О признании незаконным бездействия исполнительного комитета Атнинского района РТ при постановке на учет для улучшения жилищных условий вдовы участника ВОВ



- Дело № 2-300/10

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

01 декабря 2010 года с.Б.Атня

Атнинский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сафаргалиева М.М., с участием заместителя прокурора Атнинского района РТ Сабирова Ш.Г., представителя истца Габдрахмановой Р.Я., представителей ответчика - Мингазова Р.Р., Гиззатуллина Р.А., при секретаре Мифтаховой Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Атнинского района Республики Татарстан в интересах Шигаповой Н.Г. о признании незаконным бездействие исполнительного комитета Атнин­ского муниципального района Республики Татарстан при постановке на учет для улучшения жилищных условий вдовы участника Великой отечественной войны Шигаповой Н.Г., признании незаконным акта обследования помещения Шигаповой Н.Г. от 08.05.2010г. и заключение о признании жилого помещения занимаемого Шигапо­вой Н.Г. пригодным для постоянного проживания от 08.05.2010г., и об обязании исполнительного коми­тета Атнинского муниципального района РТ провести обследование жилого по­мещения вдовы участника Великой Отечественной войны Шигаповой Н.Г.,

установил:

Прокурор Атнинского района РТ обратился в суд с заявлением в интересах вдовы участника Великой отечественной войны (далее ВОВ) Шигаповой Н.Г., свое заявление мотивировал тем, что в ходе проверки исполнения жи­лищного законодательства при постановке на учет ветеранов и инвалидов Вели­кой Отечественной войны в Атнинском районе установлено, что в исполнительный комитет Атнинского муниципального района обратилась вдова ветерана Великой Отечественной вой­ны, Шигапова Н.Г. ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающая в одноэтажном бревенча­том доме, общей площадью ** по адресу: <адрес>. о принятии ее на учет для улучшения жилищных условий.

Исполнительным комитетом Атнинского муниципального района было от­казано в постановке ее на учет для улучшения жилищных условий по основаниям, что площадь жилого дома Шигаповой Н.Г. больше установленной учетной нормы, и что жилое занимаемое помещение не является непри­годным для проживания.

Требования Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006г, работни­ками исполнительного комитета Атнинского муниципального района соблюдены не были. Акт обследования жилого помещения и заключение по результатам оценки не составлялись. Обследование жилого дома Шигаповой Н.Г. с участием ко­миссии не проводилось, подписи членов комиссии в акте обследования жилого помещения от 08.05.2010 поставлены без проведения об­следования.

Невыполнение должностными лицами исполнительного комитета Атнинского муниципального района РТ требований норм жилищного законодательства, в том числе ст. 1, 51, 52, 54, 55 Жилищного Кодекса Российской Федерации, постановления Правительства № 47 от 28.01.2006г., влечет грубое нарушение в реализации жилищных прав гр. Шигаповой Н.Г.

На основании изложенного, прокурор просит: признать незаконным бездействие исполнительного комитета Атнин­ского муниципального района при постановке на учет для улучшения жилищных условий вдовы участника ВОВ Шигаповой Н.Г.; признать незаконным акт обследования помещения Шигаповой Н.Г. от 08.05.2010г. и заключение о признании жилого помещения занимаемого Шигапо­вой Н.Г. пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 08.05.2010г.; и обязать исполнительный комитет Атнинского муниципального района провести обследование жилого дома вдовы ветерана Великой Отечественной вой­ны, Шигаповой Н.Г. ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающей по адресу: <адрес> в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства № 47 от 28.01.2006г.

В судебном заседании заместитель прокурора Сабиров Ш.Г. заявление прокурора поддержал и просил удовлетворить его в полном объеме.

Истица Шигапова Н.Г. и представитель третьего лица - Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (далее ГЖИ РТ) на судебное заседание не явились. О месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. Со слов представителя истца - Шигапова Н.Г. болеет, находится в больнице, просит рассмотреть дело без ее участия, с участием своего представителя. От представителя третьего лица Файзутдинова И.З. поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя ГЖИ РТ.

Представитель истца Габдрахманова Р.Я. заявление прокурора поддержала, просила удовлетворить, добавив, что 08 мая 2010 года обследование дома ее матери – Шигаповой Н.Г., не проводилось, комиссия не приезжала, копию акта обследования, и заключения им не давали. Так же пояснила, что 12 ноября 2010 года комиссия к ним приезжала, однако никакие документы не представляла и не составляла, копию акта обследования и заключения им не дали, осмотр дома провели поверхностно. Дом истицы не держит тепло, нижние и верхние венцы (стены) в углах и по бокам прогнили, образовались щели, стена дома отошла и поэтому поперечная балка, частично прогнившая, еле держится, то есть, не пригоден для постоянного проживания.

Представители ответчика - начальник общего отдела исполнительного комитета Атнинского муниципального района РТ Мингазов Р.Р. и Гиззатуллин Р.А. с заявлением прокурора согласны частично. Суду пояснили, что действительно 8 мая 2010 года обследование жилого дома Шигаповой Н.Г. не проводилось, акт обследования и заключение составлено по результатам осмотра жилищной комиссии, проведенной позже. 12 ноября 2010 года комиссией была проведено повторное обследование жилого дома Шигаповой Н.Г., составлен акт и заключение, копии этих документов собственнику (представителю) дома не выдавались. Требования прокурора в части признания незаконным бездействие исполнительного комитета не признают, а в остальной части признают.

Суд, выслушав объяснения прокурора, представителя истца, представителей ответчика, и исследовав письменные материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ в судебном порядке может быть обжаловано бездействие должностного лица, государственного или муниципального служащего, если созданы препятствия к осуществлению прав и свобод гражданина.

Как установлено ст. 255 ГПК РФ, к решениям действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федераций, муниципальных образований.

В соответствии с ч.4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту, или иным причинам не может отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

В соответствии с ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: ведение в установ­ленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фон­да Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным феде­ральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъ­екта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной по­рядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ "О ве­теранах" одной из мер социальной поддержки участников Великой Отечествен­ной войны является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищ­ных условий, которая осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Также в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах", Рос­сийская Федерация передает органам государственной власти субъектов Россий­ской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21, пол­номочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 катего­рий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 категорий граждан, нуждающихся в улучшении жи­лищных условий. Соответственно данные полномочия по Атнинскому муници­пальному району переданы исполнительному комитету района.

На основании ч.4 ст. 15. ЖК РФ - жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 (далее Положение), признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания гра­ждан, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного са­моуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Комиссией исполнительного комитета, после проведенной проверки, со­ставляется акт обследования и заключение о соответствии помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания. Далее, один экземпляр заключения комиссии направляется заявителю.

Постановлением руководителя Атнинского районного исполнительного комитета М.Г. № от ДД.ММ.ГГГГ создана рабочая комиссия по проверке технического состояния, степени износа и пригодности для проживания жилых домов и помещений, занимаемых участниками и инвалидами ВОВ и ветеранами ВОВ (вдовы) на территории Атнинского муниципального района РТ.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в исполнительный комитет Атнинского муниципального района обратилась вдова участника Великой Отечественной вой­ны, Шигапова Н.Г., 1923 г.р., проживающая в одноэтажном бревенча­том доме, общей площадью ** кв.м. по адресу: <адрес>, о принятии ее на учет для улучшения жилищных условий.

Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ за подписью руководителя Атнинского районного исполнительного комитета М.Г., Шигаповой Н.Г. отказано в постановке на учет для улучшения жилищных условий в связи с превышением учетной нормы площади жилого помещения и признания жилого помещения, занимаемого заявителем пригодным для постоянного проживания.

В ходе проверки исполнительным комитетом Атнинского муниципального района был представлен акт обследования жилого помещения Шигаповой Н.Г. № от 08.05.2010 и заключение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания (по результатам оценки) № от 8 мая 2010г.

Судом установлено, что обследование жилого дома Шигаповой Н.Г. 08.05.2010 с участием ко­миссии не проводилось, подписи членов комиссии в акте обследования жилого помещения и в заключении о признании жилого помещения занимаемого Шигаповой Н.Г. пригодным для постоянного проживания от 08.05.2010 поставлены без проведения об­следования.

Данное обстоятельство подтверждается показаниями представителя истца, показаниями представителя ответчика - Мингазова Р.Р., объяснительными членов межведомственной комиссии, и другими материалами дела, исследованными в судебном заседании.

В частности из объяснительной Шигаповой Н.Г., видно, что 8 мая 2010 года она находилась дома, к ней никто не приходил, а 9 мая она уехала в <адрес>.

Члены рабочей комиссии, указанные в акте обследования помещения и в заключении о признании жилого помещения занимаемого Шигапо­вой Н.Г. пригодным для постоянного проживания от 08.05.2010г., директор центра социального обслуживания на­селения «Изгелек» Атнинского муниципального района РТ Ш.Г., руководитель Атнинской группы Управления по координации деятельности структурных подразделений РГУП БТИ Х.Г., заместитель главного государственного санитарного врача по Высокогор­скому району в Атнинском районе РТ Х.А., начальник отдела инфраструктурного развития Атнинского районного исполнительного комитета РТ Х.М. в своих объяснительных, имеющихся в материалах дела, подтверждая свои подписи в этих документах, одновременно отрицают свое участие в обследовании жилого помещения Шигаповой Н.Г.

Также из объяснения главы "К" сельского поселения Атнин­ского муниципального района Х.А. видно, что в апреле и мае месяце 2010г. для осмотра жилого помещения расположенного по адресу: <адрес> (дом Шигаповой Н.Г) из комиссии никто не приезжал.

Кроме того, в акте обследования помещения от 08.05.2010г. так же не указано, что дом не гази­фицирован. При составлении акта износ жилого дома (43%) и пристроя (38%), принадлежащего Шигаповой Н.Г., определялся по состоянию на 13.09.2006, а не на день обращения в комиссию, как это предусмотрено.

Таким образом, обследование жилого дома Шигаповой Н.Г. межведомственной ко­миссией не проводилось, подписи членов комиссии поставлены без проведения об­следования. Заключение комиссии (от 08.05.2010) о признании жилого помещения Шигаповой Н.Г. пригодным для постоянного проживания вынесено на основании недействительного (незаконного) документа. Исполнительный комитет Атнин­ского муниципального района РТ не предпринял какие-либо меры для соблюдения закона и охраняемых прав граждан при вышеприведенных обстоятельствах, то есть бездействовал (председатель комиссии - руководитель исполнительного комитета Атнинского муниципального района М.Г., заместитель председателя комиссии – заместитель руководителя исполкома Н.Ф.).

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что невыполнение должностными лицами исполнительного комитета Атнинского муниципального района РТ требований норм жилищного законодательства, в том числе ст. 1, 51, 52, 54, 55 Жилищного Кодекса Российской Федерации, постановления Правительства № 47 от 28.01.2006г., влечет грубое нарушение в реализации жилищных прав гр. Шигаповой Н.Г..

Представленный ответчиком акт обследования и заключение комиссии от 12.11.2010г., так же не может быть принят судом как проведенный и составленный с соблюдением требований закона, так как фактический осмотр жилого помещения проводился недостаточно, поверхностно (показания представителя истца Габдрахмановой Р.Я). В Заключение комиссии не приведены обоснования принятого комиссией заключения об оценке соответствия помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению. Так же оставлена без оценки высота комнат жилого дома - h = 2.3 м.

В связи с этим иск прокурора Атнинского района РТ подлежит удовлетворению.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Атнинского района РТ в интересах Шигаповой Н.Г. удовлетворить.

1. Признать незаконными бездействие исполнительного комитета Атнин­ского муниципального района Республики Татарстан при постановке на учет для улучшения жилищных условий вдовы участника ВОВ Шигаповой Н.Г.

2. Признать незаконным акт обследования помещения Шигаповой Н.Г. от 08.05.2010г. и заключение о признании жилого помещения занимаемого Шигапо­вой Н.Г. пригодным для постоянного проживания от 08.05.2010г.

3. Обязать исполнительный комитет Атнинского муниципального района Республики Татарстан провести обследование жилого дома вдовы ветерана Великой Отечественной вой­ны, Шигаповой Н.Г. 1923 г.р., проживающей по адресу: <адрес> в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006г.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня вынесения.

Председательствующий: Сафаргалиев М.М.

-

-

-