по иску прокурора Атнинского района к ГБУ `ОВД по Атнинскому муниципальному району РТ`, МВД по РТ и Минфину РТ о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению условий содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых незаконным



- Дело № 2-116/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 мая 2011 года с.Б.Атня

Атнинский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сафаргалиева М.М., с участием заместителя прокурора Атнинского района РТ Сабирова Ш.Г., представителя ответчика Государственного бюджетного учреждения «Отдел внутренних дел по Атнинскому муниципальному району Республики Татарстан» Баязитова И.Г., представителя Министерства внутренних дел по Республике Татарстан Мубаракшина А.И., при секретаре Мифтаховой Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Атнинского района РТ в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению «Отдел внутренних дел по Атнинскому муниципальному району Республики Татарстан», Министерству внутренних дел по Республики Татарстан и Министерству финансов Республики Татарстан о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению условий содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, незаконным,

установил:

Прокурор Атнинского района Республики Татарстан обратился с исковым заявлением в суд в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению «Отдел внутренних дел по Атнинскому муниципальному району Республики Татарстан» (далее – Атнинский ОВД) о признании бездействия отдела незаконным, указывая, что проведенной прокуратурой района проверкой в марте 2011 года соблюдения законодательства, регламентирующего порядок и условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в деятельности Атнинского ОВД выявлены существенные нарушения действующего законодательства.

В частности площадь на 1 человека в камерах изолятора временного содержания Атнинского ОВД (далее ИВС), составляет 3,5 кв.м, тогда как в силу требований статьи 23 Федерального за­кона от 15.07.1995 № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» ( с изменениями и дополнениями) норма санитарной площади в камере на одного человека установлена в размере четы­рех квадратных метров.

В деятельности ИВС Атнинского ОВД допускаются грубые нарушения требований материально-бытового обес­печения подозреваемых и обвиняемых.

Так, в нарушение п. 45 Приказа МВД РФ от 22.11.2005 г. № 950 камеры ИВС не оборудованы радиодинамиками для веща­ния общегосударственной программы, кнопками для вызова дежурного, светиль­никами дневного освещения закрытого типа, шкафами для хранения индивиду­альных принадлежностей и продуктов, вешалками для верхней одежды. Санитарные узлы в камерах оборудованы без соблюдения необходимых требований приватности; в камерах отсутствует система видеонаблюдения; территория отдела внутренних дел со стороны расположения изолятора временного содержания по всему периметру не усилена по верхней части у забора противобеговым уст­ройством.

Тогда как в силу требований ст. 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в дейст­вующей редакции подозреваемым и обвиняемым должны быть созданы бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, и все камеры должны быть обеспечены средствами радиовещания.

Кроме того, в нарушение п. 14 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и об­виняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 г. № 950 (с изменениями и дополнениями), в изоляторе отдела внут­ренних дел отсутствует дезинфекционная камера, которая необходима для обра­ботки одежды вновь прибывших подозреваемых и обвиняемых. Тогда как в тече­ние первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые должны прой­ти санитарную обработку в санпропускнике изолятора, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта; одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере.

В нарушение п. 132 названных выше Правил изолятор временного содер­жания не оборудован прогулочным двором, что является грубым нарушением прав подозреваемых и обвиняемых на прогулку, гарантированных правовыми положениями ст. 17 Федерального закона ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Также в ходе проверки выявлены существенные нарушения Федерального закона № 69 от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» в действующей редакции, приказа МЧС от 18.06.2003 года № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)». Так, в помещении, изолятора временного содержания Атнинского ОВД установлены на щитах огнету­шители с истекшим сроком. Отсутствует договор на обслуживание автоматиче­ской пожарной сигнализации. Не произведен замер сопротивления изоляции электропроводов и кабелей с составлением соответствующей документации; электропроводка в помещении ИВС выполнена с нарушением требований правил установки электрооборудования; на электросветильниках не имеются защитные плафоны; отсутствует молниезащитная установка.

Прокурором района по результатам проверки, проведенной в марте 2011 года, было внесено представление в адрес начальника Атнинского ОВД об устранении нарушений законодательства, регламентирующие порядок и условия содержания под стражей подоз­реваемых и обвиняемых в совершении преступлений, однако действенные мер по устранению выявленных нарушений законности до настоящего времени не пред­приняты.

Между тем в силу установленных ст. 21 Конституции Российской Федерации правовых положений достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления, никто не должен подвергаться уни­жающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Изложенное является существенным нарушением прав граждан и лиц, со­держащихся в изоляторе временного содержания, что не может быть допустимым и терпимым.

На основании изложенного прокурор просит признать бездействие Атнинского ОВД, выразившееся в непринятии мер по обеспечению порядка условий содержания под стражей, гарантий прав и законных интересов лиц, кото­рые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозревае­мых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответ­ствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, незаконным.

В ходе судебного разбирательства по ходатайству представителя Атнинского ОВД в качестве соответчиков по делу привлечены: Министерство внутренних дел по Республике Татарстан и Министерство финансов Российской Федерации в лице Министерства финансов Республики Татарстан.

Представитель прокуратуры в суде исковые требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении, просил удовлетворить. Также пояснил, что площади камер ИВС им указаны на основании технического паспорта, замеры не производились.

Представитель Атнинского ОВД Баязитов И.Г. исковые требования прокурора не признал, и пояснил, что площади одноместных камер соответствуют требованиям закона (замер проводился с участием прокурора Сабирзяновой Н.Н., при составлении акта с участием заместителя прокурора Сабирова Ш.Г. замер камер не производился), начато снесение перегородок стен между камерами для приведения в соответствие с нормами санитарной площади в 2-х местной камере, только один из огнетушителей с истекшим сроком годности. Санитарные узлы имеются во всех камерах, соблюдение условий приватности в одиночных камерах не требуется, а в двухместных камерах после реконструкции стены санузлов будут соответствовать условиям приватности. Представление прокурора о принятии мер по устранению нарушений законности поступило в Атнинский ОВД лишь 26.04.2011, акт проверки был составлен 28.03.2011. С момента проверки, работа по приведению в соответствие с требованиями нормативных актов ИВС не останавливалась: в апреле 2011 года из фанеры изготовлены шкафы для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, на которые прикреплены вешалки для верхней одежды, для оборудования камер ИВС кнопками для вызова дежурного, по монтажу пожарной сигнализации и оповещения о пожаре 25.04.2011г. составлен договор с ООО «Спецмонтажсервис», монтаж которого будет произведен после получения финансирования из ФЭУ МВД по РТ, осуществлена покраска стен камер. В 2010 году был приобретен и установлен в коридоре ИВС радиоприемник, который позволяет вещание на все камеры, в срок до 01.07 2011 во всех камерах будут установлены радиодинамики. Также получены 3 светильника дневного света закрытого типа, один из которых установлен в камеру № 5, остальные будут установлены после реконструкции камер до 01.07.2011. Система видеоконтроля установлена в камере № 5, где в основном содержатся все лица помещенные в ИВС, и в коридоре камерного блока, все камеры выведены на экран дежурной части. Для проведения дезинфекционных работ с ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии РТ» составлен договор на проведение возмездных работ (услуг) № 6 от 01.01.2011, в которых исполнитель принял на себя обязательства по проведению дезинфекционных работ во всех помещениях ОВД, в том числе и в ИВС ОВД. В ИВС имеется душевая, до 01.07.2011 там будет установлен водонагреватель. Внутри здания ОВД имеется прогулочный двор, и для приведения его в соответствие с требованиями закона начальник Атнинского ОВД обратился в ФЭУ МВД РТ с ходатайством о финансировании закупки необходимых материалов для строительства решетчатого ограждения прогулочного двора ИВС, а также о финансировании вышеуказанного договора с ООО «Спецмонтажсервис». Остальные имеющиеся нарушения и недостатки будут устранены после финансирования данных работ, ведется постоянная работа по приведению ИВС в соответствие с требованиями норм закона. Полагает, что бездействия ОВД нет, поэтому иск прокурора не признал.

Представитель Министерства внутренних дел по РТ Мубаракшин А.И. с иском прокурора также не согласен. Суду пояснил, что действительно часть нарушений, указанных в иске прокурора, в ИВС Атнинского ОВД имеется. В то же время, установление видеонаблюдения в камерах ИВС, усиление территории отдела со стороны расположения изолятора временного содержания по всему периметру по верхней части у забора противобеговым уст­ройством и установление дезинфекционной камеры, приказом № 950 МВД РФ не предусмотрена, как это указано в иске прокурора. Атнинский ОВД как до проверки прокурора так после нее предпринимает меры по приведению ИВС отдела в соответствие с требованиями закона. На основании мотивированной заявки начальника Атнинского ОВД в МВД РТ может производиться корректировка финансирования для ИВС Атнинского ОВД на 2 – ое полугодие 2011 года.

Представитель Министерства Финансов РТ на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие. Представил отзыв, согласно которому иск не признал и пояснил, что Минфин РТ не является органом, уполномоченным выступать от имени казны Российской Федерации.

Представитель ГУ МЧС РФ по РТ на судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили.

Выслушав явившиеся стороны и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу требований статьи 23 Федерального за­кона от 15.07.1995 № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с изменениями и дополнениями) норма санитарной площади в камере на одного человека установлена в размере четы­рех квадратных метров.

Согласно п. 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 г. № 950 (далее по тексту - Правила) камеры изолятора временного содержания должны быть оборудованы радиодинамиком для веща­ния общегосударственной программы, кнопками для вызова дежурного, светиль­никами дневного и ночного освещения закрытого типа, шкафами для хранения индивиду­альных принадлежностей и продуктов, вешалками для верхней одежды. Сани­тарные узлы в камерах должны быть оборудованы с соблюдением необходимых требований приватности.

В силу требований ст. 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в дейст­вующей редакции подозреваемым и обвиняемым должны быть созданы бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, и все камеры должны быть обеспечены средствами радиовещания.

В соответствии с п. 14 Правил (с изменениями и дополнениями), в тече­ние первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые должны прой­ти санитарную обработку в санпропускнике изолятора, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта; одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере.


В п. 11 ст. 17 ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено право подозреваемого и обвиняемого пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.

Прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя (п.132 Правил).

Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (ст. 9, Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 21.04.2011) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").

Согласно ст. 47 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета.

Материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год (ст. 48).

В соответствии со ст. 4 ФЗ "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления" от 15.07.1995 г. N 103-ФЗ, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Нарушение условий содержания под стражей (за исключением: установление видеонаблюдения в камерах ИВС, усиление территории отдела со стороны расположения изолятора временного содержания по всему периметру по верхней части у забора противобеговым уст­ройством и установление дезинфекционной камеры, приказом МВД РФ № 950 не предусмотрена), указанные прокурором, нашли подтверждение в ходе судебного разбирательства (акт проверки, проведенной заместителем прокурора Атнинского района РТ Сабиро­вым Ш.Г. с привлечением начальника отделения надзорной деятельности по Ат­нинскому муниципальному району РТ от 28 марта 2011 года, объяснение началь­ника изолятора временного содержания Атнинского ОВД Х.Ф., объяснение заместителя начальника милиции Баязитова И.Г.).

Суд исходит из того, что имеющиеся в ИВС Атнинского ОВД нарушения закона, существенно ущемляют права и законные интересы подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей. Права подозреваемых и обвиняемых на обеспечение бытовыми условиями, отвечающими требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, на соблюдение санитарно-гигиенических требований предписаны Федеральным законом "О содержании подозреваемых и обвиняемых под стражей" от 15.07.1995 года.

Согласно п. 3 Положения о ГБУ ОВД по Атнинскому муниципальному району, Атнинский ОВД входит в систему органов внутренних дел РФ и подчиняется МВД РТ. ИВС Атнинского ОВД является структурным подразделением ОВД, то есть входит в систему органов внутренних дел.

В силу п. 12 Положения о ГБУ ОВД по Атнинскому муниципальному району, финансирование ОВД осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан, местного бюджета и иных поступлений. Согласно п. 18 Положения, отдел внутренних дел охраняет, конвоирует и содержит задержанных и лиц, заключенных под стражу. Согласно пп. 25, 26 п. 20 Положения, начальник ОВД распоряжается доведенными лимитами бюджетных обязательств и объемами финансирования расходов, обладает правом первой подписи финансовых документов, заключения договоров, соглашений и контрактов; распределяет и перераспределяет материально-технические средства в соответствии с нормами положенности между структурными подразделениями ОВД и подчиненными подразделениями.

Судом установлено, что площади одноместных камер ИВС Атнинского ОВД фактически соответствуют требованиям закона – более 4.00 кв.м. (не внесены изменения в технический паспорт), начата работа для приведения в соответствие с нормами санитарной площади в 2-х местной камере - снесена перегородка стен между камерами. Представление прокурора о принятии мер по устранению нарушений законности поступило в Атнинский ОВД 26.04.2011 на основании акта проверки от 28.03.2011. Уже 28.04.2011 за № 1107 начальник Атнинского ОВД направил в прокуратуру района ответ о рассмотрении представления прокурора и о принятых мерах. Исковое заявление прокурора поступило в суд 03 мая 2011 года.

Атнинским ОВД после проверки прокурора (а также и до проверки) ведется работа по приведению ИВС в соответствие с требованиями нормативных актов: в частности в апреле 2011 года из фанеры изготовлены шкафы для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, на которые прикреплены вешалки для верхней одежды, осуществлена покраска стен камер. Для оборудования камер ИВС кнопками для вызова дежурного, по монтажу пожарной сигнализации и оповещения о пожаре 25.04.2011г. составлен договор с ООО «Спецмонтажсервис», монтаж которого будет произведен после получения финансирования из ФЭУ МВД по РТ. В 2010 году был приобретен и установлен в коридоре ИВС радиоприемник, который позволяет вещание на все камеры, в срок до 01.07 2011 во всех камерах будут установлены радиодинамики. Получены 3 светильника дневного света закрытого типа, один из которых установлен в камеру № 5, остальные будут установлены после реконструкции камер до 01.07.2011. Система видеоконтроля установлена в камере № 5, где в основном содержатся все лица, помещенные в ИВС, и в коридоре камерного блока, все камеры выведены на экран дежурной части. Для проведения дезинфекционных работ с ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии РТ» составлен договор на проведение возмездных работ (услуг) № 6 от 01.01.2011, в которых исполнитель принял на себя обязательства по проведению дезинфекционных работ во всех помещениях ОВД, в том числе и в ИВС ОВД. Приобретена лампа бактерицидная и облучатель ОБПе-450 «Азов» передвижной. В ИВС имеется душевая, до 01.07.2011 там будет установлен водонагреватель. Внутри здания ОВД имеется прогулочный двор (технический паспорт ИВС), и для приведения его в соответствие с требованиями закона начальник Атнинского ОВД обратился в ФЭУ МВД РТ с ходатайством (с приложением накладных ИП Абдуллазянова А. на приобретаемые товары) о финансировании закупки необходимых материалов для строительства решетчатого ограждения прогулочного двора ИВС, а также о финансировании вышеуказанного договора с ООО «Спецмонтажсервис». Также приобретены необходимые стройматериалы.

Данные обстоятельства подтверждаются показаниями ответчиков, приобщенными копиями товарных накладных, фототаблицами, копией договора с ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии РТ», с ООО «Спецмонтажсервис», копией письма начальника Атнинского ОВД № 1162 от 06.05.2011 и № 1283 от 20.05.2011 в адрес Заместителя министра внутренних дел РТ и начальника ФЭУ МВД РТ о выделении денежных средств, для оплаты услуг по данным договорам и другими материалами дела.

Проанализировав указанные документы, суд приходит к выводу, что Атнинский ОВД и МВД РТ являются надлежащими ответчиками. Однако, прокурор в своем иске ставит вопрос только о бездействии ответчиков по устранению указанных нарушений. С учетом этого, также принимая во внимание то, что Атнинским ОВД ведутся работы по устранению нарушений условий содержания под стражей и установлены конкретные сроки (до 01.07.2011), суд рассмотрел дело в объеме исковых требований, не выходя за ее пределы. При этом суд также принял во внимание то, что со дня поступления представления прокурора в Атнинский ОВД и подачей прокурором иска в суд прошло не более одной недели.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что после проверки прокуратуры и внесения представления в адрес начальника Атнинского ОВД со стороны ответчика предприняты конкретные меры по устранению нарушений законода­тельства, регламентирующего порядок и условия содержания под стражей подоз­реваемых и обвиняемых в совершении преступлений, поэтому с их стороны бездействие отсутствует. В судебном заседании представитель Атнинского ОВД Баязитов И.Г. суду также пояснил, что до этого со стороны прокуратуры района проверка ИВС ОВД по данному вопросу не проводилась, и представления не вносились.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что иск прокурора удовлетворению не подлежит.

Принимаемые меры и проводимые работы со стороны ответчика последовательно исключают наличия тех нарушений условий содержания, которые установлены в ходе проверки.

В соответствии с п.2.2, 2.3 приказа Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 25.08.2006 г. № 114н/9н «О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации» Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан наделено полномочиями по представлению интересов МФ РФ и интересов Правительства РФ (в случае, когда их представление поручено Министерству финансов РФ) на территории Республики Татарстан.

Исходя из изложенного, суд считает, что Министерство финансов РТ не может представлять интересы Министерства финансов Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194,198, 199, ч.4 ст. 258 ГПК РФ, суд

решил:

отказать прокурору Атнинского района Республики Татарстан в удовлетворении иска к Государственному бюджетному учреждению «Отдел внутренних дел по Атнинскому муниципальному району Республики Татарстан», Министерству внутренних дел по Республики Татарстан и Министерству финансов Республики Татарстан о признании бездействия, выразившееся в непринятии мер по обеспечению порядка условий содержания под стражей, гарантий прав и законных интересов лиц, кото­рые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозревае­мых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответ­ствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу в изоляторе временного содержания Атнинского отдела внутренних, незаконным.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вынесения.

Председательствующий: Сафаргалиев М.М.

-

-