.1982 года по 01.11.1984 года относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Таким образом, вышеназванный период службы Красноперова Н.Я. Н.А. подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права без учета вновь установленных ограничений, но в календарном исчислении.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Таким образом, с учетом периодов работы Красноперова Н.Я., которые Управление Пенсионного фонда засчитало в специальный педагогический стаж истца (15 лет 4 месяца 2 дня) и подлежащего включению в этот же стаж периода службы в армии с 24.10.1982 года по 01.11.1984 года (2 года 0 месяцев 08 дней), на 01.01.2001 г. стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, у истца составил 17 лет 4 месяца 10 дней.

Отказывая во включение в педагогический стаж периодов работы истца с 01.01.2001 года по 31.12.2002 года в должности тренера-преподавателя Атяшевской районной детско-юношеской спортивной школы, с 01.01.2003 года по 18.10.2010 года в должности тренера-преподавателя ГУ ДОД «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по борьбе» ответчик не оспаривал факт работы истца в данные периоды в должности тренера-преподавателя, что подтверждается его решением от 28 октября 2010 года.

Применяя в последующем правила п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года, в соответствии с которым работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии перечисленных выше условий, суд приходит к выводу, что периоды работы истца с 01.01.2001 года по 31.12.2002 года (2 года) в должности тренера-преподавателя Атяшевской районной детско-юношеской спортивной школы, с 01.01.2003 года по 18.10.2010 года (7 лет 10 месяцев 18 дней) в качестве тренера-преподавателя ГУ ДОД «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по борьбе» также подлежат включению в специальный стаж, поскольку для этого имеются предусмотренные пенсионным законодательством условия.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ)

В пределах своей компетенции Правительством Российской Федерации 29 октября 2002 года издано Постановление N 781, которым утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Согласно вышеуказанным Спискам, детско-юношеские спортивные школы всех наименований указаны в пункте 2 раздела "Наименование учреждений", должность тренера-преподавателя также указана в пункте 2 раздела "Наименование учреждений".

Подлежит, по мнению суда, включению в специальный стаж период работы истца с 15.05.2008 года тренером-преподавателем в Атяшевской районной ДЮСШ с 01.01.2001 года по 31.12.2002 года, поскольку с учетом представленных суду тарификационных списков, карточек-справок, показаний свидетеля директора Атяшевской районной ДЮСШ Попковой Л.Н. установлено, что он работал на установленную норму часов преподавательской деятельности за ставку заработной платы.

В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) тренерам - преподавателям образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля составляет 18 часов.

Как следует из представленных справки от 18.10.2010 года, карточек сотрудника (выписок из тарификационных списков) работодателя Красноперов Н.Я. в период работы в ГУ ДОД «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по борьбе» с 0.01.2003 года по 18.10.2010 года имел двойную годовую педагогическую нагрузку, установленную на ставку заработной платы, предусмотренной трудовым законодательством для должности тренера-преподавателя, в связи с чем суд не исключает из специального стажа периоды: август 2006, 2007 года, июль 2008, 2009 года, август 2010 года.

Таким образом, с учетом спорных периодов специальный стаж работы истца на день обращения за назначением пенсии составляет более 25 лет (15 л. 4 мес. 2 дн.+2 года 0 мес. 10 дн.+2 г. 0 мес. 0 дн.+7 л. 10 мес. 18 дн.= 27 л. 2 мес. 28дн.), что предоставляет ему право на получение трудовой пенсии досрочно.

С учетом изложенных обстоятельств, суд полагает необходимым обжалуемое решение отменить и постановить новое решение, которым на Управление Пенсионного фонда возложить обязанность по назначению истцу досрочной трудовой пенсии с момента обращения, т.е. с 18.10.2010 года.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные судебные расходы присуждаются истцу пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

При обращении в суд с иском Красноперовым Н.Я. уплачена госпошлина в размере 200 рублей, а также были понесены расходы в размере 2000 рублей, связанные с оплатой юридических услуг, которые являются судебными расходами.

Учитывая, что исковые требования истца судом удовлетворяются, то, по мнению суда, необходимо взыскать с ответчика в пользу истца возврат госпошлины в размере 200 рублей и расходы по оплате услуг адвоката в размере 2000 рублей, поскольку в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», ст.ст. 333.19, 333.20 НК РФ ГУ УПФ является государственным учреждением, наделенным рядом исключительных полномочий, но не относящимся к государственным органам.

Руководствуясь ст.ст. 194, 196-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Красноперова Николая Яковлевича удовлетворить.

Признать незаконным решение начальника ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия № № от 28 ноября 2010 года по определению права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости об отказе Красноперову Н.Я. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в части отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия включить в специальный стаж работы Красноперова Н.Я., дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды: службы в армии по призыву с 24.10.1982 года по 01.11.1984 года; работы в должности тренера-преподавателя Атяшевской районной детско-юношеской спортивной школы 01.01.2001 года по 31.12.2002 года; работы с 01.01.2003 года по 18.10.2010 года тренером-преподавателем в Государственном учреждении дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по борьбе им. А.В. Мишина»,

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия назначить Красноперову Н.Я. трудовую пенсию по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей с 18 октября 2010 года.

Взыскать с ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ в пользу Красноперова Н.Я. судебные расходы в сумме 2200 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Республики Мордовия через Атяшевский районный суд РМ с момента вынесения решения в окончательном виде.

Председательствующий судья Р.С.Селькина

Копия верна:

Судья Р.С.Селькина