О включении службы в рядах Советской Армии в льготный специальный стаж в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначении досрочной трудовой пенсии



- Дело № 2-126/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 августа 2012 года с.Б. Атня

Атнинский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сафаргалиева М.М., с участием истца Хисматуллина И.Р., представителя истца по доверенности от 10.08.2012 Харисова В.В., представителя ответчика по доверенности от 04.09.2009 Мухаметшина Э.Р., при секретаре Мифтаховой Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хисматуллина И.Р. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Арскому и Атнинскому районам Республики Татарстан о включении службы в рядах Советской Армии в льготный стаж в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначении досрочной трудовой пенсии,

установил:

Хисматуллин И.Р. обратился в суд с вышеуказанным иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Арскому и Атнинскому районам Республики Татарстан (далее Управление ПФР по Арскому и Атнинскому районам РТ), указав, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением от ДД.ММ.ГГГГ Управлением ПФР по Арскому и Атнинскому районам РТ ему было отказано во включении в специальный стаж периода службы в рядах Советской Армии – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Считает данный отказ во включении в специальный стаж указанного периода незаконным и, что на ДД.ММ.ГГГГ он выработал более 25 лет педагогического стажа, что и требуется для назначения досрочной трудовой пенсии.

На основании изложенного истец просит признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности более 25 лет, признать решение Управления ПФР по Арскому и Атнинскому районам РТ незаконным и обязать включить в специальный трудовой стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – службу в рядах Советской Армии, из расчета 1 день службы по призыву за 2 дня работы, в связи с осуществлением педагогической деятельности, обязать Управление ПФР по Арскому и Атнинскому районам РТ назначить досрочную трудовую пенсию с момента обращения в Пенсионный фонд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины.

В судебном заседании истец Хисматуллин И.Р. и его представитель Харисов В.В. исковые требования поддержали по основаниям указанным в иске.

Представитель Управления ПФР по Арскому и Атнинскому районам РТ Мухаметшин Э.Р. иск не признал, просил в удовлетворении иска отказать. Суду пояснил, что Списком работ профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости и Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002, не предусмотрено включение периодов прохождения военной службы по призыву в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Они также не согласны с доводами истца о том, что в данном случае должен быть применен Федеральный закон РФ от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Отношения, возникающие при назначении трудовой пенсии по старости, регулируются Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Кроме того, Положением о порядке исчисления стажа для назначения досрочной трудовой пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР №1397 от 17.12.1959, действовавшим в период прохождения службы истца, Хисматуллина И.Р. предусмотрено календарное исчисление периодов педагогической и иной деятельности при определении количества стажа. Истец не имеет необходимый 25 лет педагогического стажа.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции от 03.12.2011) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Судом установлено, что истец, Хисматуллин И.Р. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление ПФР по Арскому и Атнинскому районам РТ с заявлением о назначении пенсии в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением Управления ПФР по Арскому и Атнинскому районам РТ от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии истцу было отказано ввиду отсутствия требуемой для назначения пенсии 25-летнего стажа педагогической деятельности. В специальный стаж его работы всего засчитано 21 год 6 месяцев 19 дней и не включен период прохождения истцом военной службы по призыву в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела усматривается, ДД.ММ.ГГГГ Хисматуллин И.Р. принят учителем начальных классов в Саинскую начальную школу. ДД.ММ.ГГГГ уволен с работы в связи с призывом в армию. ДД.ММ.ГГГГ назначен воспитателем О.П.Д. Кубянской средней школы. ДД.ММ.ГГГГ переведен учителем физкультуры в Нижне-Куюкскую неполную среднюю школу. ДД.ММ.ГГГГ переведен учителем химии, с ДД.ММ.ГГГГ – учителем информатики той же школы. В данной должности работает по настоящее время.

Подтверждается военным билетом НП и справкой отдела военного комиссариата РТ по Арскому и Атнинскому районам от ДД.ММ.ГГГГ, что Хисматуллин И.Р. служил в рядах Советской Армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими на время прохождения Хисматуллиным И.Р. службы в Советской Армии, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397(далее Положение). Пунктом 1подпунктам «б» и «г» данного Положения предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях и служба в составе Вооруженных Сил СССР.

В силу пункта 4 Положения, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 Положения засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Период службы истца в рядах Вооруженных Сил СССР относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что на момент обращения Хисматуллина И.Р. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, суд считает, что период службы истца в армии (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Неправомерна ссылка представителя ответчика на то, что законодатель специально урегулировал включение времени прохождения военной службы при установлении пенсии за выслугу лет в абзаце 2 пункта 3 статьи 10 указанного Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, согласно которому время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

В абзаце 1 пункта 3 статьи 10 Закона содержится норма о включении в стаж службы по контракту и призыву при нормальных условиях, а абзац 2 пункта 3 статьи 10 Закона "О статусе военнослужащих" предусматривает прохождение военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, которое засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет.

Поскольку с учетом включения периодов прохождения срочной службы по призыву в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный трудовой стаж истца из расчета один день военной службы за два дня работы, стаж работы истца, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности на момент обращения в территориальный орган пенсионного фонда за назначением пенсии составляет более 25 лет, требования Хисматуллина И.Р. об обязании Управления ПФР по Арскому и Атнинскому районам РТ назначить досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ также подлежат удовлетворению.

Таким образом, решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Арскому и Атнинскому районам Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ создает препятствия истцу в осуществлении своего права на пенсионное обеспечение, является незаконным.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

При подаче заявления Хисматуллиным И.Р. уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Иск Хисматуллина И.Р. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Арскому и Атнинскому районам Республики Татарстан удовлетворить.

Признать право Хисматуллина И.Р. на досрочное назначение трудовой пенсии.

Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Арскому и Атнинскому районам Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Хисматуллину И.Р. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости признать незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Арскому и Атнинскому районам Республики Татарстан включить в специальный трудовой стаж Хисматуллина И.Р. для назначения досрочной пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период прохождения службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как 1 день службы за 2 дня работы, и назначить Хисматуллину И.Р. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ – со дня обращения за назначением такой пенсии.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Арскому и Атнинскому районам Республики Татарстан в пользу Хисматуллина И.Р. в счет возврата уплаченной государственной пошлины 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Сафаргалиев М.М.

-

-

-