Дело № 2-656/2011года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Атяшево 8 декабря 2011 года
Атяшевский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Иванушкиной Т.Н.,
при секретаре Бабуровой О.В.,
с участием представителя истицы Дулиной А.Н. –Потаповой Л.В. участвующей по доверенности от 29.11.2011года
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дулиной Анастасии Николаевны к Администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным постановления Администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия от 18 ноября 2011 года № 660 об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении на ответчика обязанности поставить на учет качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л:
Дулина А.Н. обратилась в суд с иском о признании незаконным постановления Администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия от 18.11.2011 года по следующим основаниям:
Дулина А.Н.- 01 ноября 2011 года обращалась в Администрацию Администрации Атяшевского муниципального района РМ с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы участника ВОВ. Постановлением Администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия № 606 от 18.11.2011 было отказано в принятии на учет, считает отказ в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, нарушает ее жилищные права и социальные гарантии вдовы участника Великой Отечественной войны, установленные государством, и обязании ответчика поставить её на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья. Ею были представлены все необходимые документы, подтверждающие ее право состоять на учете.Она указывает на то, что проживает в доме сестры мужа- ДОП, который в настоящее время завещан внучке – ПЛВ.Членом семьи внучки П_, Д_ она не является. Участие в строительстве дома не принимала. Никаких сделок, приведших к намеренному ухудшению жилищных условий не совершала, право собственности на какое-либо жилье не имеет и не имела. После смерти супруга Дулина М.П. повторно в брак не вступала,
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 №714 (с изменениями от 9 января 2010 г.) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» установлена необходимость обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку, согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах». Она являясь вдовой умершего ветерана ВОВ Дулина М.П. имеет право состоять на учете в качестве нуждающийся в жилых помещениях. В связи с чем, просит признать незаконным Постановление Администрации Атяшевского муниципального района РМ № 660 от 18 ноября 2011 года об отказе в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать ответчика поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В судебное заседание истица в виду болезни не явилась.
Представитель истицы по доверенности от 29.11.2011года Потапова Л.В. заявленные Дулиной А.Н. требования поддержала. Считает, что Дулиной А.Н. незаконного было отказано постановлением Администрации Атяшевского муниципального района РМ 18 ноября 2011 года № 606 в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При вынесении постановления Администрацией не учтено, что Дулина А.Н. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, после смерти мужа в повторный брак не вступала. На праве собственности или на праве социального найма жилья не имеет, проживает у родственников, членом семьи которых не является. В доме, в котором она проживает, имеет общую площадь 76,7 кв. м., жилая площадь составляет- 55,3 кв.м. Дом в настоящее время значится зарегистрированным на умершей Дулиной О.П. Проживает и прописана Дулина А.Н. в доме в <адрес>, дом 60, вместе с ней прописаны в доме сын- инвалид ДВМ., внучка-ДОВ. Дулина А.Н. никогда не была собственником жилого дома, в котором она проживает длительное время, дом не строила и членом семьи не является, совместного хозяйства с ними не ведёт. Считает незаконно ей было отказано в постановке на учёт и просит признать постановление об отказе в постановке на учёт граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным и обязать Администрацию Атяшевского муниципального района РМ поставить вдову ветерана ВОВ Дулину А.Н. на учёт граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Представитель ответчика в судебном заседании не явились представили письменное возражение и просили рассмотреть дело в их отсутствии.
Представленных возражениях на исковое заявление от 02.12.2011 года Глава Администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия иск не признал и указал, что Постановлением Правительства Республики Мордовия № 335 от 25 августа 2005 года п.4 «Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья», нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в соответствии с перечнем соответствующих заболеваний, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации;
5) при наличии у нанимателя жилого помещения по договору социального найма и (или) членов его семьи, собственника жилого помещения и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых им по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, обеспеченность жилыми помещениями определяется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Дулина А.Н. проживает по адресу: <адрес>. Согласно акта проверки общая площадь жилого дома составляет 76,6 кв.м, количество членов семьи -3 человека, на каждаго члена семьи приходится по 25,53кв.м. и обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека значительно превышает учетную норму, которая составляет – 12,5 кв. м. Жилой дом Дулиной А.Н. не был признан в установленном порядке непригодным для проживания.
В соответствии со ст. 31 ЖК РФ сын- ДВМ., внучка- ДОВ. являются членами семьи Дулиной А.Н.
НА основании выписок из единого Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющийся у него объекты недвижимого имущества от 14.10.2011 года № и № следует, что у ДОВ. и ДВМ. имеется по 1\4 доли собственности в двухкомнатной жилой квартире по адресу: <адрес>. Общай площадь квартиры 40,9 кв.м. Таким образом на ДВМ. и ДОВ. приходится по 10,22 кв.м. Суммарная общая площадь всех жилых помещений на каждого члена семьи составляет-32,35 кв.м.
В связи с чем, Дулиной А.Н. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, постановлением Главы Администрацией Атяшевского муниципального района РМ от 18.11.2011года за № 660, считают ее права нарушены не были.
Суд выслушав доводы представителя истицы, исследовав письменные материалы, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Дулиной А.Н. по следующим основаниям.
Как видно из справки, отдела ВК РМ по Атяшевскому и Дубенскому районам от 01.02.2011 года № 41- Дулин Михаил Павлович действительно являлся ветераном – участником Великой Отечественной войны,
Согласно справки за № 3066 ГУ «Социальная защита по Атяшевскому району РМ» от 23.11.2011 года Дулина А.Н. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21 ФЗ « О ветеранах».
Свидетельством о регистрации брака № от 16.12.2004 года Дулина А.Н. состояла в зарегистрированном браке с Дулиным М.П. с 12.ноября 1949 года, следовательно являлась членом его семьи.
Свидетельством о смерти № – Дулин М.П. умер 24 марта 1974 года. После смерти супруга повторно в брак истица не вступала.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 4 и пункта 5 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия № 335 от 25 августа 2005 г( с изменениями от 2007 года, 2008 года, 2009 года)., нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
При наличии у нанимателя жилого помещения по договору социального найма и (или) членов его семьи, собственника жилого помещения и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, обеспеченность жилыми помещениями определяется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В случае если заявителем и (или) членами его семьи в течение пяти лет, предшествующих обращению с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, совершались сделки по отчуждению жилых помещений либо доли в праве собственности на жилые помещения, обеспеченность жилыми помещениями определяется исходя из суммарной площади всех отчужденных жилых помещений (долей в праве собственности), а также жилых помещений, указанных в части первой настоящего пункта.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Таким образом, как вытекает из указанной статьи Конституции РФ, право на бесплатное получение жилища гарантируется не всем, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, помимо прочих предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения..
Согласно пункту 1 постановления Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года №155 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» формой обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах» является предоставление им социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
Согласно пунктам 3-11 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановления Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года № 155, размер социальной выплаты участникам Великой Отечественной войны определяется исходя из общей площади жилья 36 кв. метров строящегося или приобретаемого жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Республике Мордовия, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации, на дату выдачи свидетельства.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
01 ноября 2011 года Дулина А.Н. обратилась в Администрацию Атяшевского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о признании ее как вдову ветерана Великой Отечественной войны нуждающейся в улучшении жилищных условий и представила соответствующие документы.
Постановлением Главы Администрации Атяшевского муниципального района РМ от 18 ноября 2011 года № 660 Дулиной А.Н. отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья со ссылкой на ст. 31 ЖК РФ и п.4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья.
Из имеющихся в деле уведомления Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия государственной регистрации, кадастра и картографии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущества и сделок с ним и справки Атяшевского отделения Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Республике Мордовия за Дулиной А.Н. на имеющийся у нее объекты недвижимого имущества не зарегистрированы. Сделок по отчуждению жилья за последние пять лет, зарегистрированных по Атяшевскому району РМ Дулина А.Н. не совершала.
Как следует из материалов дела и справок администрации Атяшевского сельского поселения, Атяшевского района Р. М. истица Дулина А.Н. и ее супруг Дулин М.П. умершего 24 марта 1976 года на территории сельского поселения в праве собственности либо на праве социального найма жилого помещения не имели.
В судебном заседании бесспорно установлено, что Дулина А.Н.проживает и зарегистрирована Республика Мордовия, Атяшевский муниципальный район, <адрес>, что подтверждается справкой Администрации Атяшевского сельского поселения и актом проверки жилищных условий от 10 ноября 2011 года.
Собственником жилого дома, где прописана и проживает Дулина А.Н. является ДОП, умершая 10 декабря 2000года, что и подтверждается справкой « Ростехинвентаризации» Федеральное БТИ от 07.12.2011 года за № 278.
Согласно дубликата завещания от 28.12.1998года ДОП. завещала все свое имущество, в том числе жилой дом находящиеся в с. <адрес> - племяннице – ПЛВ.
Как видно из справки, Администрации Атяшевского сельского поселения РМ Дулина А.Н. проживает совместно с сыном –ДВМ. и внучкой ДОВ. в доме общей площадью -76,6 кв.м. Собственником данного жилого дома Дулина А.Н. не является.
Администрация Атяшевского муниципального района РМ отказывая в постановке на учет Дулину А.Н., мотивировали тем, что Дулина А.Н. является собственником дома <адрес>, Атяшевского района РМ, а сын ДВМ и внучка – ДОВ. являются членом ее семьи. А также включая жилую площадь, зарегистрированного за ДВММ и ДОВ. по 1\4 доли собственности в двухкомнатной жилой квартире по адресу: <адрес>.где приходится на каждого по 10,22 кв.м. Суммарная общая площадь всех жилых помещений на каждого члена семьи составляет-32,35 кв.м.
Доводы ответчика о том, что суммарная общая площадь всех жилых помещений на каждого члена семьи составляет-32,35 кв.м., не могут являться основанием для отказа, поскольку Дулина А.Н. жилья в собственности не имеет, каких-либо сделок по отчуждению жилья за последние 5 лет не совершала, членом семьи не является. Совместное проживание истицы в данном доме, не является основанием для того, чтобы считать Дулину А.Н. членом семьи собственника жилья, в виду отсутствия правоустанавливающих документов.
Согласно постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 « О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения.
Суд считает данный отказ незаконным и не соответствует действующему законодательству, в соответствии со ст. 31ч.1 ЖК РФ К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Каких-либо данных, подтверждающих, что Дулина А.Н. вселена в данный дом как член семьи или она вселила к себе сына и внучку суду не представлено.
В судебном заседании бесспорно установлено, что за Дулиной А.Н. как на момент подачи заявления в Администрацию Атяшевского района РМ 01.11.2011 года, так и в настоящее время в собственности жилого помещения не имеется и не имела никогда, что подтверждается и материалами представленными для обозрения из Администрации Атяшевского района Р.М., справкой Администрации Атяшевского сельского поселения РМ.
Согласно акта проверки жилищных условий от 10 ноября 2011 года, Дулина А.Н. указана собственником дома, но отсутствуют сведения в материалах дела, на основании какого документа она им является (отсутствует справка с Управления Федеральной регистрационной службы по республике Мордовия государственной регистрации, кадастра и картографии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущества и сделок с ним о принадлежности и регистрации за ней данного жилого дома) в связи с чем, суд не может взять данный акт за доказательство. Опровергается данный довод и финансо- лицевым счетом №7, из которого следует, что дом в котором проживает Дулина А.Н., не оформлен, наследницей является внучка- ПЛВ.
Сведений о том, что истица ранее реализовала свое право на предоставление ей жилья как участнику Великой Отечественной войны, не имеется. В связи с чем, у Администрации Атяшевского муниципального района РМ не имелось правовых оснований для отказа в постановке Дулиной А.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Согласно положению ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
С учетом представленных сторонами доказательств, судом не установлено совершение Дулиной А.Н. каких либо конкретных умышленных действий, направленных на ухудшение жилищных условий, в целях обращения в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Проживание истицы с 1980 года в доме ДОП. в с. Атяшево Атяшевского муниципального района РМ связано не со стремлением намеренно ухудшить свои жилищные условия, а ввиду невозможности проживать без постороннего ухода с учетом ее престарелого возраста. Изменение в жилищных условиях Дулиной А.Н., в результате которых были бы утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, не произошло.
На основании вышеперечисленных доказательств, признанных относимыми, допустимыми и в своей совокупности достаточными и взаимосвязанными, суд приходит к выводу, что Дулина А.Н. в соответствии со ч.1 п.1 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ должна быть признана нуждающейся в жилых помещениях, так как она не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения. И согласно ст.52ч.1 и ч.3 Жилищного Кодекса РФ она должна быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Администрацией Атяшевского муниципального района РМ, поэтому постановление Главы Администрации Атяшевского муниципального райна РМ от 18 ноября 2011 года № 660 об отказе в постановке на учет Дулиной А.Н.в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий является незаконным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Дулиной Анастасии Николаевны к Администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия удовлетворить.
Признать незаконным постановление Главы Администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия от 18 ноября 2011 года № 660 об отказе в постановке Дулиной Анастасии Николаевны на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья.
Обязать Администрацию Атяшевского муниципального района Республики Мордовия принять Дулину Анастасию Николаевну на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий граждан, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья.
Решение суда может быть обжаловано в течение десяти дней в Верховный суд Республики Мордовия, через Атяшевский районный суд РМ.
Судья Т.Н.Иванушкина