решение не вступило в законную силу



Дело № 2-146/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Атюрьевский районный суд Республики Мордовия в составе

председательствующего судьи Ионовой О.Н.,

при секретаре Ермолаевой Л.И.,

с участием представителя заявителя - заместителя прокурора Атюрьевского района Республики Мордовия Резяпкина Ф.Г.,

представителя органа местного самоуправления Администрации Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия Ермаковой Н.П., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Атюрьево РМ

ДД.ММ.ГГГГ

гражданское дело по заявлению прокурора Атюрьевского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия

у с т а н о в и л :

Прокурор Атюрьевского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия по тем основаниям, что прокуратурой Атюрьевского района Республики Мордовия совместно с сотрудниками ОГИБДД ОВД по Атюрьевскому муниципальному району Республики Мордовия проведена проверка состояния дорог и наличия дорожных знаков на территории Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия села Атюрьево. В ходе проведенной проверки установлены следующие нарушения законодательства о безопасности дорожного движения:

- отсутствуют знаки приоритета 2.4 «Уступите дорогу» в количестве одной штуки, 2.3.2 «Примыкание второстепенной дороги с права» в количестве одной штуки, 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги с лева» в количестве одной штуки при выезде <адрес> села Атюрьево Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия;

- отсутствуют знаки приоритета 2.4 «Уступите дорогу» в количестве двух штук <адрес> села Атюрьево Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия;

- отсутствуют знаки дополнительной информации 8.13 «Направление главной дороги» при выезде <адрес> села Атюрьево Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия.

В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, относятся к вопросам местного значения.

В ходе проверки было установлено, что вышеуказанные дороги, расположенные в селе Атюрьево, находятся на содержании администрации Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия. Отсутствие вышеуказанных дорожных знаков на дорогах села Атюрьево, по которым движется значительное количество автотранспорта и пешеходов, может привести к дорожно-транспортным происшествиям и авариям, которые могут повлечь причинение значительного материального ущерба, нанести вред здоровью людей, повлечь человеческие жертвы. Просит признать незаконными бездействие администрации Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия по не установке дорожных знаков в селе Атюрьево Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия.

Обязать администрацию Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия установить следующие дорожные знаки:

- знаки приоритета 2.4 «Уступите дорогу» в количестве одной штуки, 2.3.2 «Примыкание второстепенной дороги с права» в количестве одной штуки, 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги с лева» в количестве одной штуки при выезде <адрес> села Атюрьево Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия;

- знаки приоритета 2.4 «Уступите дорогу» в количестве двух штук <адрес> села Атюрьево Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия;

- знаки дополнительной информации 8.13 «Направление главной дороги» при выезде с <адрес> села Атюрьево Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия.

Взыскать с Администрации Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину.

В судебном заседании представитель заявителя – заместитель прокурора Атюрьевского района Республики Мордовия Резяпкин Ф.Г., заявление прокурора Атюрьевского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия поддержал, просил удовлетворить его в полном объеме по изложенным в нем основаниям.

Представитель органа местного самоуправления Администрации Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия – Ермакова Н.П., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ не возражала против удовлетворения заявления прокурора на бездействие администрации Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия в части не установки дорожных знаков на территории сельского поселения, суду пояснила, что в указанных в заявлении прокурора местах на дорогах местного значения села Атюрьево дорожные знаки отсутствуют из-за плохого финансирования указанных мероприятий, в то время как обязанность по содержанию дорог местного значения, куда входит и установка дорожных знаков, в соответствии с Уставом сельского поселения лежит на администрации. По бюджету Атюрьевского сельского поселения на содержание автомобильных дорог в расходных обязательствах на эти цели в 2010 году денежных средств не заложено. Однако глава администрации Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия обратился к начальнику дорожной организации с просьбой об установке отсутствующих дорожных знаков с последующей оплатой за счет средств местного бюджета.

Суд, выслушав представителей заявителя, органа местного самоуправления, свидетелей, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Задачами законодательства в области безопасности дорожного движения являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Реализация указанных задач осуществляется путем обеспечения безопасности дорожного движения, то есть осуществления деятельности, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Согласно положений статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения. Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно пункту 9 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Из копии сообщения главы администрации Атюрьевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ за № следует, что автомобильные дороги по <адрес> относятся к дорогам местного значения, и находятся в границах сельского поселения (л.д. 6).

В соответствии с пунктом 6 статьи 13 вышепоименованного закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Аналогичные положения закреплены в части 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим документам возлагается на лиц, содержащих автомобильные дороги.

В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

Согласно пункту 5 статьи 6 Устава Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия, утвержденного решением 16-ой сессии Атюрьевского сельского Совета депутатов Атюрьевского района Республики Мордовия третьего созыва №74 от 28.12.2005 г. к вопросам местного значения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов сельского поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения (л.д. 5).

Из содержания Устава следует, что реализация задач местного значения Атюрьевского сельского поселения осуществляется через администрацию, созданную в соответствии с Уставом.

Таким образом, судом установлено, что дороги по <адрес>, <адрес> села Атюрьево находятся в границах Атюрьевского сельского поселения, являются дорогами местного значения, обязанность по их содержанию, в том числе оборудования дорожными знаками, возложена на администрацию Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия.

Пункт 1 статья 34 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Из пояснений представителя органа местного самоуправления Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района республики Мордовия следует, что по бюджету Атюрьевского сельского поселения на содержание автомобильных дорог в расходных обязательствах на эти цели в 2010 году денежных средств не заложено.

По мнению суда, данное обстоятельство не может служит основанием для освобождения органов местного самоуправления от обязанностей по выполнению законодательства в области дорожной деятельности, поскольку решение вопросов обеспечения безопасности дорожного движения отнесенные к компетенции этих органов решается ими самостоятельно, в том числе и за счет привлеченных денежных средств физических и юридических лиц.

Поэтому бездействие администрации Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия по не установке дорожных знаков, которая является составной частью содержанию дорог местного значения, на дорогах села Атюрьево подлежит признанию незаконным.

Подлежит удовлетворению, и требование о возложении на администрацию Атюрьевского сельского поселения обязанности по установке дорожных знаков на улицах села Атюрьево.

Из копии Требования от ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника ОВД по Атюрьевскому муниципальному району Республики Мордовия следует, что прокурор Атюрьевского района Республики Мордовия просит поручить сотрудникам ОГИБДД ОВД по Атюрьевскому муниципальному району Республики Мордовия с привлечением работников дорожных служб района, провести проверку исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, наличия дорожных знаков на территории села Атюрьево Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия по <адрес> (л.д. 22).

Согласно Акта обследования улично-дорожной сети районного центра села Атюрьево от ДД.ММ.ГГГГ комиссия в составе главного инженера ДРСУ ФИО5, исполняющего обязанности начальника ОГАИ ОВД по Атюрьевскому муниципальному району Республики Мордовия ФИО4 произвели проверку улиц и дорог села Атюрьева Республики Мордовия на наличие и обустройство дорожными знаками. Установлено: при выезде с <адрес> отсутствуют дорожные знаки 8.13 в количестве двух штук, по <адрес> отсутствуют дорожные знаки 2.4 в количестве двух штук, при выезде с <адрес> отсутствуют дорожный знак 2.4 в количестве 1 штука, а также знаки 2.3.2 и 2.3.3 в количестве двух штук (л.д. 7).

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО4 суду пояснил, что он исполняет обязанности начальника ОГИБДД ОВД по Атюрьевскому району МВД Республики Мордовия, в своей деятельности по контролю за соблюдением законодательства в области дорожного движения они руководствуются Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации №410 от 08.06.1999 года и правилами дорожного движения. 21.09.2010 года была создана комиссия для проведения проверки улиц и дорог с.Атюрьево на наличие и обустройство дорожными знаками. Было установлено отсутствие на дорогах местного значения Атюрьевского сельского поселения дорожных знаков, о чем ДД.ММ.ГГГГ был составлен Акт.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО5 суду пояснил, что он был приглашен в качестве специалиста в области обслуживания и эксплуатации дорог для проведения проверки улиц и дорог с.Атюрьево на наличие и обустройство дорожными знаками, в результате чего было выявлено отсутствие дорожных знаков с <адрес>, с <адрес>, с <адрес>.

Согласно Приложению 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения" (с изменениями и дополнениями) дорожные знаки 2.4 "Уступите дорогу" в соответствии с которым водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 - по главной, знаки 2.3.2- примыкание справа, 2.3.3 примыкание справа являются знаками приоритета, которые устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги.Знак 8.13 "Направление главной дороги" указывает направление главной дороги на перекрестке и относится к знакам дополнительной информации, которые уточняют или ограничивают действие знаков, с которыми они применены.

Из исследованном в судебном заседании ситуационного плана села Атюрьево следует, что <адрес>, <адрес> имеют пересечения с <адрес>. Следовательно, установка дорожных знаков приоритета 2.4 «Уступите дорогу» в количестве одной штуки, 2.3.2 «Примыкание второстепенной дороги с права» в количестве одной штуки, 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги с лева» в количестве одной штуки при выезде с <адрес>, знаков приоритета 2.4 «Уступите дорогу» в количестве двух штук на <адрес>, знака дополнительной информации 8.13 «Направление главной дороги» при выезде с <адрес> села Атюрьево Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия обусловлена Правилами дорожного движения

Поскольку судом установлено, что на дорогах Атюрьевского сельского поселения, которые относятся к дорогам местного значения, отсутствуют дорожные знаки, наличие которых обусловлена Правилами дорожного движения, то на орган местного самоуправления, чьи действия обжалуются следует возложить обязанность по установке дорожных знаков.

Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор, при обращении в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту неопределенного круга лиц от уплаты государственной пошлины освобожден.

В соответствии с пунктом 7 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в размере 200 рублей.

Следовательно, государственная пошлина в размере 200 рублей подлежит взысканию с администрации Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 193, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Заявление прокурора Атюрьевского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия удовлетворить.

Признать незаконным бездействия администрации Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия по не установке дорожных знаков в селе Атюрьево Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия.

Обязать администрацию Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия установить следующие дорожные знаки:

- знаки приоритета 2.4 «Уступите дорогу» в количестве одной штуки, 2.3.2 «Примыкание второстепенной дороги с права» в количестве одной штуки, 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги с лева» в количестве одной штуки при выезде <адрес> села Атюрьево Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия;

- знаки приоритета 2.4 «Уступите дорогу» в количестве двух штук на <адрес> села Атюрьево Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия;

- знаки дополнительной информации 8.13 «Направление главной дороги» при выезде <адрес> села Атюрьево Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия.

Взыскать с администрации Атюрьевского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в размере 200 рублей (двести рублей) в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия его судом в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Атюрьевский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий –

Справка: мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья

Атюрьевского районного суда РМ – О.Н. Ионова