<данные изъяты> Дело № 2-252/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 4 апреля 2012 года город Аткарск Аткарский городской суд <адрес> в составе: Председательствующего судьи Елтарёва Д.Г., при составлении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Лысовой Г.В., с участием: прокурора Аткарской межрайонной прокуратуры Харченко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Аткарск ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по искам заместителя Аткарского межрайонного прокурора, предъявленным в интересах неопределённого круга лиц, к Муниципальному унитарному казённому предприятию «Благоустройство» и администрации муниципального образования город Аткарск Аткарского муниципального района <адрес> о возложении на Муниципальное унитарное казённое предприятие «Благоустройство» обязанности в срок не позднее 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести очистку от снега и талых вод дорожного полотна по улице Льва Толстого (пересечение с улицей Чернышевского), по улице Телефонная, по улице Советская (от улицы Революционной до улицы Ленина), по улице Чернышевского (пересечение с улицей 1-ой Родниковской) и по улице Красноармейская города Аткарска, установил: Заместитель Аткарского межрайонного прокурора (далее по тексту - прокурор), действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Аткарский городской суд Саратовской области с исками к Муниципальному унитарному казённому предприятию «Благоустройство» и администрации муниципального образования город Аткарск Аткарского муниципального района <адрес> о возложении на Муниципальное унитарное казённое предприятие «Благоустройство» обязанности в срок не позднее 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести очистку от снега и талых вод дорожного полотна по улице Льва Толстого (пересечение с улицей Чернышевского), по улице Телефонная, по улице Советская (от улицы Революционной до улицы Ленина), по улице Чернышевского (пересечение с улицей 1-ой Родниковской) и по улице Красноармейская города Аткарска. Определением ДД.ММ.ГГГГ руководствуясь частью 4 статьи 151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), Аткарский городской суд <адрес> постановил гражданские дела №№ 2-252/2012, № 2-253/2012, № 2-254/2012, № 2-255/2012 и № 2-256/2012, возбуждённые на основании вышеуказанных исковых заявлений прокурора, соединить в одно производство с присвоением соединённому гражданскому делу № 2-252/2012. Требования, сформулированные в просительных частях исковых заявлений, обоснованы прокурором тем, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении дорожного движения; программно - целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, относится к вопросам местного значения поселения. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. В соответствии с пунктом 3.1.1 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятого Постановлением Госстандарта РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешённой Правилами дорожного движения скоростью. Проведённой проверкой установлено нарушение требования указанного ГОСТа. Так, на улице Льва Толстого (пересечение с улицей Чернышевского) из-за несвоевременной очистки дорожного покрытия от снега имеется колейность и низкие сцепные качества дорожного покрытия, дорожное покрытие имеет снежный накат высотой 12 сантиметров. На проезжей части улицы Телефонная из-за несвоевременной очистки дорожного покрытия от снега имеется скопление талых вод. На улице Советская (от улицы Революционная до улицы Ленина) из-за несвоевременной очистки дорожного покрытия от снега имеется колейность и низкие сцепные качества дорожного покрытия, дорожное покрытие имеет снежный накат высотой 9 сантиметров. На улице Чернышевского (пересечение с улицей 1-ой Родниковской) и улице Красноармейская из-за несвоевременной очистки дорожного покрытия от снега имеется скопление талых вод. Это осложняет дорожное движение, создаёт угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения и подтверждается актами проверки дорожной сети. В соответствии с муниципальным контрактом МУКП «Благоустройство» обязано производить очистку дорог от снега и льда, устранению гололёда, но не делает этого. В судебном заседании прокурор Аткарской межрайонной прокуратуры Харченко ФИО5, исполняя функции процессуального истца, поддержав исковые требования, пояснил, что прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего безопасность дорожного движения и содержание дорог, в ходе которой было установлено, что полномочия по содержанию муниципальных дорог в городе Аткарск на 2012 год были переданы органами местного самоуправления муниципального образования город Аткарск Аткарского муниципального района <адрес> МУКП «Благоустройство». Однако, последнее бездействует. В частности, дорожное полотно улиц Льва Толстого (пересечение с улицей Чернышевского), Телефонная, Советская (от улицы Революционная до улицы Ленина), Чернышевского (пересечение с улицей 1-ой Родниковской) и Красноармейская города Аткарска не очищено от снега, льда и талых вод. В результате дорожное покрытие упомянутых дорог не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределённого круга граждан. Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, - Отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации по Аткарскому району <адрес> - извещённым о месте, дате и времени судебного заседания, предмете и основаниях исковых требований, представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя. При таком положении неявка представителя Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Аткарскому району <адрес> <адрес> не препятствует судебному разбирательству и, основываясь на положениях части 5 статьи 167 ГПК РФ, определением, занесённым в протокол судебного заседания, суд постановил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица. Ответчиком - администрацией муниципального образования город Аткарск Аткарского муниципального района <адрес> - извещённым о месте, дате и времени судебного заседания, предмете и основаниях исковых требований, представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя. При таком положении неявка представителя администрации муниципального образования город Аткарск Аткарского муниципального района <адрес> не препятствует судебному разбирательству и, основываясь на положениях части 5 статьи 167 ГПК РФ, определением, занесённым в протокол судебного заседания, суд постановил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика. Ответчиком - Муниципальным унитарным казённым предприятием «Благоустройство» - извещённым о месте, дате и времени судебного заседания, предмете и основаниях исковых требований, представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя. При таком положении неявка представителя Муниципального унитарного казённого предприятия «Благоустройство» не препятствует судебному разбирательству и, основываясь на положениях части 5 статьи 167 ГПК РФ, определением, занесённым в протокол судебного заседания, суд постановил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика. Выслушав объяснения прокурора Харченко А.В., исследовав посредством оглашения в судебном заседании письменные доказательства, оценив их в совокупности по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, достоверности и допустимости, руководствуясь законом и совестью, суд в процессе разбирательства гражданского дела установил нижеследующие обстоятельства. Исполняя процессуальную функцию, предусмотренную частью 1 статьи 196 ГПК РФ, определяя правоотношения сторон спора и законы, подлежащие применению, суд учитывает следующее. В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами этого закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путём предупреждения дорожно - транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Согласно абзацу третьему статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищённости его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предписано, что содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ)). В соответствии с пунктом 12 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Из содержания пункта 6 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что содержание автомобильных дорог является составным элементом дорожной деятельности. Согласно пункту 6 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Из содержания пункта 4.статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при том, что полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 242-ФЗ) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения поселения. ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования город Аткарск Аткарского муниципального района <адрес> (заказчик) и МУКП «Благоустройство» (исполнитель) был заключён муниципальный контракт со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого исполнитель принял на себя обязанность выполнить муниципальный заказ, утверждённый на 2012 год, обеспечить выполнение муниципальных целевых программ на 2012 год (л.д.9-13). Перечнем работ по содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в границах муниципального образования <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ, являющимся приложением к Муниципальной целевой программе, утверждённой Постановлением администрации муниципального образования город Аткарск Аткарского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрена механизированная очистка проезжей части дорог от снега по улицам Телефонная, Чернышевского, Советская, Красноармейская и Льва Толстого (л.д.9-11). Анализируя изложенное, суд признаёт доказанным, что организация содержания автомобильных дорог местного значения является обязанностью администрации муниципального образования город Аткарск Аткарского муниципального района <адрес>, а непосредственное содержание дорог - обязанностью МУКП «Благоустройство». Как указано выше, под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, то есть обеспечению соответствия её состояния установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам. Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (часть 2 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). В силу подпунктов 4, 10 и 15 пункта 13 раздела IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утверждённой Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в состав работ по содержанию дорог входят: механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин; круглосуточное дежурство механизированных бригад для уборки снега и борьбы с зимней скользкостью, патрульная снегоочистка; борьба с наледями на автомобильных дорогах, в том числе у искусственных сооружений. В соответствии с абзацами первым и вторым Раздела 1 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утверждённого Постановлением Госстандарта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту - ГОСТ Р 50597-93), этот стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населённых пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения, а его требования являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Согласно абзацу девятому Раздела 1 ГОСТ Р 50597-93 улицы и дороги местного значения в городах и населённых пунктах отнесены к группе В. В силу пункта 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Из содержания пункта 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 следует, что нормативный срок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населённых пунктов группы В составляет 6 часов с момента обнаружения скользкости до полной ликвидации и с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ. Изложенное означает, что работы по недопущению и ликвидации скользкости на дорогах, уборке снега и талых вод с них должны производиться незамедлительно по мере их образования до полной ликвидации. Вопреки обязанности, предусмотренной статьёй 56 ГПК РФ, МУКП «Благоустройство» не представило доказательств надлежащего и своевременного выполнения работ по содержанию дорог улиц Телефонная, Чернышевского, Советская, Красноармейская и Льва Толстого, их очистке от снега, льда и продуктов таяния. Напротив, из снабжённых фототаблицами актов обследования улично - дорожной сети города Аткарск <адрес>, составленных государственным инспектором дорожного надзора отделения государственной инспекции безопасности дорожного движения при Отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации по Аткарскому району <адрес>, следует, что дорожное покрытие улицы Льва Толстого (пересечение с улицей Чернышевского) не соответствует требованиям безопасности дорожного движения в силу низких сцепных качеств дорожного покрытия из-за мокрого снега высотой 12 сантиметров (л.д.14,15), дорожное покрытие улицы Телефонная не соответствует требованиям безопасности дорожного движения в силу скопления талых вод на проезжей части (л.д.32,33), дорожное покрытие улицы Советская (от улицы Революционная до улицы Ленина) не соответствует требованиям безопасности дорожного движения в силу низких сцепных качеств дорожного покрытия из-за мокрого снега высотой 9 сантиметров (л.д.52,53); дорожное покрытие улицы Чернышевского (пересечение с улицей 1-ой Родниковской) не соответствует требованиям безопасности дорожного движения в силу скопления талых вод на проезжей части (л.д.70,71); дорожное покрытие улицы Красноармейская не соответствует требованиям безопасности дорожного движения в силу скопления талых вод на проезжей части (л.д.88,89). Кроме того, суд признаёт общеизвестным, а поэтому в силу части 1 статьи 61 ГПК РФ не нуждающимся в доказывании, что в зимне - весенний период 2012 года, в условиях значительного количества осадков в виде снега, который длительное время не убирался, проезжая часть улиц Телефонная, Чернышевского, Советская, Красноармейская и Льва Толстого постоянно покрыты снегом и льдом, имеют колейность, которая при условии снежного наката на проезжей части дорог действительно угрожает безопасности дорожного движения, существенно, вплоть до полного исключения, ограничила возможность маневрирования движущихся транспортных средств, что создало реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, а именно водителей и пассажиров транспортных средств, а также пешеходов. Анализируя изложенное, суд признаёт доказанным неисполнение МУКП «Благоустройство» предусмотренной договором обязанности по надлежащему содержанию автомобильных дорог в городе Аткарске. В соответствии со статьями 1, 2 и 11 ГК РФ, неотчуждаемые права и свободы человека, а именно к этой категории относятся право на жизнь и охрану здоровья, защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в статье 12 ГК РФ. К их числу относится, в том числе, присуждение к исполнению обязанности в натуре. Следовательно, понуждение МУКП «Благоустройство» к исполнению в интересах неопределённого круга лиц предусмотренной договором обязанности по содержанию муниципальных дорог может быть обеспечено судебным решением. В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определённые действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд находит, что обязанность по расчистке дорожного полотна улиц Телефонная, Чернышевского, Советская, Красноармейская и Льва Толстого должна быть исполнена МУКП «Благоустройство» не позднее 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу. При таком положении исковые требования прокурора к МУКП «Благоустройство» суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению. Исковые требования к администрации муниципального образования город Аткарск Аткарского муниципального района <адрес> прокурором не сформулированы, а поэтому в удовлетворении исков в отношении этого органа местного самоуправления надлежит отказать. Прокурор в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) при подаче исковых заявлений был освобождён от уплаты государственной пошлины. Решение принимается судом не в пользу ответчика МУКП «Благоустройство». Поэтому, с учётом положений части 2 статьи 88 ГПК РФ в её взаимосвязи с подпунктом 2 пункта 2 статьи 333.17 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, суд взыскивает с МУКП «Благоустройство» в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 4000 рублей. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковые требования заместителя Аткарского межрайонного прокурора, предъявленные в интересах неопределённого круга лиц, удовлетворить частично. Возложить на Муниципальное унитарное казённое предприятие «Благоустройство» обязанность в срок не позднее 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести очистку от снега и талых вод: - дорожного полотна по улице Льва Толстого (пересечение с улицей Чернышевского) города Аткарска <адрес>; - дорожного полотна по <адрес>; - дорожного полотна по улице Советская (от улицы Революционная до улицы Ленина) города Аткарска <адрес>; - дорожного полотна по улице Чернышевского (пересечение с улицей 1-ая Родниковская) города Аткарска <адрес>; - дорожного полотна по улице Красноармейская города Аткарска <адрес>. В удовлетворении исковых требований заместителя Аткарского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования город Аткарск Аткарского муниципального района <адрес> отказать. Взыскать с Муниципального унитарного казённого предприятия «Благоустройство» в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 4000 рублей. Отложить составление мотивированного решения суда на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела, а именно до ДД.ММ.ГГГГ. Принятое по делу решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда посредством принесения апелляционного представления прокурором и подачи апелляционной жалобы иными лицами, участвующими в деле, через Аткарский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (составления мотивированного решения). Председательствующий судья Д.Г. Елтарёв Решение суда в окончательной форме (мотивированное решение) составлено ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий судья Д.Г. Елтарёв