о взыскании ущерба



<данные изъяты> Дело №2-134/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

4 апреля 2012 года город Аткарск

Аткарский городской суд Саратовской области в составе:

Председательствующего судьи Елтарёва Д.Г.,

при составлении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Лысовой Г.В.,

с участием:

ответчика Батрынеску ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Аткарск 4 апреля 2012 года гражданское дело по иску Министерства лесного хозяйства <адрес> о взыскании с Батрынеску ФИО5 в доход федерального бюджета Российской Федерации 104614 рублей в счёт возмещения ущерба, причинённого лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства,

установил:

Министерство лесного хозяйства <адрес> (далее по тексту - истец, Минлесхоз) обратилось в Аткарский городской суд <адрес> с иском о взыскании с Батрынеску ФИО6 (далее по тексту - ответчик) в доход федерального бюджета Российской Федерации 104614 рублей в счёт возмещения ущерба, причинённого лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства.

Требование, сформулированное в просительной части искового заявления, обосновано Минлесхозом тем, что в октябре 2010 года Батрынеску совершил незаконную рубку деревьев породы осина в количестве восьми деревьев (2,96 м.?) и шести деревьев породы дуб (2 м.?). В результате незаконных действий Батрынеску лесному фонду был причинён ущерб в размере 104614 рублей. Приговором мирового судьи Батрынеску был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 260 и пунктом «г» части 2 статьи 260 УК РФ. Приговор вступил в законную силу. Привлечение к уголовной ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причинённый этими лицами ущерб. Лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации. При рассмотрении уголовного дела Батрынеску заявлял о добровольном погашении причинённого ущерба, что было учтено судом в качестве смягчающего обстоятельства. Однако, в настоящее время претензия оставлена без внимания, а денежные средства в доход федерального бюджета не поступили.

Истцом - Министерством лесного хозяйства <адрес> - извещенным о месте, дате и времени судебного заседания, представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д.41).

При таком положении неявка представителя Минлесхоза не препятствует судебному разбирательству и, основываясь на положениях части 5 статьи 167 ГПК РФ, определением, занесённым в протокол судебного заседания, суд постановил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя истца.

Ответчик Батрынеску ФИО7 исковые требования не признал и в судебном заседании пояснил, что в октябре 2010 года он действительно незаконно спилил восемь осин и шесть дубов, за что в феврале 2011 года был осуждён приговором мирового судьи. Однако, не отрицая сам факт нарушения лесного законодательства, считает, что размер требуемой с него суммы значительно завышен.

Изучив исковое заявление, выслушав объяснения ответчика Батрынеску М.А., исследовав посредством оглашения в судебном заседании письменные доказательства, оценив их в совокупности по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, достоверности и допустимости, руководствуясь законом и совестью, суд в процессе разбирательства гражданского дела установил нижеследующие обстоятельства.

Исполняя процессуальную функцию, предусмотренную частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), определяя правоотношения сторон спора и законы, подлежащие применению, суд установил, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) обязательства, а также иные имущественные отношения, регулируются гражданским законодательством.

Согласно части 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЛК РФ), лесные отношения регулирует лесное законодательство.

Фактические обстоятельства дела свидетельствуют, что при оценке объёма и характера прав и обязанностей сторон при разрешении спора по существу применению подлежат нормы упомянутых отраслей права.

В соответствии с частью 1 статьи 30 ЛК РФ граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд.

Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (часть 4 статьи 30 ЛК РФ).

Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 30 ЛК РФ).

Применительно к изложенному, согласно части 3 статьи 2 Закона Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ № 119-ФЗ «Об использовании лесов гражданами для собственных нужд», в соответствии с федеральным законодательством граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесного участка.

В силу норм статей 75 - 77, 94 ЛК РФ договор купли - продажи является возмездным и предполагает оплату покупателем приобретаемых лесных насаждений.

По смыслу части 2 статьи 100 ЛК РФ в её системной взаимосвязи с приложением «Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается», утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об исчислении размера вреда, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства», незаконная рубка деревьев является нарушением лесного законодательства.

Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 99 ЛК РФ).

Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред (часть 2 статьи 99 ЛК РФ).

В силу пункта 1 статьи 1064 ГК РФ причинённый ущерб подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.

Согласно части 4 статьи 61 ГПК РФ, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Применительно к изложенному, вина Батрынеску М.А. в незаконной порубке леса, то есть нарушении лесного законодательства, установлена приговором мирового судьи судебного участка № 2 Аткарского района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Из этого приговора следует, что в один из дней в период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ у Батрынеску М.А. возник преступный умысел на незаконную рубку осины на территории 9 выдела 81 квартала <адрес> «<адрес>» с целью их последующего использования в личных целях. Реализуя свой преступный умысел, Батрынеску М.А. в один из дней в период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ с целью совершения незаконной рубки лесных насаждений, взяв из дома бензопилу, на принадлежащем ему тракторе Т-28 с прицепом приехал на территорию 9 выдела 81 квартала <адрес> «<адрес>», расположенного в 6,5 километрах в северо - западную сторону от <адрес> - <адрес>, где, не имея на то разрешения, незаконно свалил с корня восемь сырорастущих деревьев осины общим объемом 2,96 м.?, в результате чего повредил их до степени прекращения роста. После этого Батрынеску М.А. распилил их на бревна и при помощи трактора перевез восемь незаконно срубленных деревьев осины к месту своего жительства. Противоправными действиями Батрынеску М.А. ГУ «<адрес>» был причинен материальный ущерб на общую сумму 9282 рубля. Кроме того, в один из дней в период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ у Батрынеску М.А. возник преступный умысел на незаконную рубку дуба черешчатого, летнего, растущего на территории 9 выдела 81 квартала <адрес> «<адрес>», с целью последующего использования в личных целях. Реализуя свой преступный умысел, Батрынеску М.А. в один из дней в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с целью незаконной рубки лесных насаждений, взяв из дома бензопилу, на принадлежащем ему тракторе Т-28 с прицепом приехал на территорию 9 выдела 81 квартала <адрес> «<адрес>», расположенного в 6,5 километрах в северо-западную сторону от <адрес> - <адрес>, где, не имея на то разрешения, незаконно свалил с корня шесть сырорастущих деревьев - дуб черешчатый летний общим объёмом 2 м.?, в результате чего повредил их до степени прекращения роста. После этого Батрынеску М.А. распилил их на бревна и при помощи трактора перевез шесть незаконно срубленных деревьев дуба к месту своего жительства. Противоправными действиями Батрынеску М.А. ГУ «<адрес>» был причинен материальный ущерб на общую сумму 95332 рубля. Приговором Батрынеску М.А. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 260 и пунктом «г» части 2 статьи 260 Уголовного кодекса Российской Федерации, и ему по совокупности преступлений назначено наказание в виде лишения свободы на срок один год условно с испытательным сроком один год. Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14,15).

Из свидетельства о государственной регистрации права следует, что участок лесного фонда 1 группы, расположенный на территории Лысогорского, Аткарского, Татищевского и Петровского районов <адрес>, находится в собственности Российской Федерации (л.д.16).

При таком положении суд признаёт доказанным, что совершив нарушение лесного законодательства - незаконно срубив восемь деревьев осины и шесть деревьев дуба, Батрынеску М.А. причинил вред лесному фонду Российской Федерации, а поэтому обязан его возместить.

В силу части 2 статьи 100 ЛК РФ таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Такие таксы и методики утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об исчислении размера вреда, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства».

Согласно пункту 1 Приложения 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , размер ущерба, причинённого незаконной порубкой деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 сантиметров и более определяется как 50-и кратная стоимость древесины деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более, исчисленная по ставкам платы за единицу объёма лесных ресурсов.

Из содержания Таблицы 3 к Ставкам платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , все лесничества и лесопарки <адрес> относятся к Ростовско - Волгоградскому лесотаксовому району.

В соответствии с пунктом 6 Приложения 3 к Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , при исчислении стоимости древесины разделение её на деловую и дровяную не производится. В этом случае применяется ставка платы, установленная в отношении деловой древесины средней крупности.

Согласно Таблице 1 «Ставки платы за единицу объёма древесины лесных насаждений», утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , для Ростовско - Волгоградского лесотаксового района ставка платы за 1 м.? деловой древесины средней крупности составляет: дуб - 366,66 рубля; осина - 24,12 рубля.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», ставки платы за единицу объёма древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2010 году с коэффициентом 1,30.

В силу статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и статьи 102 ЛК РФ, участок леса лесного фонда 1 группы, где Батрынеску М.А. произвёл незаконную порубку деревьев, относится к категории защитных лесов.

Согласно пункту 9 Приложения 3 к Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , если нарушение лесного законодательства совершено в защитных лесах, размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается в 2 раза.

Следовательно, размер ущерба от незаконной порубки ответчиком деревьев составил:

- ольхи: 2,96 м.? (объём срубленной древесины) х 24 рубля 12 копеек (стоимость 1 м.? деловой древесины средней крупности) х 1,30 (коэффициент) х 50 х 2 = 9282 рубля;

- дуба: 2 м.? (объём срубленной древесины) х 366 рублей 66 копеек (стоимость 1 м.? деловой древесины средней крупности) х 1,30 (коэффициент) х 50 х 2 = 95332 рубля.

Общий размер ущерба от незаконной порубки деревьев составляет: 9282 рубля + 95332 рубля = 104614 рублей.

Таким образом, проверив представленный истцом расчёт, суд установил, что он является правильным, основан на действующих методиках и соответствует действующим нормативным правовым актам.

Напротив, утверждение ответчика, что расчёт ущерба неверен, а его размер завышен, никак не обосновано, а поэтому на выводы суда и принимаемое решение не влияет.

В соответствии со статьями 41 и 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации денежные средства, поступившие в счёт возмещения вреда, причиненного лесонарушением, по своей природе являются бюджетными и относятся к неналоговым доходам федерального бюджета. Следовательно, средства в счёт возмещения ущерба, причинённого нарушением лесного законодательства, подлежит взысканию с ответчика в федеральный бюджет.

При таком положении исковые требования Министерства лесного хозяйства <адрес> суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Министерство лесного хозяйства <адрес> в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) при подаче искового заявления было освобождено от уплаты государственной пошлины.

Решение принимается судом не в пользу ответчика.

Поэтому, с учётом положений части 2 статьи 88 ГПК РФ в её взаимосвязи с подпунктом 2 пункта 2 статьи 333.17 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, с Батрынеску М.А. в доход федерального бюджета Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3292 рубля 28 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Министерства лесного хозяйства <адрес> удовлетворить.

Взыскать с Батрынеску ФИО8 в доход федерального бюджета Российской Федерации 104614 (сто четыре тысячи шестьсот четырнадцать) рублей в счёт возмещения ущерба, причинённого лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства.

Взыскать с Батрынеску ФИО9 в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 3292 (три тысячи двести девяносто два) рубля 28 (двадцать восемь) копеек.

Отложить составление мотивированного решения суда на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела, а именно до ДД.ММ.ГГГГ.

Принятое по делу решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда посредством подачи апелляционной жалобы лицами, участвующими в деле, через Аткарский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (составления мотивированного решения).

Председательствующий судья Д.Г. Елтарёв

Решение суда в окончательной форме (мотивированное решение) составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья Д.Г. Елтарёв