<данные изъяты> Дело №2-134/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 4 апреля 2012 года город Аткарск Аткарский городской суд Саратовской области в составе: Председательствующего судьи Елтарёва Д.Г., при составлении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Лысовой Г.В., с участием: ответчика Батрынеску ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Аткарск 4 апреля 2012 года гражданское дело по иску Министерства лесного хозяйства <адрес> о взыскании с Батрынеску ФИО5 в доход федерального бюджета Российской Федерации 104614 рублей в счёт возмещения ущерба, причинённого лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства, установил: Министерство лесного хозяйства <адрес> (далее по тексту - истец, Минлесхоз) обратилось в Аткарский городской суд <адрес> с иском о взыскании с Батрынеску ФИО6 (далее по тексту - ответчик) в доход федерального бюджета Российской Федерации 104614 рублей в счёт возмещения ущерба, причинённого лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства. Требование, сформулированное в просительной части искового заявления, обосновано Минлесхозом тем, что в октябре 2010 года Батрынеску совершил незаконную рубку деревьев породы осина в количестве восьми деревьев (2,96 м.?) и шести деревьев породы дуб (2 м.?). В результате незаконных действий Батрынеску лесному фонду был причинён ущерб в размере 104614 рублей. Приговором мирового судьи Батрынеску был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 260 и пунктом «г» части 2 статьи 260 УК РФ. Приговор вступил в законную силу. Привлечение к уголовной ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причинённый этими лицами ущерб. Лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации. При рассмотрении уголовного дела Батрынеску заявлял о добровольном погашении причинённого ущерба, что было учтено судом в качестве смягчающего обстоятельства. Однако, в настоящее время претензия оставлена без внимания, а денежные средства в доход федерального бюджета не поступили. Истцом - Министерством лесного хозяйства <адрес> - извещенным о месте, дате и времени судебного заседания, представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д.41). При таком положении неявка представителя Минлесхоза не препятствует судебному разбирательству и, основываясь на положениях части 5 статьи 167 ГПК РФ, определением, занесённым в протокол судебного заседания, суд постановил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя истца. Ответчик Батрынеску ФИО7 исковые требования не признал и в судебном заседании пояснил, что в октябре 2010 года он действительно незаконно спилил восемь осин и шесть дубов, за что в феврале 2011 года был осуждён приговором мирового судьи. Однако, не отрицая сам факт нарушения лесного законодательства, считает, что размер требуемой с него суммы значительно завышен. Изучив исковое заявление, выслушав объяснения ответчика Батрынеску М.А., исследовав посредством оглашения в судебном заседании письменные доказательства, оценив их в совокупности по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, достоверности и допустимости, руководствуясь законом и совестью, суд в процессе разбирательства гражданского дела установил нижеследующие обстоятельства. Исполняя процессуальную функцию, предусмотренную частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), определяя правоотношения сторон спора и законы, подлежащие применению, суд установил, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) обязательства, а также иные имущественные отношения, регулируются гражданским законодательством. Согласно части 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЛК РФ), лесные отношения регулирует лесное законодательство. Фактические обстоятельства дела свидетельствуют, что при оценке объёма и характера прав и обязанностей сторон при разрешении спора по существу применению подлежат нормы упомянутых отраслей права. В соответствии с частью 1 статьи 30 ЛК РФ граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (часть 4 статьи 30 ЛК РФ). Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 30 ЛК РФ). Применительно к изложенному, согласно части 3 статьи 2 Закона Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ № 119-ФЗ «Об использовании лесов гражданами для собственных нужд», в соответствии с федеральным законодательством граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесного участка. В силу норм статей 75 - 77, 94 ЛК РФ договор купли - продажи является возмездным и предполагает оплату покупателем приобретаемых лесных насаждений. По смыслу части 2 статьи 100 ЛК РФ в её системной взаимосвязи с приложением № «Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается», утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об исчислении размера вреда, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства», незаконная рубка деревьев является нарушением лесного законодательства. Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 99 ЛК РФ). Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред (часть 2 статьи 99 ЛК РФ). В силу пункта 1 статьи 1064 ГК РФ причинённый ущерб подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. Согласно части 4 статьи 61 ГПК РФ, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом. Применительно к изложенному, вина Батрынеску М.А. в незаконной порубке леса, то есть нарушении лесного законодательства, установлена приговором мирового судьи судебного участка № 2 Аткарского района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Из этого приговора следует, что в один из дней в период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ у Батрынеску М.А. возник преступный умысел на незаконную рубку осины на территории 9 выдела 81 квартала <адрес> «<адрес>» с целью их последующего использования в личных целях. Реализуя свой преступный умысел, Батрынеску М.А. в один из дней в период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ с целью совершения незаконной рубки лесных насаждений, взяв из дома бензопилу, на принадлежащем ему тракторе Т-28 с прицепом приехал на территорию 9 выдела 81 квартала <адрес> «<адрес>», расположенного в 6,5 километрах в северо - западную сторону от <адрес> - <адрес>, где, не имея на то разрешения, незаконно свалил с корня восемь сырорастущих деревьев осины общим объемом 2,96 м.?, в результате чего повредил их до степени прекращения роста. После этого Батрынеску М.А. распилил их на бревна и при помощи трактора перевез восемь незаконно срубленных деревьев осины к месту своего жительства. Противоправными действиями Батрынеску М.А. ГУ «<адрес>» был причинен материальный ущерб на общую сумму 9282 рубля. Кроме того, в один из дней в период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ у Батрынеску М.А. возник преступный умысел на незаконную рубку дуба черешчатого, летнего, растущего на территории 9 выдела 81 квартала <адрес> «<адрес>», с целью последующего использования в личных целях. Реализуя свой преступный умысел, Батрынеску М.А. в один из дней в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с целью незаконной рубки лесных насаждений, взяв из дома бензопилу, на принадлежащем ему тракторе Т-28 с прицепом приехал на территорию 9 выдела 81 квартала <адрес> «<адрес>», расположенного в 6,5 километрах в северо-западную сторону от <адрес> - <адрес>, где, не имея на то разрешения, незаконно свалил с корня шесть сырорастущих деревьев - дуб черешчатый летний общим объёмом 2 м.?, в результате чего повредил их до степени прекращения роста. После этого Батрынеску М.А. распилил их на бревна и при помощи трактора перевез шесть незаконно срубленных деревьев дуба к месту своего жительства. Противоправными действиями Батрынеску М.А. ГУ «<адрес>» был причинен материальный ущерб на общую сумму 95332 рубля. Приговором Батрынеску М.А. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 260 и пунктом «г» части 2 статьи 260 Уголовного кодекса Российской Федерации, и ему по совокупности преступлений назначено наказание в виде лишения свободы на срок один год условно с испытательным сроком один год. Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14,15). Из свидетельства о государственной регистрации права следует, что участок лесного фонда 1 группы, расположенный на территории Лысогорского, Аткарского, Татищевского и Петровского районов <адрес>, находится в собственности Российской Федерации (л.д.16). При таком положении суд признаёт доказанным, что совершив нарушение лесного законодательства - незаконно срубив восемь деревьев осины и шесть деревьев дуба, Батрынеску М.А. причинил вред лесному фонду Российской Федерации, а поэтому обязан его возместить. В силу части 2 статьи 100 ЛК РФ таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации. Такие таксы и методики утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об исчислении размера вреда, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства». Согласно пункту 1 Приложения 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, размер ущерба, причинённого незаконной порубкой деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 сантиметров и более определяется как 50-и кратная стоимость древесины деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более, исчисленная по ставкам платы за единицу объёма лесных ресурсов. Из содержания Таблицы 3 к Ставкам платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, все лесничества и лесопарки <адрес> относятся к Ростовско - Волгоградскому лесотаксовому району. В соответствии с пунктом 6 Приложения 3 к Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, при исчислении стоимости древесины разделение её на деловую и дровяную не производится. В этом случае применяется ставка платы, установленная в отношении деловой древесины средней крупности. Согласно Таблице 1 «Ставки платы за единицу объёма древесины лесных насаждений», утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, для Ростовско - Волгоградского лесотаксового района ставка платы за 1 м.? деловой древесины средней крупности составляет: дуб - 366,66 рубля; осина - 24,12 рубля. В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», ставки платы за единицу объёма древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2010 году с коэффициентом 1,30. В силу статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и статьи 102 ЛК РФ, участок леса лесного фонда 1 группы, где Батрынеску М.А. произвёл незаконную порубку деревьев, относится к категории защитных лесов. Согласно пункту 9 Приложения 3 к Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, если нарушение лесного законодательства совершено в защитных лесах, размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается в 2 раза. Следовательно, размер ущерба от незаконной порубки ответчиком деревьев составил: - ольхи: 2,96 м.? (объём срубленной древесины) х 24 рубля 12 копеек (стоимость 1 м.? деловой древесины средней крупности) х 1,30 (коэффициент) х 50 х 2 = 9282 рубля; - дуба: 2 м.? (объём срубленной древесины) х 366 рублей 66 копеек (стоимость 1 м.? деловой древесины средней крупности) х 1,30 (коэффициент) х 50 х 2 = 95332 рубля. Общий размер ущерба от незаконной порубки деревьев составляет: 9282 рубля + 95332 рубля = 104614 рублей. Таким образом, проверив представленный истцом расчёт, суд установил, что он является правильным, основан на действующих методиках и соответствует действующим нормативным правовым актам. Напротив, утверждение ответчика, что расчёт ущерба неверен, а его размер завышен, никак не обосновано, а поэтому на выводы суда и принимаемое решение не влияет. В соответствии со статьями 41 и 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации денежные средства, поступившие в счёт возмещения вреда, причиненного лесонарушением, по своей природе являются бюджетными и относятся к неналоговым доходам федерального бюджета. Следовательно, средства в счёт возмещения ущерба, причинённого нарушением лесного законодательства, подлежит взысканию с ответчика в федеральный бюджет. При таком положении исковые требования Министерства лесного хозяйства <адрес> суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению. Министерство лесного хозяйства <адрес> в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) при подаче искового заявления было освобождено от уплаты государственной пошлины. Решение принимается судом не в пользу ответчика. Поэтому, с учётом положений части 2 статьи 88 ГПК РФ в её взаимосвязи с подпунктом 2 пункта 2 статьи 333.17 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, с Батрынеску М.А. в доход федерального бюджета Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3292 рубля 28 копеек. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковые требования Министерства лесного хозяйства <адрес> удовлетворить. Взыскать с Батрынеску ФИО8 в доход федерального бюджета Российской Федерации 104614 (сто четыре тысячи шестьсот четырнадцать) рублей в счёт возмещения ущерба, причинённого лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства. Взыскать с Батрынеску ФИО9 в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 3292 (три тысячи двести девяносто два) рубля 28 (двадцать восемь) копеек. Отложить составление мотивированного решения суда на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела, а именно до ДД.ММ.ГГГГ. Принятое по делу решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда посредством подачи апелляционной жалобы лицами, участвующими в деле, через Аткарский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (составления мотивированного решения). Председательствующий судья Д.Г. Елтарёв Решение суда в окончательной форме (мотивированное решение) составлено ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий судья Д.Г. Елтарёв