о признании незаконным бездействия и об устранении нарушений правил и норм пожарной безопасности.



копия

Дело № 2-273/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 мая 2011 года город Аткарск

Аткарский городской суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Васильевой С.В.,

при секретаре судебного заседания Коноваловой О.В.,

с участием прокурора Харченко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Аткарске 13 мая 2011 года гражданское дело по заявлению заместителя Аткарского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия и об устранении нарушений правил и норм пожарной безопасности к администрациям Песчанского, Ершовского, Барановского, Тургеневского, Землянохуторского, Озерного, Кочетовского, Лопуховского, Елизаветинского, Языковского муниципальных образований Аткарского муниципального района Саратовской области,

установил:

Заместитель Аткарского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в Аткарский городской суд с заявлениями (именуемыми заявителем - исковыми заявлениями) о признании незаконным бездействия администраций Песчанского, Ершовского, Барановского, Тургеневского, Землянохуторского, Озерного, Кочетовского, Лопуховского, Елизаветинского, Языковского муниципальных образований Аткарского муниципального района Саратовской области, выразившегося в неустранении нарушений правил пожарной безопасности и обязании их устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности.

Требования прокурора обоснованы тем, что Аткарской межрайпрокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности органами местного самоуправления Аткарского муниципального района. В ходе проверки в Песчанском, Ершовском, Барановском, Тургеневском, Землянохуторском, Озерном, Кочетовском, Лопуховском, Елизаветинском, Языковском муниципальных образованиях было выявлено следующее: в нарушение п.31 ППБ 01-03, входящие в состав муниципальных образований сельские населенные пункты не обеспечены пожарными мотопомпами для целей пожаротушения; в нарушение п.113 ППБ 01-03, ст.34 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» первичные средства тушения пожаров и противопожарного инвентаря в помещениях и строениях, находящихся в собственности (пользовании) граждан, имеются не у всех граждан, емкости объемом 200 литров с водой имеются не у каждого жилого строения; в нарушение ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» не проводится работа по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах муниципальных образований и на прилегающих к ним территориях; в нарушение п.п. 94, 114 ППБ 01-03 естественные водоисточники муниципальных образований не оборудованы подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; в нарушение п.90 ППБ 01-03 у водоемов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели; в нарушение п.114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов муниципальных образований отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; в нарушение п.27 ППБ 01-03 территории населенных пунктов не оборудованы наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, пирсов пожарных водоемов, наружных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности" система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ. Статьей 10 данного Федерального закона предусмотрено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе, добровольной пожарной охраны в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования. К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов РФ в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. В соответствии со ст.34 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В силу требований ст.ст.37, 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Нарушения, допущенные администрациями муниципальных образований Аткарского муниципального района Саратовской области влияют на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение, время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала и процесс вынужденной эвакуации людей, а также возможность тушения пожара, чем создается непосредственная угроза жизни и здоровью проживающих в МО граждан. Считает, что бездействие администраций вышеназванных муниципальных образований нарушает права неопределенного круга лиц на защиту их жизни, здоровья и имущества. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Просит признать незаконным бездействие администраций Песчанского, Ершовского, Барановского, Тургеневского, Землянохуторского, Озерного, Кочетовского, Лопуховского, Елизаветинского, Языковского муниципальных образований Аткарского муниципального района Саратовской области, выразившееся в неустранении нарушений Правил противопожарной безопасности РФ; обязать администрации Песчанского, Ершовского, Барановского, Тургеневского, Землянохуторского, Озерного, Кочетовского, Лопуховского, Елизаветинского, Языковского муниципальных образований Аткарского муниципального района Саратовской области устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности.

В судебном заседании прокурор заявленные требования уточнил, просил признать незаконным бездействие администраций Елизаветинского, Кочетовского, Языковского, Песчанского, Тургеневского, Земляно-Хуторского, Барановского, Ершовского, Озерновского, Лопуховского муниципальных образований Аткарского муниципального района Саратовской области, выразившееся в неустранении нарушений правил противопожарной безопасности РФ и обязать администрации Елизаветинского, Кочетовского, Языковского, Песчанского, Тургеневского, Земляно-Хуторского, Барановского, Ершовского, Озерного, Лопуховского муниципальных образований Аткарского муниципального района Саратовской области устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно: обеспечить пожарными мотопомпами для целей пожаротушения входящие в состав муниципального образования сельские населенные пункты; обеспечить первичными средствами тушения пожаров и противопожарного инвентаря в помещениях и строениях, находящихся в собственности (пользовании) граждан, обеспечить всех граждан; обеспечить емкостями, объемом 200 литров с водой каждое жилое строение; провести работу по созданию в целях пожаротушений условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах муниципальных образований и на прилегающих к ним территориях; оборудовать естественные водоисточники муниципальных образований подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; установить у водоемов, а также по направлению движения к ним соответствующие указатели; обеспечить в сельских населенных пунктах муниципальных образований средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; оборудовать наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, пирсы пожарных водоемов, наружные лестницы и места размещения пожарного инвентаря, при этом пояснил, что Аткарской межрайпрокуратурой проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о пожарной безопасности в органах местного самоуправления Аткарского муниципального района. В ходе проверки в Песчанском, Ершовском, Барановском, Тургеневском, Землянохуторском, Озерном, Кочетовском, Лопуховском, Елизаветинском, Языковском муниципальных образованиях было выявлено следующее: в нарушение п.31 ППБ 01-03 входящие в состав муниципальных образований сельские населенные пункты не обеспечены пожарными мотопомпами для целей пожаротушения; в нарушение п.113 ППБ 01-03, ст.34 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» первичные средства тушения пожаров и противопожарного инвентаря в помещениях и строениях, находящихся в собственности (пользовании) граждан, имеются не у всех граждан, емкости объемом 200 литров с водой имеются не у каждого жилого строения; в нарушение ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» не проводится работа по созданию в целях пожаротушений условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах муниципальных образований и на прилегающих к ним территориях; в нарушение п.п. 94, 114 ППБ 01-03 естественные водоисточники муниципальных образований не оборудованы подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; в нарушение п.90 ППБ 01-03 у водоемов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели; в нарушение п.114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов муниципальных образований отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; в нарушение п.27 ППБ 01-03 территории населенных пунктов не оборудованы наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, пирсов пожарных водоемов, наружных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности" система обеспечения пожарной безопасности– совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ. Статьей 10 данного Федерального закона предусмотрено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования. К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов РФ в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В силу требований ст.ст. 37, 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Нарушения, допущенные администрациями муниципальных образований Аткарского муниципального района, влияют на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение, время обнаружения пожара, оповещения о нем, а также возможность тушения пожара, чем создается непосредственная угроза жизни и здоровью проживающих в муниципальных образованиях граждан. Считает, что бездействие администраций Песчанского, Ершовского, Барановского, Тургеневского, Землянохуторского, Озерного, Кочетовского, Лопуховского, Елизаветинского, Языковского муниципальных образований нарушает права неопределенного круга лиц на защиту их жизни, здоровья и имущества, поэтому в соответствии с требованиями статьи 45 ГПК РФ прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебное заседание представитель органа местного самоуправления, бездействие которого оспаривается – администрации Тургеневского МО Маслов А.И. не явился, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель органа местного самоуправления, бездействие которого оспаривается - администрации Лопуховского МО Юлдашев Э.Ш. заявленные требования не признал, при этом пояснил, что в Лопуховское муниципальное образование входит один населенный пункт: с.Лопуховка. В составе имущества МО имеется пожарная мотопомпа «Гейзер», а также имеется мотопомпа, приобретенная администрацией МО в октябре 2010 года. Решениями Совета депутатов Лопуховского МО от 23.08.2006 года утвержден примерный перечень первичных средств пожаротушения для населения и памятка населению о соблюдении мер пожарной безопасности, в которых содержится рекомендация населению в летний период иметь около дома емкость с водой не менее 200 литров, ведро и приставную лестницу. Указанная памятка ежегодно вручается всем домовладельцам п.Лопуховка. Обязанность иметь в помещениях и строениях, находящихся в собственности (пользовании) граждан, первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности, возложена на самих граждан, а не на администрацию. Находящиеся на территории п.Лопуховка водонапорные башни оборудованы кранами для отбора воды в целях пожаротушения, в течение 2009-2010 г.г. администрацией МО совместно с фермерскими хозяйствами и жителями поселка проделан большой объем работ по улучшению состояния водоснабжения населения, осуществлен подвод водопровода в 165 домовладений, что значительно увеличивает возможность его использования для пожаротушения. В ноябре 2010 года произведен капитальный ремонт вышедшей из строя артезианской скважины в залинейной части поселка, произведены начальные работы по закольцевыванию водоразводящих сетей. На территории п.Лопуховка имеются 4 противопожарных водоема общим объемом 300 куб.метров. Ко всем прудам имеется подъезд, техника, приспособленная для пожаротушения, имеет полный привод. Использование открытых водоемов, которые в п.Лопуховка представлены прудами, для пожаротушения неэффективно в связи с практическим отсутствием в них воды в летнее время. Статьей 68 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено в поселениях с количеством жителей до 5000 человек, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. К 4 противопожарным водоемам установлены указатели. Для оповещения населения имеется 1 рында. Территория п.Лопуховка оборудована наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных водоемов. Поскольку бездействия со стороны администрации Лопуховского МО не было, просит в удовлетворении заявления прокурора отказать.

В судебном заседании представитель органа местного самоуправления, бездействие которого оспаривается – администрации Озерного МО Владимиров А.В. требования прокурора не признал, пояснил, что в Озерное МО входят села Озерное и Лопуховка. В с.Озерное расположен отдельный пожарный пост (ОПП) №36, в ведении которого находится пожарная автомашина ЗИЛ 131, оснащенная всем необходимым оборудованием. В состав ОПП №36 входит 10 человек, ведется круглосуточное дежурство. Радиус зоны действия ОПП №36 – 8 км. Село Лопуховка находится на расстоянии 5 км от села Озерное в зоне действия ОПП № 36. По паспорту пожарной безопасности с.Лопуховка, расчетное время прибытия пожарного подразделения до наиболее удаленной точки населенного пункта, граничащей с лесным участком, составляет 20 минут. На территории Озерного МО 7 водонапорных башен, которые оборудованы пожарными кранами для забора воды пожарной техникой. Все башни оборудованы указателями о наличии пожарных кранов. Подъезды ко всем башням указаны в плане с.Озерное. Данная информация имеется в документации ОПП №36. Все улицы МО оснащены водопроводом, на которых имеются наружные колонки. По территории с.Озерное протекает река Идолга. К реке в районе ПНИ «Озерный» оборудован пирс для подъезда и забора воды пожарной техникой. На территории с.Лопуховка протекает река Иткарка, на которой имеется брод для удобного подъезда и забора воды для пожарной техники. Все улицы оснащены указателями с наименованиями улиц, подъезд к водонапорным башням можно осуществлять согласно плану с.Озерное и с.Лопуховка, на которых указаны подъезды к водонапорным башням; в каждом из сел имеется рында. Все подъезды к водонапорным башням освещены. В связи с отсутствием бездействия со стороны администрации Озерного МО, просит в удовлетворении заявления прокурора отказать.

В судебном заседании представитель органа местного самоуправления, бездействие которого оспаривается - администрации Кочетовского МО Морозова Е.В. требования прокурора признала частично, пояснила, что в Кочетовское МО входят: с.Белгаза, с.Кочетовка, с.Вяжля, д.Вольновка, д.Воеводчина, д.Гайворон. На территории МО находятся 14 фермерских хозяйств, у которых имеется приспособленная для пожаротушения техника, с главами КФХ администрацией заключены договоры о предоставлении указанной техники в случае пожара. Находящиеся на территории населенных пунктов Кочетовка и Белгаза водонапорные башни оборудованы кранами для отбора воды в целях пожаротушения. На территории МО имеются естественные водоемы и реки. Ко всем водоемам имеется подъезд. На территории МО для оповещения населения имеется приспособленная звуковая сигнализация. По согласованию с жителями, в каждом населенном пункте закреплены старосты, которые сообщают о пожарной ситуации. Территория сел Вяжля и Кочетовка оборудована наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных водоемов. Считает, что бездействие со стороны администрации Кочетовского МО отсутствует.

В судебном заседании представитель органа местного самоуправления, бездействие которого оспаривается - администрации Языковского МО Крайчак Т.В. требования прокурора признала частично, пояснила, что в Языковское МО входят села: Иваново-Языковка, Языковка, Большая Осиновка, Сосновка, деревни: Зубовка, Гвардеевка, Ракитовка. Принадлежащий ООО «ТВС-АГРО» трактор с бочкой и мотопомпой приспособлен для целей пожаротушения, имеется пожарная машина, а также трактор с плугом для опашки населенных пунктов. Техника используется по согласованию с руководителем структурного подразделения. Находящиеся на территории д.Зубовка, с.Языковка, с.Иваново-Языковка и с.Б.Осиновка водонапорные башни оборудованы кранами для отбора воды в целях пожаротушения. На территории сел Языковка, Иваново-Языковка и Б.Осиновка находятся пожарные гидранты (на территории школ) и пожарные колодцы. На территории с.Языковка, Иваново-Языковка и Сосновка находятся природные источники водоснабжения, к которым имеется подъезд в любое время года, также в селах имеется закольцованный водопровод, что дает возможность использовать воду для целей пожаротушения. На территории МО для оповещения населения служит телефонная сотовая связь. По согласованию с жителями в каждом населенном пункте закреплены старосты, которые сообщают о пожароопасной ситуации в своем населенном пункте главе администрации МО и в единую диспетчерскую службу. Территории населенных пунктов МО оборудованы наружным освещением в темное время суток. Считает, что бездействие со стороны администрации Языковского МО отсутствует.

В судебном заседании представитель органа местного самоуправления, бездействие которого оспаривается – администрации Песчанского МО Титаренко В.И. требования прокурора признал частично, пояснил, что для обеспечения пожарной безопасности населения Песчанского МО в ЗАО «Русский гектар Урожай» на балансе находятся пожарная машина, трактор МТЗ-82 с пожарной емкостью 3 куб.м., на которой установлен пожарный насос. Для налива воды в пожарную емкость используется пожарная мотопомпа. С указанным хозяйством администрацией заключен договор по использованию в летний период мотопомпы на случай возникновения пожара. Емкости с водой по 200 литров имеются в каждом жилом строении. Водонапорные башни оборудованы пожарными гидрантами. Площадки (пирсы) с твердым покрытием на территории МО не построены. Для забора воды из источников наружного водоснабжения определены специальные места, на которые пожарная машина ГАЗ-66 «вездеход» заедет в любое время. Планируется покупка и установка указателей к водоемам. Для оповещения населения на случай пожара имеется рында. Пожарная автомашина оборудована звуковой сигнализацией. В ночное время суток с.Песчанка полностью освещается уличными фонарями. Остальные населенные пункты освещаются частично. На пожарной автомашине установлена лампа-фара, освещающая в ночное время подъезд в водонапорным башням. Считает, что бездействие со стороны администрации Песчанского МО отсутствует.

В судебном заседании представитель органа местного самоуправления, бездействие которого оспаривается – администрации Ершовского МО Иванов Е.А. требования прокурора признал частично, пояснил, что пожарные мотопомпы для тушения пожаров в населенных пунктах отсутствуют по причине их неэффективности. Естественные водоисточники Ершовского МО не оборудованы подъездами с пирсами с твердым покрытием, однако существует возможность подъезда и забора воды из реки Б.Колышлей. У водоемов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели. Указатели установлены к гидрантам, пожарным емкостям, водонапорным башням, где осуществляется забор воды для тушения пожаров. Не на всей территории МО имеется звуковая сигнализация для оповещения людей на случай пожара. В д.Ершовка и с.Марфино для этих целей используются колокола. Населенные пункты Ершовского МО не в полной мере оборудованы наружным освещением для быстрого нахождения пожарных гидрантов, пирсов пожарных водоемов. В тоже время водонапорные башни, где находятся пожарные гидранты оборудованы наружным освещением. Считает, что бездействие со стороны администрации Ершовского МО отсутствует.

В судебном заседании представитель органа местного самоуправления, бездействие которого оспаривается – администрации Земляно-Хуторского МО Завальнюк Т.Е. требования прокурора признала частично, пояснила, что в З.Хуторское МО входят населенные пункты: с.Земляные Хутора, с. Малые Капены, д.Бубновка, д.Синельниково, ж.д.с.Капеллы, ж.д.р.Енгалычево. На территории МО работает сельхозпредприятие ООО «ТВС-Агро», у которого имеется трактор ЮМЗ, приспособленный для целей пожаротушения, оборудованный бочкой и мотопомпой, а также 4 трактора МТЗ, оборудованных бочкой. Находящиеся на территории МО водонапорные башни оборудованы кранами для отбора воды в целях пожаротушения. По территории МО протекает река Аткара, на которой имеются подъезды для забора воды. Также на территории МО есть пруды, к которым имеется подъезд. Для оповещения населения имеется звуковая сигнализация. По согласованию с жителями населенных пунктов, в каждом населенном пункте закреплены старосты, которые сообщают о пожароопасной ситуации в своем населенном пункте. Территория МО оборудована наружным освещением для быстрого нахождения в темное время суток пожарных водоемов. Считает, что бездействие со стороны администрации З.Хуторского МО отсутствует.

В судебном заседании представитель органа местного самоуправления, бездействие которого оспаривается – администрации Барановского МО Воронцова М.И. требования прокурора признала частично, пояснила, что в Барановское МО входят: с.Барановка, с.Чемизовка, с.Средний Колышлей, д.Ломовка, д.Андреевка, д.Павловка, ж.д.р.Красавка. Администрацией Барановского МО принята муниципальная целевая программа «Пожарная безопасность Барановского МО на 2009-2011 г.г», приобретается бензиновая высоконапорная пожарная мотопомпа для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Имеется трактор с бочкой емкостью 5 куб.м., оборудованный всем необходимым для тушения пожаров. Имеется машина, оборудованная для тушения пожаров и два трактора с бочкой в селах Чемизовка и Средний Колышлей. Находящиеся на территории Барановского МО водонапорные башни оборудованы кранами для отбора воды в целях пожаротушения. В 2009-2010 г.г. осуществлен подвод водопровода на улицы Тихая и Садовая, что значительно увеличивает возможности его использования для пожаротушения. На территории МО имеются 10 противопожарных водоемов. Ко всем прудам имеется подъезд. Строительство площадок (пирсов) с твердым покрытием не входит в полномочия органов местного самоуправления. На территории с.Барановка имеются 2 противопожарных водоема. На каждый населенный пункт разработан паспорт территории, где указаны все объекты водопользования. Дороги к пожарным гидрантам в зимнее время расчищены, люки освобождены от снега. В настоящее время имеются схемы оповещения при пожаре, в каждом населенном пункте установлены таксофоны. Территория населенных пунктов, кроме с.Средний Колышлей, оборудована наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных водоемов. Считает, что бездействие со стороны администрации Барановского МО отсутствует.

В судебном заседании представитель органа местного самоуправления, бездействие которого оспаривается – администрации Елизаветинского МО Торонова М.А. требования прокурора признала частично, пояснила, что в Елизаветинское МО входят: с.Елизаветино и д.Щербиновка. Мотопомпа имеется у частного лица на территории муниципального образования. С с.Нестеровка заключено соглашение по вопросу тушения пожаров в д.Щербиновка. На территории с.Елизаветино имеются водонапорные башни, оборудованные кранами для отбора воды в целях пожаротушения, около которых имеется освещение. Пирсов не имеется. Однако, в черте с.Елизаветино имеется песчаный пляж, что позволяет пожарной технике производить забор воды в целях пожаротушения. Для оповещения граждан в с.Елизаветино имеется 1 рында. Считает, что бездействие со стороны администрации Елизаветинского МО отсутствует.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – администрации Аткарского муниципального района Косяков В.И. считал требования прокурора не подлежащими удовлетворению, поскольку со стороны МЧС претензий по первичным мерам пожарной безопасности к администрациям муниципальных образований не имеется. Муниципальные образования не располагают достаточными финансовыми средствами для осуществления первичных мер пожарной безопасности. Ряд мероприятий, в частности, строительство пирсов, не входит в компетенцию органов местного самоуправления. При наличии пирсов администрации должны их только содержать. Просит в удовлетворении заявлений прокурора отказать.

Выслушав объяснения заявителя, представителей органов местного самоуправления, бездействие которых оспаривается, представителя заинтересованного лица, допросив свидетелей, исследовав путем оглашения в судебном заседании письменные доказательства, содержащиеся в материалах гражданского дела, и оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, проверив в соответствии с положениями части 3 статьи 246 ГПК РФ законность оспариваемого бездействия администраций МО в полном объеме, суд в процессе рассмотрения дела установил следующие обстоятельства.

Согласно информации ОНД по Аткарскому району УНД ГУ МЧС России по Саратовской области и актов проверок (л.д.32,40,129,181,188 том №1, л.д. 27,34,114,135,142,189-200 том №2), в Песчанском, Барановском, Тургеневском, Землянохуторском, Озерном, Кочетовском, Лопуховском, Языковском муниципальных образованиях в ходе внеплановых проверок выявлено следующее: в нарушение п.31 ППБ 01-03 входящие в состав муниципальных образований сельские населенные пункты не обеспечены пожарными мотопомпами для целей пожаротушения; в нарушение п.113 ППБ 01-03, ст.34 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» первичные средства тушения пожаров и противопожарного инвентаря в помещениях и строениях, находящихся в собственности (пользовании) граждан, имеются не у всех граждан, емкости объемом 200 литров с водой имеются не у каждого жилого строения; в нарушение ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» не проводится работа по созданию в целях пожаротушений условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах муниципальных образований и на прилегающих к ним территориях; в нарушение п.п. 94, 114 ППБ 01-03 естественные водоисточники муниципальных образований не оборудованы подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; в нарушение п.90 ППБ 01-03 у водоемов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели; в нарушение п.114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов муниципальных образований отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; в нарушение п.27 ППБ 01-03 территории населенных пунктов не оборудованы наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, пирсов пожарных водоемов, наружных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря. В Елизаветинском и Ершовском МО естественные водоисточники не оборудованы подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. В Елизаветинском МО первичные средства тушения пожаров и противопожарного инвентаря в помещениях и строениях, находящихся в собственности (пользовании) граждан, имеются не у всех граждан, емкости объемом 200 литров с водой имеются не у каждого жилого строения. В Ершовском МО условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах не созданы, а территория населенного пункта не оборудована наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, пирсов пожарных водоемов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря.

Свидетель Кошелев И.Ю., состоящий в должности начальника ОНД по Аткарскому району, в судебном заседании пояснил, что в результате внеплановых проверок в Песчанском, Барановском, Тургеневском, Землянохуторском, Озерном, Кочетовском, Лопуховском, Языковском, Елизаветинском и Ершовском МО выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, о чем составлены акты проверок. Информацию о нарушении правил и норм пожарной безопасности он представил в Аткарскую межрайпрокуратуру. Невыполнение обязательных правил и норм пожарной безопасности создает угрозу жизни, здоровью, имуществу граждан, проживающих в указанных муниципальных образованиях.

Свидетель Сухарский В.А., состоящий в должности начальника отдела ГО и ЧС администрации Аткарского муниципального района, в судебном заседании пояснил, что во всех муниципальных образованиях разработаны первичные меры пожарной безопасности поселений. В поселениях имеются пожарные гидранты. Практически в каждом поселении имеется приспособленная для пожаротушения техника. Главы муниципальных образований проводят работу по обеспечению мер первичной пожарной безопасности, а следовательно, не бездействуют.

Согласно статье 19 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

При этом, по смыслу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации тушения пожаров.

Доводы представителя заинтересованного лица – администрации Аткарского муниципального района Косякова В.И. о том, что устранение нарушений правил пожарной безопасности, указанных прокурором, не относится к первичным мерам пожарной безопасности, суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм права, поскольку при принятии первичных мер пожарной безопасности следует руководствоваться, в том числе и Правилами пожарной безопасности в РФ, утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313.

Согласно пункту 1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), указанные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно пункту 31 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) сельские населенные пункты с количеством усадеб не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб от 300 до 1000 –прицепную пожарную мотопомпу.

В соответствии с пунктом 27 Правил пожарной безопасности в РФ, территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов.

Как установлено в судебном заседании, Лопуховское МО и Озерное МО обеспечены пожарно-техническим вооружением. Указанные муниципальные образования оборудованы наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, что подтверждено показаниями свидетеля Кошелева И.Ю. пояснившего, что в с.Озерное находится отдельный пожарный пост (ОПП) №36, имеется автомашина, приспособленная для целей пожаротушения; фотографиями наружного освещения пожарных гидрантов (л.д.31,33 том №3), актом о приемке выполненных работ (л.д.34-35 том №3), реестром муниципальной казны Лопуховского МО (л.д.79-82 том №3) с указанием в составе имущества двух мотопомп, фотографиями мотопомпы «Гейзер» и гарантийным талоном на мотопомпу (л.д.83-84 том №3), фотографиями наружного освещения с.Лопуховка (л.д.85 том №3).

Администрации Песчанского, Ершовского, Барановского, Тургеневского, Землянохуторского, Кочетовского, Елизаветинского, Языковского муниципальных образований имеют мотопомпы не во всех населенных пунктах, входящих в состав МО, наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов имеется не во всех населенных пунктах, входящих в состав вышеназванных муниципальных образований, что в судебном заседании не оспаривалось представителями заинтересованных лиц.

Поэтому требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации Песчанского, Ершовского, Барановского, Тургеневского, Землянохуторского, Кочетовского, Елизаветинского, Языковского муниципальных образований в части отсутствия пожарных мотопомп для целей пожаротушения во входящих в муниципальные образования сельских населенных пунктах и отсутствия на территории населенных пунктов наружного освещения в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря и обязании иметь пожарные мотопомпы для целей пожаротушения; на территории населенных пунктов иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Требования прокурора в этой части в отношении Лопуховского и Озерного МО удовлетворению не подлежат как не нашедшие своего подтверждения..

В соответствии с пунктом 90 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий).

Как установлено в судебном заседании, и не оспаривалось представителями администраций муниципальных образований, за исключением представителя администрации Лопуховского МО Юлдашева Э.Ш., требования пункта 90 ППБ 01-03 соблюдены не во всех населенных пунктах, входящих в состав муниципальных образований.

Свидетель Кошелев И.Ю. в судебном заседании пояснил, что вопреки требованиям пункта 90 ППБ 01-03, предусматривающего, что указатели должны быть объемными со светильником или плоскими, выполненными с использованием светоотражающих покрытий, указатели, установленные в с.Лопуховка этим требованиям не отвечают. Показания свидетеля в этой части подтверждаются фотографиями, представленными в судебное заседание представителем заинтересованного лица Юлдашевым Э.Ш.

В соответствии с пунктом 114 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

В соответствии с положениями части 1 статьи 249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию законности оспариваемых действий (бездействия) органов местного самоуправления возлагается на органы, которые совершили оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании представители заинтересованных лиц ссылались на то, что в крупных населенных пунктах для оповещения населения на случай пожара имеются рынды, в д.Ершовка для этих целей используется церковный колокол.

Однако, доказательств в обоснование своих возражений о наличии средств звуковой сигнализации суду не представили.

Установленные нарушения Правил и норм пожарной безопасности являются существенными, поскольку нарушения требований пожарной безопасности, допущенные администрациями муниципальных образований, влияют на возможность возникновения пожара, время обнаружения пожара, оповещения о нем, что создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в муниципальных образованиях.

При таких обстоятельствах, требования прокурора о признании незаконным бездействия администраций Песчанского, Ершовского, Барановского, Тургеневского, Землянохуторского, Озерного, Кочетовского, Лопуховского, Елизаветинского, Языковского муниципальных образований Аткарского муниципального района в части отсутствия у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующих указателей и средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и обязании их у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели; установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы представителей органов местного самоуправления, бездействие которых оспаривается, об отсутствии с их стороны бездействия со ссылкой на показания свидетеля Сухарского В.А., суд находит противоречащими фактическим обстоятельствам дела, учитывая при этом, что Правила и нормы пожарной безопасности действуют на территории РФ с 2003 года, однако с указанного времени заинтересованные лица активных действий по выполнению содержащихся в них требований не предпринимали, следовательно, проявили бездействие.

Доводы представителей органов местного самоуправления, бездействие которых оспаривается, – администраций муниципальных образований об отсутствии финансовых средств не могут быть приняты во внимание судом, поскольку эти доводы не основаны на законе и не освобождают заинтересованных лиц от принятия всех необходимых мер для предотвращения нарушений требований пожарной безопасности. Кроме того, действующее законодательство не связывает реализацию полномочий по соблюдению правил и норм пожарной безопасности с финансовыми возможностями муниципальных образований.

Доводы представителей органов местного самоуправления, бездействие которых оспаривается, о том, что обязанность иметь в помещениях и строениях, находящихся в собственности (пользовании) граждан, первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности, возложена на самих граждан, а не на администрацию, а также о том, что оборудование подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды не относится к первичным мерам пожарной безопасности, суд находит заслуживающими внимания ввиду того, что статья 34 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусматривает, что граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. К таким требованиям относится пункт 113 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), предписывающий гражданам у каждого жилого строения устанавливать емкость (бочку) с водой или иметь огнетушитель. Возложение этой обязанности на администрацию противоречит требованиям статьи 34 вышеназванного Закона, поскольку граждане обязаны иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления. Администрациями МО предоставлены письменные доказательства того, что ими было рекомендовано проживающим в населенных пунктах гражданам у каждого жилого строения устанавливать емкость (бочку) с водой, иметь первичные средства тушения пожаров (л.д.217-219, 225-233 том №2, л.д.3-15,48 -54, 61-64, 68-70, 85-93,129-134, 136-143, 146-148 том №3). Пункт 94 ППБ 01-03 не содержит нормы возлагающей на органы местного самоуправления обязанность по устройству пирсов с твердым покрытием размерами 12 х 12 м, а предусматривает обязанность органов местного самоуправления по поддержанию в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборным устройствам. Поэтому требование прокурора о возложении обязанности по устройству пирсов удовлетворению не подлежат, как не основанные на законе.

Заявляя требование об обязании проведения работ по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах муниципальных образований и на прилегающих к ним территориях, прокурор, как в заявлениях, так и в судебном заседании, не указывает в чем конкретно по каждому муниципальному образованию выразились нарушения, в то время как статья 206 ГПК РФ предполагает возможность возложения на лицо только обязанности совершить определенные действия, а не обязанности соблюдать действующее законодательство в целом или его отдельные положения.

При таких обстоятельствах, требования прокурора о признании незаконным бездействия администраций МО и обязании их обеспечить первичными средствами тушения пожаров и противопожарного инвентаря помещения и строения, находящиеся в собственности (пользовании) граждан, всех граждан, обеспечения емкостями с водой объемом 200 л каждого жилого строения; провести работу по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах МО и на прилегающих к ним территориях; оборудовать естественные водоисточники МО подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, удовлетворению не подлежат.

Доводы представителя органа местного самоуправления, бездействие которого оспаривается, – администрации Кочетовского МО Морозовой Е.В. о том, что акт проверки начальником ОНД Кошелевым И.Ю. ей не вручался и в указанном акте отсутствует ее подпись, на выводы суда и принимаемое решение не влияют, так как факт невручения акта не свидетельствует об отсутствии нарушений правил пожарной безопасности в Кочетовском МО, которые не отрицались.

Поскольку факт бездействия администраций вышеперечисленных МО по необеспечению соблюдения требований пожарной безопасности нашел свое частичное подтверждение, требования прокурора о признании бездействия, выразившегося в неустранении правил противопожарной безопасности, подлежат удовлетворению в части.

В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При таких обстоятельствах, требования прокурора об обязании администраций МО устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ подлежит взысканию с муниципальных образований в доход государства государственная пошлина в размере 4000 рублей (по 400 рублей с каждого муниципального образования).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 246, 247,258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявленные заместителем Аткарского межрайонного прокурора требования удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администраций Песчанского, Ершовского, Барановского, Тургеневского, Землянохуторского, Озерного, Кочетовского, Лопуховского, Елизаветинского, Языковского муниципальных образований Аткарского муниципального района Саратовской области в части отсутствия у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующих указателей и средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

Признать незаконным бездействие администраций Песчанского, Ершовского, Барановского, Тургеневского, Землянохуторского, Кочетовского, Елизаветинского, Языковского муниципальных образований Аткарского муниципального района Саратовской области в части отсутствия в населенных пунктах пожарных мотопомп для целей пожаротушения и отсутствия на территории населенных пунктов наружного освещения в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря.

Обязать администрации Песчанского, Ершовского, Барановского, Тургеневского, Землянохуторского, Озерного, Кочетовского, Лопуховского, Елизаветинского, Языковского муниципальных образований Аткарского муниципального района Саратовской области у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели; установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

Обязать администрации Песчанского, Ершовского, Барановского, Тургеневского, Землянохуторского, Кочетовского, Елизаветинского, Языковского муниципальных образований Аткарского муниципального района Саратовской области в населенных пунктах иметь пожарные мотопомпы для целей пожаротушения; на территории населенных пунктов иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря.

В остальной части заявленных требований прокурору отказать.

Взыскать с администраций Елизаветинского, Кочетовского, Языковского, Песчанского, Тургеневского, Земляно-Хуторского, Барановского, Ершовского, Озерновского, Лопуховского муниципальных образований Аткарского муниципального района Саратовской области в доход государства государственную пошлину в размере 4000 рублей (по 400 рублей с каждого муниципального образования).

Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы лицами, участвующими в деле, либо кассационного представления прокурором в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Аткарский городской суд в течение 10 дней со дня следующего за днем принятия решения судом в окончательной форме (составления мотивированного решения).

Председательствующий судья: С.В.Васильева

Мотивированное решение составлено 18 мая 2011 года

Председательствующий судья: С.В.Васильева