О признании права пользования жилим помещением и снятии с регистрационного учета.



Дело № 2-65/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 февраля 2012 года <адрес>

Аткарский городской суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи Васильевой С.В.,

при секретаре судебного заседания Коноваловой О.В.

с участием:

истца Лушниковой С.Н.,

ответчика Бычкова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Аткарск ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Лушниковой ФИО8 о признании Бычкова ФИО9 утратившим право пользования жилым помещением - домом по <адрес>, - и снятии его с регистрационного учета,

установил:

Лушникова ФИО10 обратилась в Аткарский городской суд <адрес> с иском о признании Бычкова ФИО11 утратившим право пользования жилым помещением - домом по <адрес>, - и снятии его с регистрационного учета по указанному адресу.

Исковые требования обоснованы Лушниковой С.Н. тем, что в 2000 году ее мать ФИО6 купила дом в городе Аткарск по <адрес> . В этом доме были зарегистрированы: ее сестра Мачильская ФИО12 и сожитель матери Бычков ФИО13. В 2003 году ФИО6 умерла, а в 2008 году умерла Мачильская В.В. Мать и сестру она сняла с регистрационного учета в связи со смертью. Бычков после смерти матери ушел из <адрес>, стал сожительствовать с другой женщиной, и с тех пор не возвращался. Она (истица) после смерти матери вступила в наследство на дом по адресу: <адрес>, и является единственным собственником этого домовладения. Она неоднократно обращалась к ответчику с просьбой сняться с регистрационного учета, но последний ее просьбы игнорирует.

В судебном заседании истец Лушникова С.Н. исковые требования поддержала, просила признать Бычкова В.В. утратившим право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, и снять его с регистрационного учета по указанному адресу, при этом пояснила, что является собственником жилого дома по адресу: <адрес>. Право собственности возникло у нее на основании свидетельства о праве на наследство, открывшееся после смерти матери ФИО6 В 2000 году ФИО6 приобрела указанный дом по договору купли-продажи, а в 2001 году зарегистрирована в нем своего сожителя Бычкова В.В. В 2003 году мать умерла, а Бычков, забрав вещи, из дома ушел, стал сожительствовать с другой женщиной, и с тех пор в <адрес> не проживал, коммунальные платежи не оплачивает. Она неоднократно обращалась к Бычкову с просьбой сняться с регистрационного учета, но ответчик ее просьбы игнорирует. В настоящее время Бычков проживает в доме у своей сестры. Никаких соглашений с Бычковым по вопросу пользования жилым домом она не заключала.

Ответчик Бычков В.В. в судебном заседании исковые требования не признал, при этом пояснил, что до 2003 года он сожительствовал с ФИО6, проживал в ее доме по адресу: <адрес>, где и был зарегистрирован. После смерти Синициной его из дома выгнали, и он стал проживать на съемной квартире. С лета 2011 года он проживает в доме у своей сестры. Никаких соглашений с Лушниковой по поводу пользования жилым домом по <адрес> он не заключал. Действительно, до настоящего времени он зарегистрирован по адресу: <адрес>, хотя фактически в этом доме не проживает.

Выслушав объяснения истицы, ответчика, допросив свидетеля, исследовав путем оглашения в судебном заседании письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, и оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, суд в процессе рассмотрения дела установил нижеследующие обстоятельства.

Лушникова С.Н. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).

Право собственности истицы не оспорено.

Указанное жилое помещение ранее принадлежало матери истицы Лушниковой С.Н. - ФИО6

Ответчик Бычков В.В. был вселен в жилой дом по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ правопредшественником истца Лушниковой СН. - ФИО6 в качестве члена семьи последней, что утверждается сторонами спора, и зарегистрирован по указанному адресу по месту жительства.

ДД.ММ.ГГГГ, как о том следует из свидетельства о смерти, ФИО6 умерла (л.д.18).

В соответствии с пунктом 2 статьи 218 ГК РФ в его взаимосвязи со статьей 1111 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

ДД.ММ.ГГГГ Лушниковой С.Н. было выдано свидетельство о праве на наследство ФИО6 по закону (л.д.16).

Как пояснила истица Лушникова С.Н., а ответчик Бычков В.В. это не оспаривал, с момента смерти Синициной последний в спорном жилом помещении не проживает, соглашение о порядке пользования жилым помещением между сторонами спора не заключалось.

Факт непроживания ответчика с 2003 года в жилом доме, принадлежащем Лушниковой С.Н., подтвердил суду свидетель ФИО7, пояснивший, что с момента смерти в 2003 году его соседки Синициной, Бычков в жилом доме по <адрес>, не проживает. Оснований не доверять показаниям свидетеля у суда не имеется.

В силу пункта 4 статьи 1152 ГК РФ, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

С учетом упомянутой нормы, наследственное имущество – жилой дом по адресу: <адрес>, принадлежит Лушниковой С.Н. со дня открытия наследства - с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 2 статьи 292 ГК РФ переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.

Поскольку ответчик проживал в жилом помещении предыдущего собственника - ФИО6, как член его семьи, с момента смерти последней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, он утратил право пользования вышеназванным жилым помещением.

Какого-либо соглашения между истцом и ответчиком о порядке пользования последним жилым помещением не заключалось.

Ответчик не оспаривал, что истица предлагала ему сняться с регистрационного учета из жилого помещения по адресу: <адрес>.

Вытекающие из закона или договора основания для сохранения за ответчиком права пользования указанным жилым помещением отсутствуют.

Доводы Бычкова В.В., что он покинул жилое помещение вынужденно, какими - либо доказательствами не подтверждены.

Каких - либо доказательств наличия соглашения с истцом о сохранении права пользования жилым домом после перехода к последней права собственности, ответчиком суду также не представлено.

При вышеизложенном, поскольку иное соглашением сторон спора не установлено, суд приходит к выводу, что ответчик утратил право пользования принадлежащим истцу на праве собственности жилым помещением.

5 о С.А. на Квартиру собственности всяком случае прекращено.в со Алексеем Владимиго отделения Управления Федеральной миграции

Из содержания части 2 статьи 1 ЖК РФ следует, что граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе, распоряжаются ими. Однако, осуществляя жилищные права, граждане не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Анализируя совокупность обстоятельств, установленных в процессе разбирательства дела, учитывая материальное положение ответчика и очевидную невозможность совместного проживания сторон спора в одном жилом помещении, суд приходит к выводу, что право пользования жилым помещением истца за ответчиком не может быть сохранено.

Согласно части 1 статьи 35 ЖК РФ, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным ЖК РФ, другими федеральными законами, договором, он обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).

Вместе с тем, ответчик сохраняет регистрацию по месту жительства в жилом помещении принадлежащем истцу.

Регистрация граждан по месту жительства предусмотрена Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (статья 3).

В статье 6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация гражданина по месту жительства определена как уведомительная процедура: гражданин обязан сообщить о перемене места жительства.

Однако, несмотря на то, что регистрация, по сути, является административным актом государства, обязанностью граждан сообщить уполномоченным органам о месте своего жительства, она, в условиях сложившейся правоприменительной практики, является обременением, ограничивающим права собственника жилого помещения.

Несмотря на прекращение права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, ответчик в добровольном порядке сниматься с регистрационного учета по месту жительства отказывается, не исполняя, тем самым, обязанность, предусмотренную частью 1 статьи 35 ЖК РФ, и нарушая права собственника жилого помещения, предусмотренные, в частности, частью 1 статьи 30 ЖК РФ, пунктами 1 и 2 статьи 209 ГК РФ.

Следовательно, нарушение ответчиком жилищных прав истца носит реальный характер.

В соответствии с частью 1 и пунктом 5 части 3 статьи 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется судом, в том числе, путем прекращения жилищного правоотношения.

Из статьи 7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и пункта 13 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от ДД.ММ.ГГГГ , следует, что снятие гражданина РФ с регистрационного учета по месту жительства без непосредственного участия этого гражданина производится, в том числе, в случае признания его утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.

Таким образом, признание в судебном порядке прекращенным права гражданина на пользования жилым помещением является основанием для снятия его с регистрационного учета по месту жительства, а как следствие - прекращения безосновательного пользования жилищем иным, помимо собственника, лицом.

При таком положении, поскольку ответчик в силу закона утратил право пользования принадлежащим истцу жилым помещением, а заслуживающие внимания обстоятельства, позволяющие сохранить за ответчиком такое право на основании решения суда, отсутствуют, исковые требования Лушниковой С.Н. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Лушниковой ФИО14 удовлетворить.

Признать Бычкова ФИО15 утратившим право пользования жилым помещением - домом по <адрес> и снять его с регистрационного учета по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда путем подачи апелляционной жалобы лицами, участвующими в деле, через Аткарский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме (составления мотивированного решения).

Председательствующий судья: С.В.Васильева

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий судья: С.В.Васильева