- Дело № 2-300/10
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 декабря 2010 года с.Б.Атня
Атнинский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сафаргалиева М.М., с участием заместителя прокурора Атнинского района РТ Сабирова Ш.Г., представителя истца Габдрахмановой Р.Я., представителей ответчика - Мингазова Р.Р., Гиззатуллина Р.А., при секретаре Мифтаховой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Атнинского района Республики Татарстан в интересах Шигаповой Н.Г. о признании незаконным бездействие исполнительного комитета Атнинского муниципального района Республики Татарстан при постановке на учет для улучшения жилищных условий вдовы участника Великой отечественной войны Шигаповой Н.Г., признании незаконным акта обследования помещения Шигаповой Н.Г. от 08.05.2010г. и заключение о признании жилого помещения занимаемого Шигаповой Н.Г. пригодным для постоянного проживания от 08.05.2010г., и об обязании исполнительного комитета Атнинского муниципального района РТ провести обследование жилого помещения вдовы участника Великой Отечественной войны Шигаповой Н.Г.,
установил:
Прокурор Атнинского района РТ обратился в суд с заявлением в интересах вдовы участника Великой отечественной войны (далее ВОВ) Шигаповой Н.Г., свое заявление мотивировал тем, что в ходе проверки исполнения жилищного законодательства при постановке на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны в Атнинском районе установлено, что в исполнительный комитет Атнинского муниципального района обратилась вдова ветерана Великой Отечественной войны, Шигапова Н.Г. ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающая в одноэтажном бревенчатом доме, общей площадью ** по адресу: <адрес>. о принятии ее на учет для улучшения жилищных условий.
Исполнительным комитетом Атнинского муниципального района было отказано в постановке ее на учет для улучшения жилищных условий по основаниям, что площадь жилого дома Шигаповой Н.Г. больше установленной учетной нормы, и что жилое занимаемое помещение не является непригодным для проживания.
Требования Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006г, работниками исполнительного комитета Атнинского муниципального района соблюдены не были. Акт обследования жилого помещения и заключение по результатам оценки не составлялись. Обследование жилого дома Шигаповой Н.Г. с участием комиссии не проводилось, подписи членов комиссии в акте обследования жилого помещения от 08.05.2010 поставлены без проведения обследования.
Невыполнение должностными лицами исполнительного комитета Атнинского муниципального района РТ требований норм жилищного законодательства, в том числе ст. 1, 51, 52, 54, 55 Жилищного Кодекса Российской Федерации, постановления Правительства № 47 от 28.01.2006г., влечет грубое нарушение в реализации жилищных прав гр. Шигаповой Н.Г.
На основании изложенного, прокурор просит: признать незаконным бездействие исполнительного комитета Атнинского муниципального района при постановке на учет для улучшения жилищных условий вдовы участника ВОВ Шигаповой Н.Г.; признать незаконным акт обследования помещения Шигаповой Н.Г. от 08.05.2010г. и заключение о признании жилого помещения занимаемого Шигаповой Н.Г. пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 08.05.2010г.; и обязать исполнительный комитет Атнинского муниципального района провести обследование жилого дома вдовы ветерана Великой Отечественной войны, Шигаповой Н.Г. ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающей по адресу: <адрес> в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства № 47 от 28.01.2006г.
В судебном заседании заместитель прокурора Сабиров Ш.Г. заявление прокурора поддержал и просил удовлетворить его в полном объеме.
Истица Шигапова Н.Г. и представитель третьего лица - Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (далее ГЖИ РТ) на судебное заседание не явились. О месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. Со слов представителя истца - Шигапова Н.Г. болеет, находится в больнице, просит рассмотреть дело без ее участия, с участием своего представителя. От представителя третьего лица Файзутдинова И.З. поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя ГЖИ РТ.
Представитель истца Габдрахманова Р.Я. заявление прокурора поддержала, просила удовлетворить, добавив, что 08 мая 2010 года обследование дома ее матери – Шигаповой Н.Г., не проводилось, комиссия не приезжала, копию акта обследования, и заключения им не давали. Так же пояснила, что 12 ноября 2010 года комиссия к ним приезжала, однако никакие документы не представляла и не составляла, копию акта обследования и заключения им не дали, осмотр дома провели поверхностно. Дом истицы не держит тепло, нижние и верхние венцы (стены) в углах и по бокам прогнили, образовались щели, стена дома отошла и поэтому поперечная балка, частично прогнившая, еле держится, то есть, не пригоден для постоянного проживания.
Представители ответчика - начальник общего отдела исполнительного комитета Атнинского муниципального района РТ Мингазов Р.Р. и Гиззатуллин Р.А. с заявлением прокурора согласны частично. Суду пояснили, что действительно 8 мая 2010 года обследование жилого дома Шигаповой Н.Г. не проводилось, акт обследования и заключение составлено по результатам осмотра жилищной комиссии, проведенной позже. 12 ноября 2010 года комиссией была проведено повторное обследование жилого дома Шигаповой Н.Г., составлен акт и заключение, копии этих документов собственнику (представителю) дома не выдавались. Требования прокурора в части признания незаконным бездействие исполнительного комитета не признают, а в остальной части признают.
Суд, выслушав объяснения прокурора, представителя истца, представителей ответчика, и исследовав письменные материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ в судебном порядке может быть обжаловано бездействие должностного лица, государственного или муниципального служащего, если созданы препятствия к осуществлению прав и свобод гражданина.
Как установлено ст. 255 ГПК РФ, к решениям действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федераций, муниципальных образований.
В соответствии с ч.4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту, или иным причинам не может отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
В соответствии с ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ "О ветеранах" одной из мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
Также в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Соответственно данные полномочия по Атнинскому муниципальному району переданы исполнительному комитету района.
На основании ч.4 ст. 15. ЖК РФ - жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 (далее Положение), признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
Комиссией исполнительного комитета, после проведенной проверки, составляется акт обследования и заключение о соответствии помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания. Далее, один экземпляр заключения комиссии направляется заявителю.
Постановлением руководителя Атнинского районного исполнительного комитета М.Г. № от ДД.ММ.ГГГГ создана рабочая комиссия по проверке технического состояния, степени износа и пригодности для проживания жилых домов и помещений, занимаемых участниками и инвалидами ВОВ и ветеранами ВОВ (вдовы) на территории Атнинского муниципального района РТ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в исполнительный комитет Атнинского муниципального района обратилась вдова участника Великой Отечественной войны, Шигапова Н.Г., 1923 г.р., проживающая в одноэтажном бревенчатом доме, общей площадью ** кв.м. по адресу: <адрес>, о принятии ее на учет для улучшения жилищных условий.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ за подписью руководителя Атнинского районного исполнительного комитета М.Г., Шигаповой Н.Г. отказано в постановке на учет для улучшения жилищных условий в связи с превышением учетной нормы площади жилого помещения и признания жилого помещения, занимаемого заявителем пригодным для постоянного проживания.
В ходе проверки исполнительным комитетом Атнинского муниципального района был представлен акт обследования жилого помещения Шигаповой Н.Г. № от 08.05.2010 и заключение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания (по результатам оценки) № от 8 мая 2010г.
Судом установлено, что обследование жилого дома Шигаповой Н.Г. 08.05.2010 с участием комиссии не проводилось, подписи членов комиссии в акте обследования жилого помещения и в заключении о признании жилого помещения занимаемого Шигаповой Н.Г. пригодным для постоянного проживания от 08.05.2010 поставлены без проведения обследования.
Данное обстоятельство подтверждается показаниями представителя истца, показаниями представителя ответчика - Мингазова Р.Р., объяснительными членов межведомственной комиссии, и другими материалами дела, исследованными в судебном заседании.
В частности из объяснительной Шигаповой Н.Г., видно, что 8 мая 2010 года она находилась дома, к ней никто не приходил, а 9 мая она уехала в <адрес>.
Члены рабочей комиссии, указанные в акте обследования помещения и в заключении о признании жилого помещения занимаемого Шигаповой Н.Г. пригодным для постоянного проживания от 08.05.2010г., директор центра социального обслуживания населения «Изгелек» Атнинского муниципального района РТ Ш.Г., руководитель Атнинской группы Управления по координации деятельности структурных подразделений РГУП БТИ Х.Г., заместитель главного государственного санитарного врача по Высокогорскому району в Атнинском районе РТ Х.А., начальник отдела инфраструктурного развития Атнинского районного исполнительного комитета РТ Х.М. в своих объяснительных, имеющихся в материалах дела, подтверждая свои подписи в этих документах, одновременно отрицают свое участие в обследовании жилого помещения Шигаповой Н.Г.
Также из объяснения главы "К" сельского поселения Атнинского муниципального района Х.А. видно, что в апреле и мае месяце 2010г. для осмотра жилого помещения расположенного по адресу: <адрес> (дом Шигаповой Н.Г) из комиссии никто не приезжал.
Кроме того, в акте обследования помещения от 08.05.2010г. так же не указано, что дом не газифицирован. При составлении акта износ жилого дома (43%) и пристроя (38%), принадлежащего Шигаповой Н.Г., определялся по состоянию на 13.09.2006, а не на день обращения в комиссию, как это предусмотрено.
Таким образом, обследование жилого дома Шигаповой Н.Г. межведомственной комиссией не проводилось, подписи членов комиссии поставлены без проведения обследования. Заключение комиссии (от 08.05.2010) о признании жилого помещения Шигаповой Н.Г. пригодным для постоянного проживания вынесено на основании недействительного (незаконного) документа. Исполнительный комитет Атнинского муниципального района РТ не предпринял какие-либо меры для соблюдения закона и охраняемых прав граждан при вышеприведенных обстоятельствах, то есть бездействовал (председатель комиссии - руководитель исполнительного комитета Атнинского муниципального района М.Г., заместитель председателя комиссии – заместитель руководителя исполкома Н.Ф.).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что невыполнение должностными лицами исполнительного комитета Атнинского муниципального района РТ требований норм жилищного законодательства, в том числе ст. 1, 51, 52, 54, 55 Жилищного Кодекса Российской Федерации, постановления Правительства № 47 от 28.01.2006г., влечет грубое нарушение в реализации жилищных прав гр. Шигаповой Н.Г..
Представленный ответчиком акт обследования и заключение комиссии от 12.11.2010г., так же не может быть принят судом как проведенный и составленный с соблюдением требований закона, так как фактический осмотр жилого помещения проводился недостаточно, поверхностно (показания представителя истца Габдрахмановой Р.Я). В Заключение комиссии не приведены обоснования принятого комиссией заключения об оценке соответствия помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению. Так же оставлена без оценки высота комнат жилого дома - h = 2.3 м.
В связи с этим иск прокурора Атнинского района РТ подлежит удовлетворению.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Атнинского района РТ в интересах Шигаповой Н.Г. удовлетворить.
1. Признать незаконными бездействие исполнительного комитета Атнинского муниципального района Республики Татарстан при постановке на учет для улучшения жилищных условий вдовы участника ВОВ Шигаповой Н.Г.
2. Признать незаконным акт обследования помещения Шигаповой Н.Г. от 08.05.2010г. и заключение о признании жилого помещения занимаемого Шигаповой Н.Г. пригодным для постоянного проживания от 08.05.2010г.
3. Обязать исполнительный комитет Атнинского муниципального района Республики Татарстан провести обследование жилого дома вдовы ветерана Великой Отечественной войны, Шигаповой Н.Г. 1923 г.р., проживающей по адресу: <адрес> в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006г.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня вынесения.
Председательствующий: Сафаргалиев М.М.
-
-
-