Дело № 2-109/2012 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Атюрьевский районный суд Республики Мордовия
в составе председательствующего судьи Ионовой О.Н.,
при секретаре Черакшевой Л.И.,
с участием:
истца Квасова ФИО7,
представителя ответчика Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия Петяйкиной Т.Ф., действующей на основании доверенности № 7 от 10.01.2012 года;
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Атюрьево Республики Мордовия
14 июня 2012 года
Гражданское дело по иску Квасова ФИО8 к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,
установил:
Квасов А.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии.
В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении ему трудовой пенсии по старости досрочно, так как его специальный педагогический стаж работы с детьми в государственных и муниципальных учреждениях образования на день подачи заявления составляет более 25 лет, однако решением ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе РМ от ДД.ММ.ГГГГ за №8 в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ему было отказано из-за отсутствия требуемого стажа, требуется 25 лет, имеется 22 года 7 месяцев 15 дней. В специальный стаж не засчитан период прохождение военной службы по призыву с 18 октября 1983 года по 10 ноября 1986 года.
С данным решением он не согласен по следующим основаниям: он занимал и продолжает занимать должность, связанную с педагогической деятельностью по работе с детьми в государственных, муниципальных учреждениях образования, выполняет работу, связанную именно с обучением и воспитанием детей и имеет для назначения досрочной трудовой пенсии по старости специальный педагогический стаж. Не согласен с оспариваемым решением в части не включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периода с 18 октября 1983 года по 10 ноября 1986 года прохождения военной службы по призыву в рядах вооруженных сил Советской Армии, поскольку в спорный период действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу работникам просвещения, здравоохранения» в п.п. «г» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Полагает, что при оценке его пенсионных прав на назначение трудовой пенсии досрочно, подлежало применению законодательство, действующее на момент его службы в армии. Просит признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ за №8 в части отказа о не включении ему в специальный стаж периода службы по призыву в рядах Советской армии. Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия зачесть ему в специальный стаж для назначения трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью досрочно период с 18 октября 1983 года по 10 ноября 1986 года прохождения военной службы по призыву. Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия назначить ему трудовую пенсию по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочно, с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда РФ в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия в его пользу возврат государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей.
От истца Квасова А.И. поступило заявление об уточнении заявленных исковых требований, в котором он просит признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ за №8 об отказе ему в досрочном назначении трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Остальные требования оставляет без изменения.
В судебном заседании истец Квасов А.И. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений, дополнительно пояснив, что на его пенсионные права распространяется действие Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу работникам просвещения, здравоохранения», поскольку на момент призыва в армию он проходил обучение в педагогическом учебном заведении, по окончании которого трудоустроился на работу в Торбеевское ПТУ-3 с 20 июля 1989 года, где и осуществляет педагогическую деятельность в настоящее время.
Представитель ответчика Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Атюрьевском муниципальном районе РМ Петяйкина Т.Ф. исковые требования не признала и просила оставить их без удовлетворения, считает, что оспариваемым решением Государственного Учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в Атюрьевском муниципальном районе РМ истцу обоснованно отказано в назначении досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью по основаниям, изложенным в решении от 06 апреля 2012 года, поскольку Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года №516, включение периода прохождения военной службы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, не предусмотрено.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец Квасов А.И. обратился с заявлением в ГУ – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ №173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (л.д. 43-45).
Решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе от ДД.ММ.ГГГГ за №8 истцу Квасову А.И. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого стажа. Требуется 25 лет, имеется 22 года 7 месяцев 15 дней. Принят к зачету в специальный стаж работы период с 20.07.1989 года по 05.03.2012 года в должности мастера производственного обучения.
Не засчитан в специальный стаж период с 18.10.1983 г. по 10.11.1986 г. прохождения военной службы по призыву, так как на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516, период прохождения военной службы не может быть засчитан в льготный стаж.
Суд считает обжалуемое решение Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Атюрьевском муниципальном районе РМ об отказе истцу Квасову А.И. в назначении трудовой пенсии досрочно незаконным и подлежащим отмене. Данный вывод суд делает исходя из следующего.
В соответствии с положением части 5 статьи 55 Закона РФ №3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Федеральным законом от 30 декабря 2008 года №319-ФЗ (вступившим в законную силу 31.12.2008 года), внесены изменения в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которыми подпункты 7-12 пункта 1 статьи 28 признаны утратившими силу, при этом пункт 1 статьи 27 дополнен подпунктами 16-21, где подпунктом 19 лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 30.06.2009г.) трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Поскольку федеральным законом не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере образования, отказ истцу в назначении пенсии является незаконным. Пенсия по выслуге лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, кроме того, не допустимо в отношении некоторых групп граждан отступление от конституционного принципа граждан перед законом. Все граждане, отработавшие необходимый двадцатипятилетний педагогический стаж, имеют равное право на получение пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.
Согласно пункту 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. №555 (ред. от 17.10.2009г.), основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Как следует из трудовой книжки Квасова А.И. на л.д. 5-8, на основании приказа №44 от 01.09.1983 года он зачислен в число учащихся 2-го курса дневного отделения Второго Горьковского индустриально-педагогического техникума. На основании приказа №61 от 11.11.1983 года с 18.10.1983 года временно отчислен в связи с призывом в Советскую армию. В соответствии с приказом №56 от 19.12.1986 года зачислен в число учащихся 2 курса дневного отделения вышеуказанноготехникума, в связи с окончанием службы в Советской армии с 19.12.1986 года. Приказом №18 от 24.06.1989 г. в связи с окончанием срока обучения и успешной сдачей Государственных экзаменов отчислен из числа учащихся с правом свободного трудоустройства. На основании приказа №143 от 20.07.1989 года принят мастером производственного обучения в Торбеевское ПТУ-3 с 20.07.1989 года. В соответствии с приказом №15 от 17.01.1990 г. уволен с 17.01.1990 года в связи с переводом в Краснослободское ПТУ-18. На основании приказа №8а от 17.01.1990 года принят мастером производственного обучения переводом в Краснослободское ПТУ-18. В соответствии с приказом №239 от 02.09.1996 г. уволен в связи с переводом в Торбеевское ПУ №3. На основании приказа №112 от 01.10.1996 года принят на работу мастером производственного обучения в Торбеевское ПУ №3 переводом из Краснослободского ПУ-18.
Трудовая деятельность истца также подтверждается копиями выписок из приказов на л.д. 61, 62, содержание которых отражены в трудовой книжке, архивной справкой о реорганизациях образовательного учреждения л.д. 64, актом документальной проверки факта специального стажа №4 от 15 марта 2012 года л.д. 66-67.
Период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР с 18.10.1983 года по 10.11.1986 года, кроме того, подтверждается справкой начальника отдела ВК РМ по Торбеевскому и Атюрьевскому районам от 07.12. 2011 года за №2607 (л.д. 9); копией военного билета (л.д. 10-15).
Из копии диплома ЛТ №262060 от 24 июня 1989 года и выписки к нему следует, что Квасов ФИО9 проходил обучение во Втором Горьковском индустриально-педагогическом техникуме в период с 1983 по 1988 г.г. по специальности механизация сельского хозяйства и ему присвоена квалификация техник-механик мастер производственного обучения.
При рассмотрении дела установлено, что истец был призван на военную службу в период прохождения обучения в педагогическом техникуме, после окончания которого сразу приступил к педагогической деятельности.
В период прохождения истцом военной службы ( с 18.10.1983 года по 10.11.1986 года) действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Указанное Постановление утратило силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №953.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 указанного Положения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом в соответствии с пунктом 4 указанного Положения, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в Учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию.
Оценив представленные доказательства с позиции части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к убеждению, что Квасов А.И., проходя обучение в педагогическом учебном заведении, был призван в ряды вооруженных сил для прохождения срочной службы, после окончания которого непосредственно приступил к осуществлению педагогической деятельности в учреждении, работа в которой засчитана ответчиком в специальный стаж, дающий истцу право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Оспариваемый период службы Квасова А.И. в армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
В этой связи, учитывая, что положения ст.ст.6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 15 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации, по своему смыслу предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период с 18.10.1983 года по 10.11.1986 года – прохождение службы в Вооруженных силах СССР подлежит включению истцу Квасову А.И. в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по страсти независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него права на досрочное назначение пенсии по старости.
Кроме того, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в постановлении от 29.01.2004 года №2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Время работы в указанных должностях может быть засчитано в стаж по совокупности с периодами работы, предусмотренными в подпункте «а», п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 при условии, если они следовали один за другим, всем им непосредственно предшествовала и непосредственно следовала педагогическая деятельность.
В связи с чем, отклоняется довод представителя ответчика Петяйкиной Т.Ф. о том, что оспариваемый истцом период не может быть засчитан в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно, по тем основаниям, что указанному периоду должна непосредственно предшествовать и сразу следовать педагогическая деятельность, а Квасов А.И. был призван на службу в армии в период прохождения обучения.
При этом, в судебном заседании установлено, что применительно к пункту 4 вышепоименованного Положения Квасов А.И. работал в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью досрочно, 22 года 7 месяцев 15 дней, что составляет более 2/3 стажа, требуемого ему для назначения пенсии в соответствии с указанным Постановлением.
Согласно части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом, отказ заявителю в назначении пенсии по льготным основаниям ставит его в конституционно неравное положение на получение пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью перед другими категориями граждан, имеющими право на получение данного вида пенсии и исполняющими аналогичные функции.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
На момент обращения Квасова А.И. с заявлением о назначении пенсии в связи с педагогической деятельностью, то есть на 06 марта 2012 года истец имел достаточный специальный стаж 25 лет 8 месяцев 17 дней, при требуемом специальном стаже 25 лет, с учетом исключенного из специального стажа периода с 18.10.1983 г. по 10.11.1986 г. служба в Вооруженных Силах СССР, то есть у него возникло право на получение трудовой пенсии по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со статьями 18,19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия назначается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, каковым является ответчик, и на него следует возложить обязанность по включению в специальный стаж истца периода службы в армии и назначении истцу Квасову А.И. трудовой пенсию досрочно с ДД.ММ.ГГГГ, а обжалуемое решение признанию незаконным и подлежащим отмене.
Поскольку исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме, то в соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Исковое заявление Квасова А.И. оплачено государственной пошлиной в размере 200 рублей (л.д. 19), при этом уплаченная истцом государственная пошлина в указанном размере соответствует размеру государственной пошлины, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, согласно которому с исковых заявлений граждан неимущественного характера взимается государственная пошлина в размере 200 рублей.
В этой связи, истцу подлежат возмещению понесенные им расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей, которые следует взыскать с ответчика.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 193, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Квасова ФИО11 к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ №8 об отказе Квасову ФИО12 в досрочном назначении трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия зачесть Квасову ФИО13 в специальный стаж для назначения трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью досрочно период с 18 октября 1983 года по 10 ноября 1986 года прохождения военной службы по призыву.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия назначить Квасову ФИО14 трудовую пенсию по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочно, с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Квасова ФИО15 возврат государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Верховный Суд Республики Мордовия через Атюрьевский районный суд Республики Мордовия.
Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2012 года.
Судья - Ионова О.Н.