по иску Хасановой Ф.Г. к Атнинскому районному исполнительному комитету о признании действия (отказа) незаконным, об обязании принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий



- Дело № 2-120/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 августа 2011 г. с.Б. Атня

Атнинский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сафаргалиева М.М., представителей истца Хасановой А.К. - Хасановой Ф.Г., Попова В.В., при секретаре Мифтаховой Г.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хасановой Ф.Г., действующей от имени Хасановой А.К., к Атнинскому районному исполнительному комитету о признании действия (отказа) органа государственной власти незаконным, об обязании принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,

установил:

Хасанова Ф.Г., действующая от имени Хасановой А.К., обратилась в суд с иском к Атнинскому районному исполнительному комитету о признании действия (отказа) органа государственной власти незаконным, об обязании принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В своем заявлении истица указала, что Хасанова А.К. вдова участника Великой Отечественной войны, является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 42 кв.м., в т.ч. жилой площадью 23,4 кв.м. Хасанова А.К. письменно обратилась к главе Атнинского муниципального района РТ о признании и постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Как видно из ответа
(отказа) главы Атнинского муниципального района РТ от 03 февраля 2011 года № 20, ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании истица Хасанова А.К. не участвовала. -

В судебном заседании Хасанова Ф.Г. поддержала требования, указанные в иске, в полном объеме и просила его удовлетворить с учетом уточненных исковых требований. Она пояснила, что истица Хасанова А.К., ее мать, проживает в своем доме № <адрес>. Хасанова А.К. является вдовой участника Великой Отечественной войны (далее вдова участника ВОВ) и инвалидом первой группы -. Заключением экспертизы дом ее матери признан непригодным для проживания, износ дома составляет 66 %. На этом основании просила суд признать недействительным и незаконным акты обследования жилого помещения (дома) и заключения комиссии о признании жилого дома № <адрес>, пригодным для постоянного проживания, от 03 сентября 2010 года № 48 и от 12 января 2011 года № 59. Также признать незаконным отказ главы Атнинского муниципального района Республики Татарстан № 20 от 03.02.2011 в признании Хасановой А.К. нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Представитель Хасановой Ф.Г. - Попов В.В.(по доверенности от 25.04.2011г.) поддержал иск в полном объеме с учетом уточненных исковых требований по тем же основаниям.

Представитель ответчика Атнинского районного исполнительного комитета РТ в суд не явился, о дате, времени и месте рассмотрения извещены, причину неявки не сообщили. В своем отзыве на исковое заявление от 11.05.2011г. иск не признали и пояснили, что Хасановой А.К., вдове участника ВОВ, отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. При этом учтено, что общая площадь жилого дома истицы составляет 41,0 кв.м., тогда как учетная норма общей площади жилого помещения для постановки на учет не более 18 кв.м. Площадь жилого помещения истицы больше учетной нормы по району. По заключению рабочей комиссии указанный жилой дом признан пригодным для проживания. Также указали, что Хасанова А.К. после вынесения заключения о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания, снималась с учета по месту своего жительства, затем заново зарегистрировалась там же. Данные действия Хасановой А.К. характеризуют как совершенные с намерением приобретения данного права. Просили отказать в удовлетворении исковых требований.

Заслушав пояснения представителей истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. При этом обеспечении жильем осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Статьей 23.2 указанного закона определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обес­печению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Судом установлено, что Хасанова А.К. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, данное обстоятельство сторонами не оспаривается. Возможность обеспечения её жильем ставится в зависимость от нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Из материалов дела усматривается, что Хасанова А.К. обратилась к Главе Атнинского муниципального района РТ о признании и постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдовы участника ВОВ.

Согласно ответа Главы Атнинского муниципального района Хакимова Г.Г. от 03.02.2011 N 20 Хасановой А.К. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что размер общей площади жилого помещения, занимаемого ею составляет 41,0 кв. м, что превышает установленную учетную норму для постановки на учет, жилой дом признан пригодным для постоянного проживания. Также указано, что ее медицинские показания не относятся к Перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденной постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. № 378.

В статье 51 ЖК Российской Федерации указаны основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в котором указано, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В статье 50 ЖК Российской Федерации указано, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

На основании Постановления Атнинского районного исполнительного комитета №159 от 16.06.2006 года учетная норма общей площади жилого помещения для постановки на учет определена в размере 18 кв.м.

В материалах дела имеется копия свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Хасанова А.К. является собственником жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>. Дом одноэтажный, общая площадь данного жилого дома составляет 41 кв.м. В данном доме зарегистрированы Хасанова А.К., ДД.ММ.ГГГГ г.р. с 01.11.2010г. и Х.Р.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р. с 04.07.1989г., который там не проживает.

При обследовании жилого дома, находящегося по адресу <адрес>, комиссией было установлено, что для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания необходимо заменить нижние венцы деревянных стен (акты № 48 от 03.09.2010 года, № 59 от 12.11.2011г.). Согласно заключению комиссии, (назначенной Постановлением Атнинского районного исполнительного комитета РТ № 388 от 30.12.2009г. и Постановлением об изменении № 242 от 07.07.2010г., № 243 от 07.07.2010) № 48 от 03.09.2010 года и № 59 от 12.11.2011г., настоящий жилой дом признан пригодным для постоянного проживания.

В Положении по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05.11.1985 N 529 (далее по тексту – Положение), указаны основания признания жилых домов и жилых помещений непригодными для постоянного проживания. В частности, в п.п. 2.1 данного Положения указано, что жилые дома независимо от группы их капитальности и жилые помещения относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований.

Согласно пункту 2.2 Положения к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся:

- каменные дома с физическим износом свыше 70%;

- деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.

В материалах гражданского дела имеется отчет по результатам освидетельствования технического состояния строительных конструкций жилого дома № 11 по улице к.Якуба в селе Большая Атня Атнинского района РТ от 01.03.2011г., проведенного специалистами ООО «Гранд Проект» по заявлению Хасановой Ф.Г. Согласно выводам данного освидетельствования техническое состояние строительных конструкций жилого дома ограниченно-работоспособное и недопустимое. Физический износ строительных конструкций от 61 до 75 %. Физический износ дома в целом 70 %. С учетом реального технического состояния жилого дома на момент составления отчета, 1 марта 2011 года, изложенного в п.4 настоящего отчета, можно сделать вывод, о том, что дом расположенный по <адрес> морально и физический устарел и непригоден для дальнейшего проживания.

Как видно из результатов строительно-технической экспертизы РГУП БТИ МСАЖКХ РТ № 47/07-11 от 22.07.2011г., назначенной судом по ходатайству представителя ответчика, физический износ жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, составляет 66%.

Указано, что бревенчатые стены утратили свои прочностные характеристики и обладают пониженной теплоизоляцией. Внутренние проемы: окна и двери прогнили и имеют неплотный притвор. Состояние открытой электрической проводки является пожароопасным. Дом находится в изношенном состоянии. Прочностные характеристики конструктивных элементов в совокупности по всему дому достигли предельной величины износа для деревянных строений.

На основании этого, суд приходит к выводу, что жилой дом Хасановой А.К. не отвечает установленным для жилых помещений требованиям по физическому износу, который составляет 66 % и является непригодным для постоянного проживания.

С учетом изложенного, акты обследования жилого помещения (дома) и заключения о признании жилого дома № <адрес> РТ, пригодным для постоянного проживания, от 03 сентября 2010 года № 48 и от 12 января 2011 года № 59 не могут быть признаны соответствующими действительности, и поэтому являются незаконными.

Исходя из этого, отказ Главы Атнинского муниципального района Республики Татарстан № 20 от 03.02.2011 в признании Хасановой Асии Камалиевны нуждающейся в улучшении жилищных условий (составленного на основании вышеуказанных актов обследований и заключений) не может быть законным.

Какие-либо данные о том, что Хасанова А.К. намеренно ухудшила свои жилищные условия, суду не представлены. Как и нет сведений, о том, что муж истицы - Х.Г.Х., участник ВОВ, умерший ДД.ММ.ГГГГ, был поставлен на учет для получения жилья, и им такое право было реализовано.

Кроме того, Хасанова А.К. является инвалидом первой группы по общему заболеванию. Из ответа ***** № 1925 от 30.05.2011г. видно, что у Хасановой А.К. установлен диагноз: ****, и подпадает по действие п.2 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь согласно постановлению Правительства РФ от 21.12.2004г. № 817.

Исходя из вышеизложенного, исковые требования Хасановой Ф.Г., действующей от имени Хасановой А.К., подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление Хасановой Ф.Г., действующей от имени Хасановой А.К., к Атнинскому районному исполнительному комитету о признании действия (отказа) органа государственной власти незаконным, об обязании принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий удовлетворить.

Акты обследования жилого помещения (дома) и заключения рабочей комиссии о признании жилого дома № <адрес>, пригодным для постоянного проживания от 03 сентября 2010 года № 48, от 12 января 2011 года № 59 признать не соответствующим действительности и незаконным.

Отказ Главы Атнинского муниципального района Республики Татарстан № 20 от 03.02.2011г. в признании Хасановой А.К. нуждающейся в улучшении жилищных условий признать незаконным и обязать Атнинский районный исполнительный комитет РТ устранить допущенное нарушение прав и свобод Хасановой А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения – признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет в качестве таковой в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Взыскать с Атнинского районного исполнительного комитета РТ в пользу Республиканское государственное унитарное предприятие «Бюро технической инвентаризации» МСАЖКХ РТ - 8380 (восемь тысяч триста восемьдесят) рублей, расходы по оплате строительно – технической экспертизы по определению Атнинского районного суда РТ № 2-120/2011 от 08.06.2011г.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней через районный суд.

Судья: Сафаргалиев М.М.

-

-

-