Дело № 2-151/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 апреля 2012 года город Аткарск Аткарский городской суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Васильевой С.В. при секретаре судебного заседания Коноваловой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Аткарске 12 апреля 2012 года гражданское дело по иску Филимонова Владимира Борисовича к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Аткарском районе Саратовской области о признании незаконным решения комиссии по пенсионным вопросам, об обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периодов нахождения в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации и службы в рядах Вооруженных Сил СССР и признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельности, установил: Филимонов В.Б. обратился в Аткарский городской суд Саратовской области с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Аткарском районе Саратовской области о признании незаконным решения комиссии по пенсионным вопросам, об обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периодов нахождения в учебных отпусках, периода службы в рядах Вооруженных Сил СССР, и признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельности. Исковые требования обоснованы Филимоновым В.Б. тем, что 30 ноября 2011 года он обратился в УПФ РФ в Аткарском районе Саратовской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Однако решением комиссии по пенсионным вопросам УПФР в Аткарском районе Саратовской области № 152 от 09.12.2011 года исключены из специального стажа периоды нахождения в учебных отпусках с 01.06.1989 года по 01.07.1989 года (1 месяц), с 01.06.1990 года по 30.06.1990 года (1 месяц), с 01.01.1991 года по 15.01.1991 года г.(15 дней), с 02.01.1992 года по 15.01.1992 года (14 дней), с 23.03.1992 года по 11.04.1992 года.(18 дней). Период службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 2.05.1977 года по 18.05.1979 года (2 года 6 дней), для зачета в льготный стаж Пенсионным Фондом не рассматривался. Включено в специальный стаж 24 года 08 месяцев 21 день. С вышеназванным решением комиссии он не согласен, поскольку Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Из пп. «г» пункта 1 указанного выше Положения следует, что учителям в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Силах СССР. В период с 12.05.1977 года по 18.05.1979 года (2 года 6 дней) он служил в рядах Вооруженных сил СССР. Следовательно, на момент обращения в Пенсионный фонд его стаж составлял более 26 лет. В спорные периоды действовало указанное выше Постановление от 1959 года. Следовательно, эти периоды должны быть включены в специальный стаж. Также он обучался в Саратовском государственном педагогическом институте в период работы, поэтому полагает, что нахождение в учебных отпусках также подлежат включению в льготный стаж, в этот период времени с ним трудовые отношения не прекращались, выплачивалась заработная плата и перечислялись взносы в Пенсионный фонд. Просит признать незаконным решение комиссии по пенсионным вопросам УПФР в Аткарском районе Саратовской области №152 от 9.12.2011 года и обязать УПФР в Аткарском районе Саратовской области включить в льготный стаж периоды нахождения в учебных отпусках с 01.06.1989 года по 01.07.1989 года (1 месяц), с 01.06.1990 года по 30.06.1990 года (1 месяц), с 01.01.1991 года по 15.01.1991 года г.(15 дней), с 02.01.1992 года по 15.01.1992 года (14 дней), с 23.03.1992 года по 11.04.1992 года.(18 дней), период службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 2.05.1977 года по 18.05.1979 года (2 года 6 дней); признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с 30.11.2011 года (с момента обращения в Пенсионный фонд). 4.04.2012 года истец Филимонов В.Б., воспользовавшись правом, предоставленным статьей 39 ГПК РФ, дополнил исковые требования, просил включить в льготный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 16.02.2006 года по 4.03.2006 года. В судебном заседании истец Филимонов В.Б. и его представитель по доверенности Евдошенко Т.В. исковые требования поддержали, при этом Филимонов В.Б. пояснил, что с 12.05.1977 года по 18.05.1979 года он служил в рядах Вооруженных Сил СССР. 4 ноября 1986 года он устроился на работу в Муммовскую среднюю школу сначала военным руководителем, а с 31 августа 1988 года учителем физкультуры. В период работы он учился в СГПИ и находился в учебных отпусках с 01.06.1989 года по 01.07.1989 года, с 01.06.1990 года по 30.06.1990 года, с 01.01.1991 года по 15.01.1991 года, с 02.01.1992 года по 15.01.1992 года, с 23.03.1992 года по 11.04.1992 года. В период с 16.02.2006 года по 4.03.2006 года он находился на курсах повышения квалификации. 30.11.2011 года он обратился в УПФР с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, но решением комиссии по пенсионным вопросам № 152 от 09.12.2011 года в назначении досрочной трудовой пенсии ему было отказано, при этом из его специального трудового стажа был исключен период нахождения на курсах повышения квалификации, учебных отпусках, а вопрос о зачете в специальный стаж службы в армии, вообще, не рассматривался. Такое решение ответчика считает незаконным, поскольку в соответствии с ранее действовавшими нормативными правовыми актами периоды нахождения на курсах повышения квалификации, учебных отпусках, военной службы включались в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. Представитель ответчика – ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Аткарском районе Саратовской области Хомутова О.В., действующая по доверенности, исковые требования не признала, просила в иске отказать, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, при этом пояснила, что Филимонову В.Б. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием по состоянию на 30.11.2011 года требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. По состоянию на 30.11.2011 года стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, составлял 24 года 08 месяцев 21 день. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 16.02.2006 года по 4.03.2006 года, время нахождения в учебных отпусках с 01.06.1989 года по 01.07.1989 года, с 01.06.1990 года по 30.06.1990 года, с 01.01.1991 года по 15.01.1991 года, с 02.01.1992 года по 15.01.1992 года, с 23.03.1992 года по 11.04.1992 года, не были засчитаны в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как включение указанных периодов в этот стаж не предусмотрено ни Постановлением от 22.09.1999 года № 1067, ни Правилами от 29.10.2001 года № 781, ни Правилами от 11.07.2002 года № 516. В соответствии с пунктом 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 названного Положения (период прохождения военной службы), засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением от 17.12.1959 г. № 1397, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Следовательно, что для включения указанных периодов в соответствующий стаж требуется наличие не менее 2/3 стажа, который выработан в соответствии с Постановлением 1959 года и требуется указанным Постановлением. Исходя из изложенного, следует, что спорный период (период прохождения военной службы) мог быть включен в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет, при наступлении права на пенсию по выслуге лет в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 г. и при наличии у истца не менее 2/3 стажа, требуемого указанным Постановлением. Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П установлено, что применяется порядок исчисления и подтверждения стажа, в том числе, на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Поскольку до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» действовал Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» и, соответственно, Списки 1991 и 1999 годов, то указанные нормативные акты и подлежат применению. Список 1959 года не Выслушав объяснения сторон, исследовав путем оглашения в судебном заседании письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, а также документы пенсионного дела (отказного) Филимонова В.Б. и оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, суд в процессе рассмотрения дела установил следующие обстоятельства. Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. В силу пп.19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 вышеуказанного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Аналогичные нормы содержались в статье 80 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также пунктах 1 и 6 Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», принятого во исполнение статьи 58 Закона СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях». При оценке пенсионных прав граждан применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу вышеназванного Федерального закона (п.9 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силу закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также – в случае необходимости – предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Трудовая книжка Филимонова В.Б. и справка Минобороны РФ подтверждают, что в период с 12.05.1977 года по 18.05.1979 года он проходил службу в рядах Советской Армии По смыслу норм подпункта 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 25.07.2002 № 116-ФЗ) и статьи 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 27 января 1995 г. № 10-ФЗ), действовавшего до 31 декабря 2001 года, период прохождения военной службы действительно засчитывается в общий страховой (ранее трудовой) стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности. При этом, из содержания пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 319-ФЗ) списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 этой статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Статья 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Закона РФ от 15 января 1993 г. № 4297-1) также предусматривала, что списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учётом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации. Ныне действующие Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 г. № 449), а также ранее действовавшие Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067, и Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 953) не содержат и не содержали норм, регулирующих включение периода прохождения военной службы по призыву в стаж педагогической работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Однако, подпункт «г» пункта 1 и пункт 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, действовавшего, в том числе, в период с 1977 по 1979 годы, предусматривали, что учителям в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооружённых Сил СССР, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию. Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации в их системном истолковании предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. № 320-О указал, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права. Согласно вышеназванного Постановлению Конституционного Суда РФ также признано конституционным производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретенных гражданином до 1 января 2002 года, по нормам ранее действовавшего законодательства. При этом Конституционный Суд РФ не говорит о применении только законодательства Российской Федерации, а позволяет применять нормы, регулирующие пенсионные правоотношения, изданные во время существования СССР. В период прохождения Филимоновым В.Б. военной службы действовало утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, а период военной службы истца относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Поэтому, вышеназванный период прохождения истцом военной службы подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения на это права, при том, что как установлено в судебном заседании с 4 ноября 1986 года и по настоящее время Филимонов В.Б. занимается именно педагогической деятельностью. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного истцу в соответствии со статьёй 39 Конституции Российской Федерации, что не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Следовательно, период прохождения военной службы – с 12.05.1977 года по 18.05.1979 года должен быть включен в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением УПФр в Аткарском районе Саратовской области № 152 от 9 декабря 2011 года Филимонову В.Б. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости (л.д.12). Основанием принятия такого решения, как усматривается из этого документа, а также из Протокола заседания Комиссии УПФР по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 438 от 9.12.2011 года (л.д.13-15), послужило отсутствие требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при том, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 16.02.2006 года по 4.03.2006 года, а также время нахождения в учебных отпусках с 01.06.1989 года по 01.07.1989 года, с 01.06.1990 года по 30.06.1990 года, с 01.01.1991 года по 15.01.1991 года, с 02.01.1992 года по 15.01.1992 года, с 23.03.1992 года по 11.04.1992 года в специальный трудовой стаж пенсионным органом не включены. Истец считает незаконным решение пенсионного органа об исключении из стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периодов нахождения на курсах повышения квалификации и времени нахождения в учебных отпусках, указанных в исковом заявлении и дополнении к нему. Суд соглашается с доводами истца по следующим основаниям. Согласно статье 39 (часть 1) Конституции РФ – каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Трудовым кодексом РФ предусмотрено право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации (статьи 21, 197). В силу статьи187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Истец находился на курсах повышения квалификации с 16.02.2006 года по 4.03.2006 года, В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Стороной ответчика не оспаривалось то обстоятельство, что за этот период за истцом сохранялся средний заработок и производились отчисления в пенсионный фонд. Следовательно, период нахождения работника на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Согласно сведениям пенсионного дела № 206 (отказное), Филимонов В.Б. в период работы в Муммовской средней школе обучался в Саратовском государственном педагогическом институте. В спорные периоды истцу по месту работы предоставлялись дополнительные отпуска в периоды с 01.06.1989 года по 01.07.1989 года, с 01.06.1990 года по 30.06.1990 года, с 01.01.1991 года по 15.01.1991 года, с 02.01.1992 года по 15.01.1992 года, с 23.03.1992 года по 11.04.1992 года с сохранением средней заработной платы. Следовательно, периоды нахождения Филимонова В.Б. в дополнительных учебных отпусках с 01.06.1989 года по 01.07.1989 года, с 01.06.1990 года по 30.06.1990 года, с 01.01.1991 года по 15.01.1991 года, с 02.01.1992 года по 15.01.1992 года, с 23.03.1992 года по 11.04.1992 года, подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Как усматривается из пенсионного дела (отказного) № 206, Филимонову В.Б. отказано в назначении досрочной пенсии из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа педагогической деятельности, при этом, подсчитан специальный стаж, который по состоянию на 30.11.2011года составлял 24 года 08 месяцев 21 день. Между тем, по состоянию на 30.11.2011 года имелись все предусмотренные законом условия для назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, так как стаж педагогической деятельности Филимонова В.Б., с учетом включения в него периода нахождения на курсах повышения квалификации и времени нахождения в учебных отпусках, а также периода службы в рядах Вооруженных Сил СССР на момент обращения за назначением пенсии составлял более 25 лет, а поэтому решение пенсионного органа об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости истцу, суд признает незаконным. Из содержания статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Филимонов В.Б. обратился с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии 30.11.2011 года, предоставив все необходимые документы, что стороной ответчика не оспаривалось. При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Филимонова В.Б. обоснованными и подлежащими удовлетворению. Досрочная трудовая пенсия по старости подлежит назначению Филимонову В.Б. с 30 ноября 2011 года. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Филимонова ФИО11 удовлетворить. Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 152 от 9.12.2011 года Управления Пенсионного фонда РФ в Аткарском районе Саратовской области об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Филимонову ФИО9 и обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Аткарском районе Саратовской области включить Филимонову Владимиру Борисовичу в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периоды нахождения в учебных отпусках с 01.06.1989 года по 01.07.1989 года, с 01.06.1990 года по 30.06.1990 года, с 01.01.1991 года по 15.01.1991 года, с 02.01.1992 года по 15.01.1992 года, с 23.03.1992 года по 11.04.1992 года, службы в рядах Вооруженных Сил СССР со 2.05.1977 года по 18.05.1979 года, нахождения на курсах повышения квалификации с 16.02.2006 года по 4.03.2006 года. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Аткарском районе Саратовской области назначить Филимонову ФИО10 пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 30 ноября 2011 года. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда путем подачи апелляционной жалобы лицами, участвующими в деле, через Аткарский городской суд Саратовской области в течение месяца дней со дня, следующего за днем принятия решения судом в окончательной форме (составления мотивированного решения). Председательствующий судья: С.В.Васильева Мотивированное решение составлено 17 апреля 2012 года. Председательствующий судья С.В. Васильева
применялся на территории РФ с 1 октября 1993 года в соответствии с признанием его утратившим силу постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953.