по иску Мубаракшиной Д,Ц, к Палате имущественных и земельных отношений о включении в наследственную массу недвижимое имущество



- Дело № 2-238/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

29 декабря 2011 года с. Б. Атня

Атнинский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сафаргалиева М.М., при секретаре Мифтаховой Г.Ф. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мубаракшиной Д.Ц. к Палате имущественных и земельных отношений Атнинского муниципального района Республики Татарстан о включении в наследственную массу недвижимое имущество,

установил:

Мубаракшина Д.Ц. (так же в интересах несовершеннолетнего Р., ДД.ММ.ГГГГ.р.) обратилась в суд с вышеуказанным иском к Палате имущественных и земельных отношений Атнинского муниципального района РТ, указав, что ДД.ММ.ГГГГ умер её супруг, Х., проживавший по адресу: <адрес>. Согласно свидетельствам о праве на наследство супруг является наследником имущества О. и У. (отца и матери), а именно жилого дома с надворными постройками, находящегося по вышеуказанному адресу. Из-за смерти супруга не представляется возможным зарегистрировать его право собственности на недвижимое имущество и нотариус не имеет права выдать свидетельство о праве на наследство.

В связи с чем, истица просит вышеуказанное недвижимое имущество включить в состав наследства, открывшегося после смерти супруга, Х.

Истица Мубаракшина Д.Ц. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, обратилась в суд с заявлением о рассмотрении дела без своего участия и участия свидетеля, исковое требование поддерживает, просит удовлетворить.

Представитель ответчика, Палаты имущественных и земельных отношений Атнинского муниципального района Республики Татарстан в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в своем заявлении просят рассмотреть дело без их участия, возражений по иску не имеют.

Третьи лица – нотариус Атнинского нотариального округа РТ Фатхуллина Г.Р. и представитель Кулле-Киминского сельского поселения Атнинского муниципального района РТ также в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в своих заявлениях просят рассмотреть дело без своего участия, возражений по иску не имеют.

С учетом вышеназванных обстоятельств суд рассмотрел дело без участия сторон и третьих лиц.

Исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется государством.

На основании абзаца 2 пункта 2 статьи 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Состав наследственного имущества определяется по правилам ст.1112 ГК РФ, согласно которой в состав наследственного имущества входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно свидетельству о смерти, Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец д.<адрес>, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Наследственные права истицы Мубаракшиной Д.Ц. подтверждаются имеющимися в материалах дела документами, в частности, свидетельством о заключении брака, справкой нотариуса.

Как установлено судом, на основании свидетельств о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ (, ), выданных нотариусом Атнинского нотариального округа Республики Татарстан Фатхуллиной Г.Р. у Х. возникло право собственности на 1/2 долю имущества отца, О., умершего ДД.ММ.ГГГГ, состоящее из жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке площадью 2525 кв.м., состоящего из основного бревенчатого строения, общей площадью 26,3 кв.м., в том числе жилой 26,3 кв.м. – Литер А, с бревенчатой и дощатой верандами –Литер а, а1, на указанном земельном участке также расположены: бревенчатая баня – Литер Г, дощатый предбанник –Литер Г1, три бревенчатых сарая – Литера Г2, Г4, Г6, два дощатых сарая – Литера Г3, Г5, тесовые ворота – Литер 1 и тесовой забор – Литер 2 и на имущество матери, У., умершей ДД.ММ.ГГГГ, состоящее из 1/2 доли вышеуказанного жилого дома с надворными постройками.

На основании данных свидетельств Х. имел право собственности на вышерассмотренный жилой дом с надворными постройками, которая подлежала государственной регистрации.

Данное обстоятельство также подтверждается справками сельского поселения, техническим паспортом жилого дома и другими долкументами.

Из ответа Управления Росреестра по Республике Татарстан от 12.10.2011 видно, что информация о правах на жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу, отсутствуют.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно статье 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ (с изменениями) - основанием для государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Согласно п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Однако отсутствие государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество не может служить основанием для отказа истице в удовлетворении ее исковых требований, так как в силу п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Таким образом, право собственности на наследственное имущество возникло у Х. (наследника О., У.) со дня открытия наследства независимо от даты государственной регистрации этого права. Государственная регистрация права собственности наследника на недвижимое имущество, перешедшее к нему в порядке наследования, носит правоподтверждающий, а не правоустанавливающий характер.

При наследовании имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил ГК РФ не следует иное (пункт 1 статьи 1110 ГК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Мубаракшиной Д.Ц. удовлетворить.

Включить недвижимое имущество, состоящее из жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке площадью 2525 кв.м., состоящего из основного бревенчатого строения, общей площадью 26,3 кв.м., в том числе жилой 26,3 кв.м. – Литер А, с бревенчатой и дощатой верандами –Литер а, а1, на указанном земельном участке также расположены: бревенчатая баня – Литер Г, дощатый предбанник –Литер Г1, три бревенчатых сарая – Литера Г2, Г4, Г6, два дощатых сарая – Литера Г3, Г5, тесовые ворота – Литер 1 и тесовой забор – Литер 2 в состав наследства после смерти Х., умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Республики Татарстан.

Председательствующий: Сафаргалиев М.М.

-

-

-