о взыскании денежных средств в счёт возврата субсидий на организацию собственного дела и создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан



<данные изъяты> Дело № 2-264/2012

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 мая 2012 года город Аткарск

Аткарский городской суд Саратовской области в составе:

Председательствующего судьи Елтарёва ФИО6,

при составлении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Лысовой ФИО7,

с участием:

представителя истца - Государственного казённого учреждения Саратовской области «Центр занятости населения города Аткарска» - директора Государственного казённого учреждения Саратовской области «Центр занятости населения города Аткарска» Костенко ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке заочного производства в городе Аткарск 11 мая 2012 года гражданское дело по иску Государственного казённого учреждения Саратовской области «Центр занятости населения города Аткарска» о взыскании с Гордеева ФИО9 117600 рублей в счёт возврата субсидий на организацию собственного дела и создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, предоставленных Гордееву ФИО10 по договору от 16 ноября 2010 года,

установил:

Государственное казённое учреждение Саратовской области «Центр занятости населения города Аткарска» (далее по тексту - истец, учреждение, ГКУ СО «ЦЗН») обратилось в Аткарский городской суд Саратовской области с иском о взыскании с Гордеева ФИО11 (далее по тексту - ответчик) 117600 рублей в счёт возврата субсидий на организацию собственного дела и создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, предоставленных Гордееву ФИО12 по договору от 16 ноября 2010 года.

Требование, сформулированное в просительной части искового заявления, обосновано ГКУ СО «Центр занятости населения города Аткарска» тем, что 3 августа 2010 года Гордеев А.А. обратился в Государственное учреждение Центр занятости населения города Аткарска (далее по тексту - ГУ ЦЗН) с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы и был признан безработным с одновременным назначением пособия по безработице. 11 ноября 2010 года Гордеев А.А. обратился с заявлением о предоставлении ему субсидии на организацию собственного дела и создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан (далее по тексту - субсидия). После представления бизнес - плана и решения комиссии о предоставлении Гордееву А.А. субсидии, с ним 16 ноября 2010 года был заключён договор о её предоставлении. Согласно пункту 2.1.1 договора, Гордеев А.А. обязан в течение десяти дней со дня подписания договора представить в ГУ ЦЗН свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а ГУ ЦЗН в соответствии с пунктом 2.2 договора обязано в течение тридцати календарных дней со дня предоставления Гордеевым А.А. такого свидетельства выплатить ему субсидию на организацию собственного дела в сумме 58800 рублей, а также субсидию за одно дополнительное место для трудоустройства безработных граждан в сумме 58800 рублей. 2 декабря 2010 года Гордеев А.А. представил упомянутое выше свидетельство, и 16 декабря 2010 года ГУ ЦЗН перечислило 117600 рублей на его счёт в отделении Сбербанка России. Гордеев А.А. был обязан за десять дней до окончания срока действия договора представить ГУ ЦЗН документы, перечисленные в пункте 2.1.6 договора. 9 ноября 2011 года Гордееву А.А. было направлено письмо с предложением или представить документы или возвратить субсидию. Однако, Гордеев А.А. до сих пор документы не предоставил и деньги не возвратил.

В судебном заседании представитель истца - Государственного казённого учреждения Саратовской области «Центр занятости населения города Аткарска» - Костенко ФИО13 исковые требования поддержала и пояснила, что ГКУ СО «ЦЗН» образовано путём изменения типа существовавшего ранее ГУ ЦЗН. 3 августа 2010 года Гордеев А.А. обратился в ГУ ЦЗН, был признан безработным и ему было назначено пособие по безработице. 11 ноября 2010 года Гордеев А.А. обратился в ГУ ЦЗН с заявлением о предоставлении ему субсидии на организацию собственного дела и создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, после чего представил необходимые для этого документы. 16 ноября 2010 года с Гордеевым А.А. был заключён договор о предоставлении субсидий, согласно которому на его счёт в отделении Сбербанка России было перечислено 117600 рублей. По условиям договора, за десять дней до окончания срока его действия, который приходился на 16 ноября 2011 года, Гордеев А.А. был обязан представить ГУ ЦЗН документы, перечисленные в пункте 2.1.6 договора, а именно: копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданной не позднее одного месяца до окончания срока действия договора; акт о выполнении условий договора о предоставлении субсидии; копии платёжных документов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды; в случае неоднократного приёма безработных граждан, зарегистрированных в ГУ ЦЗН, на дополнительно созданные рабочие места - копии приказов о приёме на работу и об их увольнении, копии трудовых договоров, справки из органов службы занятости населения, подтверждающие статус безработных граждан на момент трудоустройства на дополнительно созданные рабочие места. Эта обязанность Гордеевым А.А. не исполнена, рабочее место для трудоустройства безработного он не создал. В этой связи 9 ноября 2011 года Гордееву А.А. было направлено письмо с предложением возвратить субсидии. Однако, ответчик до настоящего времени документы не представил и субсидии не возвратил.

Ответчик Гордеев ФИО14, не просивший рассмотреть дело в его отсутствие, надлежаще извещённый о месте, дате и времени судебного разбирательства, предмете и основаниях исковых требований, в судебное заседание не явился. Сведений о причинах неявки, доказательств уважительности этих причин, а также возражений относительно заявленных истцом требований ответчик заблаговременно суду не представил.

При таком положении неявка Гордеева А.А. не препятствует судебному разбирательству и, основываясь на нормах части 4 статьи 167 и части 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), суд определил рассмотреть гражданское дело в порядке заочного производства в отсутствие ответчика (л.д.54).

Изучив исковое заявление, выслушав объяснения представителя истца - ГКУ СО «ЦЗН» - Костенко В.В., исследовав посредством оглашения в судебном заседании письменные доказательства, оценив их в совокупности по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, достоверности и допустимости, руководствуясь законом и совестью, суд в процессе разбирательства гражданского дела установил нижеследующие обстоятельства.

Исполняя процессуальную функцию, предусмотренную частью 1 статьи 196 ГПК РФ, определяя правоотношения сторон спора и законы, подлежащие применению, суд установил, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 г. № 365-ФЗ) оказание в соответствии с законодательством о занятости населения такой государственной услуги, как содействие самозанятости безработных граждан, отнесено к полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда субъектов Российской Федерации» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) рекомендовано представлять до 15 декабря соответствующего года в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации региональные программы, утвержденные в установленном порядке и предусматривающие дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъекта Российской Федерации, в очередном финансовом году.

Применительно к изложенному, Постановлением Правительства Саратовской области от 15 декабря 2009 г. № 622-П «О дополнительных мерах, направленных на снижение напряжённости на рынке труда Саратовской области, на 2010 год» была утверждена областная целевая программа «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряжённости на рынке труда Саратовской области, на 2010 год», частью тринадцатой подраздела 3.4 которой предусмотрено, что механизм оказания содействия самозанятости безработных граждан и стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан будет отражён в положении, утверждённом постановлением Правительства Саратовской области.

Постановлением Правительства Саратовской области от 25 мая 2010 г. № 186-П было утверждено Положение о предоставлении субсидии из областного бюджета на возмещение затрат безработных граждан, связанных с реализацией дополнительного мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан (далее по тексту - Положение), которое устанавливает цели, условия предоставления и возврата субсидий в соответствии с Законом Саратовской области «Об областном бюджете на 2010 год» безработным гражданам, имеющим право на получение субсидии из областного бюджета на возмещение затрат, связанных с реализацией дополнительного мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

Пунктом 3 Положения предусматривалось, что субсидии предоставляются безработным гражданам на открытие собственного дела и безработным гражданам, открывшим собственное дело, на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

К безработным гражданам - получателям субсидии были отнесены граждане, признанные в установленном порядке безработными, достигшие на дату подачи заявления о предоставлении субсидии на организацию собственного дела восемнадцатилетнего возраста и желающие организовать собственное дело (пункт 5 Положения).

3 августа 2010 года Гордеев А.А. обратился в ГУ ЦЗН с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы (л.д.29).

Приказом ГУ ЦЗН от 12 августа 2010 г. Гордеев А.А. был признан безработным с 3 августа 2010 года (л.д.30).

Приказом ГУ ЦЗН от 12 августа 2010 г. Гордееву А.А. с 3 августа 2010 года было назначено пособие по безработице (л.д.31).

Таким образом, являясь лицом, достигшим возраста 18 лет, признанным безработным в установленном законом порядке (пункт 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ), Гордеев А.А. имел право претендовать на получение субсидии.

Это право реализовано ответчиком посредством подачи 11 ноября 2010 года в порядке, предусмотренном пунктом 7 Положения, заявления в ГУ ЦЗН о предоставлении субсидии на организацию собственного дела в сумме 58800 рублей и субсидии на создание одного дополнительного рабочего места в сумме 58800 рублей (л.д.32).

16 ноября 2010 года ГУ ЦЗН с Гордеевым А.А. был заключён договор за (далее по тексту - договор о предоставлении субсидии), по которому ГУ ЦЗН обязалось предоставить безработному Гордееву А.А. субсидию на организацию собственного дела (58800 рублей) и создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в соответствии с бизнес - планом (58800 рублей) (пункты 1.1, 2.2), а Гордеев А.А. обязался организовать собственное дело и создать дополнительные рабочие места для трудоустройства безработных граждан, в том числе за счёт субсидии, предоставленной ГУ ЦЗН, а также создать одно дополнительное рабочее место для трудоустройства безработных граждан на срок не менее 12 месяцев и представить в ГУ ЦЗН копию приказа о создании дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, заниматься собственным делом не менее 12 месяцев с момента подписания договора (пункт 1.2, подпункты 2.1.2 и 2.1.4 пункта 2.1) (л.д.33-36).

23 ноября 2010 года Гордеев А.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства (свидетельство о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства серии ) (л.д.37).

Приказом ГУ ЦЗН от 2 декабря 2010 г. принято решение о предоставлении безработному Гордееву А.А. в целях содействия его самозанятости финансовой помощи в размере 117600 рублей (л.д.38).

На основании вышеуказанного приказа 16 декабря 2010 года ГУ ЦЗН перечислило на счёт Гордеева А.А. в Аткарском отделении Сбербанка России денежную сумму в размере 117600 рублей (платёжное поручение от 16 декабря 2010 г. ) (л.д.39).

Таким образом, ГУ ЦЗН исполнило свои обязательства перед Гордеевым А.А., принятые по договору о предоставлении субсидии от 16 ноября 2011 года, в порядке, предусмотренном пунктом 13 Положения.

Согласно подпункту 2.1.6 пункта 2.1 договора о предоставлении субсидии, соответствующему пунктам 17 и 18 Положения, Гордеев А.А. обязался за 10 дней до истечения срока действия договора представить в ГУ ЦЗН: копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданной не позднее одного месяца до окончания срока действия договора; акт о выполнении условий договора о предоставлении субсидии гражданину на организацию собственного дела и создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан; копии платежных документов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды; в случае неоднократного приёма безработных граждан, зарегистрированных в ГУ ЦЗН, на дополнительно созданные рабочие места - копии приказов о приеме на работу и об их увольнении, копии трудовых договоров, справки из органов службы занятости населения, подтверждающие статус безработных граждан на момент трудоустройства на дополнительно созданные рабочие места.

Пунктом 10 Положения предусмотрено, что договор о предоставлении субсидии заключается сроком на 12 месяцев.

В соответствии с пунктом 4.1 договора о предоставлении субсидии, он вступает в силу со дня его подписания и действует на период, в течение которого гражданин обязуется заниматься предпринимательской деятельностью, то есть 12 месяцев (подпункт 2.1.4 пункта 2.1).

Следовательно, обязанность, предусмотренная подпунктом 2.1.6 пункта 2.1 договора о предоставлении субсидии, должна была быть исполнена Гордеевым А.А. не позднее 6 ноября 2011 года.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства Саратовской области от 29 ноября 2010 г. № 598-П «О создании государственных казённых учреждений Саратовской области», было принято решение о создании с 1 января 2012 года Государственного казённого учреждения Саратовской области «Центр занятости населения города Аткарска» путём изменения типа существовавшего Государственного учреждения Центр занятости населения города Аткарска, то есть переименования (позиция 92 Приложения), что зафиксировано также в пункте 11 Устава Государственного казённого учреждения Саратовской области «Центр занятости населения города Аткарска» (л.д.7-14).

Из искового заявления и объяснений представителя истца, не доверять которым у суда нет оснований, установлено, что документы, предусмотренные подпунктом 2.1.6 пункта 2.1 договора о предоставлении субсидии, Гордеев А.А. в установленный договором и Положением срок в ГУ ЦЗН не представил.

В соответствии с правилами, установленными статьёй 56 ГПК РФ, каждая сторона спора должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений.

Однако, доказательств, опровергающих доводы истца о нарушении условий договора и подтверждающих надлежащее исполнение принятых по нему обязательств, стороной ответчика суду не представлено.

При таком положении суд признаёт доказанным факт неисполнения (нарушения) ответчиком обязанности, предусмотренной пунктом 2.1.6 договора о предоставлении субсидии, а именно то, что он не представил перечисленные в этом пункте документы, необходимые для подтверждения целевого использования субсидии.

Согласно пункту 25 Положения, в случае нарушения безработным гражданином условий предоставления субсидии, предусмотренных Положением, субсидия подлежит возврату на лицевой счёт ГУ ЦЗН.

Пунктом 3.2 договора о предоставлении субсидии предусмотрено, что субсидия подлежит возврату в полном объёме, в том числе, в случае непредоставления в ГУ ЦЗН за 10 дней до истечения срока действия договора копии выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданной не позднее одного месяца до окончания срока действия договора.

9 ноября 2011 года ГУ ЦЗН регистрируемым почтовым отправлением направило Гордееву А.А. уведомление о неисполнении обязанности, предусмотренной пунктом 2.1.6 договора, содержащее требование о возврате субсидии в сумме 117600 рублей в течение четырнадцати рабочих дней (л.д.40).

От получения упомянутого уведомления Гордеев А.А. уклонился, в связи с чем оно по истечении срока хранения было возвращено ГУ ЦЗН оператором почтовой связи (л.д.41).

В судебном заседании представитель истца пояснил, что обязанность, предусмотренной пунктом 2.1.6 договора о предоставлении субсидии, Гордеевым А.А. до настоящего времени не исполнена, субсидия не возвращена.

При таком положении, учитывая нашедшее подтверждение неисполнение ответчиком существенных условий договора, связанных с подтверждением целевого использования субсидии, то есть нарушения предусмотренных Положением условий предоставления субсидии, исковые требования ГКУ СО «ЦЗН» суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

ГКУ СО «ЦЗН» в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) при подаче искового заявления было освобождено от уплаты государственной пошлины.

Решение принимается судом не в пользу ответчика.

Поэтому, с учётом положений части 2 статьи 88 ГПК РФ в её взаимосвязи с подпунктом 2 пункта 2 статьи 333.17 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, с Гордеева А.А. в доход федерального бюджета Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3552 рубля.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 233 - 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Государственного казённого учреждения Саратовской области «Центр занятости населения города Аткарска» удовлетворить.

Взыскать с Гордеева ФИО15 в пользу Государственного казённого учреждения Саратовской области «Центр занятости населения города Аткарска» 117600 (сто семнадцать тысяч шестьсот) рублей в счёт возврата субсидий на организацию собственного дела и создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, предоставленных Гордееву ФИО16 по договору от 16 ноября 2010 года.

Взыскать с Гордеева ФИО17 в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 3552 (три тысячи пятьсот пятьдесят два) рубля.

Отложить составление мотивированного заочного решения суда на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела, а именно до 16 мая 2012 года.

Ответчик Гордеев ФИО18 вправе подать в Аткарский городской суд Саратовской области заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения суда.

Принятое по делу заочное решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда посредством подачи апелляционной жалобы лицами, участвующими в деле, через Аткарский городской суд Саратовской области в течение месяца со дня, следующего за днём принятия заочного решения судом в окончательной форме (составления мотивированного заочного решения), и по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий судья Д.Г. Елтарёв

Заочное решение суда в окончательной форме (мотивированное заочное решение) составлено 16 мая 2012 года.

Председательствующий судья Д.Г. Елтарёв