Дело №2-74/2010 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2010 года село Атюрьево
Атюрьевский районный суд Республики Мордовия
в составе председательствующего судьи Тиминой ФИО5
с участием прокурора Атюрьевского района РМ Некаева ФИО6
представителя ответчика - <данные изъяты> администрации <адрес> сельского поселения Атюрьевского муниципального района РМ Кильдеева ФИО7
заинтересованного лица Управления Федеральной регистрационной службы по РМ, его представителя Кубасовой ФИО8 представившей доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Шукшиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Атюрьевского района РМ в интересах неопределенного круга лиц о понуждении администрации <адрес> сельского поселения Атюрьевского муниципального района РМ (далее - администрации <адрес> сельского поселения) обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы по РМ с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества - памятника истории и культуры «Погибшим воинам»,
у с т а н о в и л:
Прокурор Атюрьевского района РМ обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о понуждении администрации <адрес> сельского поселения обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы по РМ с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества - памятника истории и культуры «Погибшим воинам».
В обосновании своих требований в заявлении он указал, что в административных границах <адрес> сельского поселения Атюрьевского муниципального района РМ, учтен памятник истории и культуры «погибшим воинам», расположенный на <адрес> <адрес> Атюрьевского муниципального района РМ, который не имеет собственника, то есть является бесхозяйным недвижимым имуществом.
По мнению прокурора, отсутствие собственника вышеуказанного памятника истории и культуры «Погибшим воинам» влечет невозможность обеспечения сохранности данного объекта недвижимости.
В целях защиты интересов неопределенного круга лиц - прежде всего, населения <адрес> сельского поселения, просит понудить администрацию <адрес> сельского поселения обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы по РМ с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества – памятника истории и культуры «Погибшим воинам», расположенного на <адрес> <адрес> Атюрьевского муниципального района РМ.
В судебном заседании прокурор Атюрьевского района РМ Некаев ФИО9 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика администрации <адрес> сельского поселения Кильдеев ФИО10 действующий на основании Устава, требования признал, пояснив, что на территории <адрес> сельского поселения имеется памятник «Погибшим воинам», который был построен 1998 году за счет средств ранее действующего на территории поселения совхоза «ФИО11». При этом собственник данного памятника определен не был. В настоящее время совхоз «ФИО12» ликвидирован. Хотя памятник и включен в реестр муниципальной собственности <адрес> сельского поселения, но государственная регистрация права собственности на указанный объект недвижимого имущества не осуществлялась. Содержание памятника производится за счет средств населения.
Представитель третьего, лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия Кубасова ФИО13 действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения заявленных прокурором Атюрьевского района РМ требований.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, считает, что заявленные прокурором Атюрьевского района РМ исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что на территории <адрес> сельского поселения, в <адрес>, расположен памятник истории и культуры «Погибшим воинам», который является бесхозяйным объектом недвижимости.
Данные выводы суда подтверждаются исследованными в ходе судебного заседания доказательствами: сведениями ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 19 февраля 2010 года, сведениями Управления Федеральной регистрационной службы по РМ от 23.04.2010 года, ответом Администрации <адрес> муниципального района РМ от 17.03.2010 года (л.д.9), справкой администрации <адрес> сельского поселения от 25 марта 2010 года (л.д.8), копией выписки из Устава <адрес> сельского поселения (л.д.4-7).
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд исходит из следующего.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального значения), расположенных на территории поселения.
В соответствии с пунктом 13 части 1 ст. 6 Устава <адрес> сельского поселения к вопросам местного значения <адрес> сельского поселения относится сохранение. Использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящегося в собственности <адрес> сельского поселения, охрана культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории <адрес> сельского поселения.
Органы местного самоуправления указаны в Уставе <адрес> сельского поселения Атюрьевского района РМ. В соответствии с подпунктом 8 пункта 4 ст.28 данного Устава администрации <адрес> сельского поселения решает вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением собственностью поселения.
Исходя из ст.3 Федерального закона от №73-ФЗ от 25.06.2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно ст.7 вышеназванного Закона гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании положений ст.9.3 вышеуказанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности принадлежности памятника истории и культуры «Погибшим воинам».
Поскольку такого рода объекты расположены в административных границах муниципального образования <адрес> сельское поселение, необращение администрации поселения в Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия с заявлением о принятии памятника истории и культуры на учет как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ, в силу которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В силу ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ памятник истории и культуры является недвижимым имуществом, поскольку расположен на земельном участке и его перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (п. 3 ст.225 Гражданского кодекса РФ). В силу пункта 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 №580 (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.11.2004 №627), принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляет территориальный орган Федеральной регистрационной службы - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в едином экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества (пункт 15 Положения).
Исходя из изложенного, суд обязывает администрацию <адрес> сельского поселения обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы по РМ с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - памятника истории и культуры «Погибшим воинам», расположенного на <адрес> Атюрьевского муниципального района РМ.
В связи с удовлетворением исковых требований прокурора, в соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с администрации <адрес> сельского поселения подлежит взысканию в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 196-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р е ш и л:
Заявление прокурора Атюрьевского района РМ в интересах неопределенного круга лиц о понуждении администрации <адрес> сельского поселения Атюрьевского муниципального района РМ обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы по РМ с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества – памятника истории и культуры «Погибшим воинам» - удовлетворить.
Признать бездействие администрации <адрес> сельского поселения Атюрьевского муниципального района РМ по определению собственника недвижимого имущества - памятника «Погибшим воинам» незаконным.
Обязать администрацию <адрес> сельского поселения Атюрьевского муниципального района РМ обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы по РМ с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества - памятника истории и культуры «Погибшим воинам», расположенного на <адрес> в <адрес> Атюрьевского муниципального района РМ.
Взыскать с администрации <адрес> сельского поселения Атюрьевского муниципального района РМ в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации государственную пошлину в размере № рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия через Атюрьевский районный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня его вынесения.
Председательствующий - судья Тимина ФИО14