№2-26/2012 решение по иску Закировой Ф.А. к ГОУ НПО `ПУ 96` о признании акта о несчастном случае на производстве незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Аскино 16 января 2012 года

Аскинский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Гадиева И.С.,

при секретаре Гайнановой Н.З.,

с участием истца Закировой Ф.А.,

директора ГОУ НПО ПУ-96 ФИО18,

представителя Государственной инспекции труда РБ ФИО19,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Закировой <данные изъяты>

к Государственному образовательному учреждению начального профессионального образования «Профессиональное училище №96»

и Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан

об обязании ответчиков выдать ей акт о несчастном случае по форме Н-1 по факту гибели на рабочем месте мужа ФИО15 с обязательным внесением записи о том, что несчастный случай связан с производством

установил :

Закирова Ф.А. обратилась в Аскинский районный суд РБ с исковым заявлением с требованием обязать ГОУ НПО ПУ №96 и Государственную инспекцию труда в РБ выдать ей акт о несчастном случае по форме Н-1 по факту гибели на рабочем месте мужа ФИО15 с обязательным внесением записи о том, что несчастный случай связан с производством. В обоснование иска указывается, что ДД.ММ.ГГГГ в ГОУ НПО ПУ №96 в с.Аскино с ее мужем ФИО15, который работал в ПУ-96 мастером производственного обучения и по совместительству истопником, случился несчастный случай, он умер в рабочее время, на рабочем месте при выполнении своих трудовых обязанностей. При этом на ишемическую болезнь сердца повлияла высокая температура, на должности истопника инструктаж ФИО15 не прошел, в бане отсутствует вентиляция, на учете в больнице не состоял. Акт о несчастном случае на производстве от ДД.ММ.ГГГГ нарушает ее конституционные права, связанные с получением ее семьей компенсации от предприятия и реализации прав, предусмотренных Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

В судебном заседании истица Закирова Ф.А. свои требования поддержала по изложенным в исковом заявлении мотивам, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ ей сообщили о смерти мужа, она пришла на территорию ГОУ НПО ПУ-96, где в бане увидела труп своего мужа, который был уже остывшим. Ее муж лежал на спине внутри бани, одежды на нем не было, в бане был неприятный запах, который не может описать. Считает, что его смерть могла наступить из-за высокой температуры в бане, что могло способствовать сердечному приступу.

Представитель ответчика ГОУ НПО ПУ №96 ФИО18 исковые требования Закировой Ф.А. не признал, просил отказать в удовлетворении иска, указывая, что по факту несчастного случая созданной комиссией проведена проверка, по результатам которой составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия пришла к выводу о том, что несчастный случай с ФИО15 не связан с производством, учету и регистрации в организации, где работал умерший, не подлежит. По обстоятельствам дела пояснил, что ФИО15 длительное время работал в их организации мастером производственного обучения, на отопительный сезон ДД.ММ.ГГГГ. он был по совместительству назначен истопником бани, в которой моются учащиеся ПУ-96, когда не уезжают домой. Он не помнит, может быть ФИО15 исполнял функции истопника еще и в отопительном сезоне ДД.ММ.ГГГГ.г. ДД.ММ.ГГГГ с утра было принято решение о том, что в этот день необходимо затопить баню для учащихся, поскольку многие учащиеся не разъехались по домам из-за весенней распутицы. В момент несчастного случая его самого не было, но по обстоятельствам дела получается, что баня была затоплена около 14 час., учащиеся закончили помывку после 16 час., после чего ФИО15 нужды находиться в бане не было, однако оказалось, что после 18 час. он зашел в баню чтобы помыться и внутри бани умер. По заключению эксперта его смерть произошла из-за сердечной болезни, обстоятельств, способствовавших наступлению смерти не имеется, в бане угарный запах быть не мог, так как у них стоит специальная конструкция печи, при затопке которой можно сразу мыться. Кроме того, как выяснилось, ФИО15 находился в состоянии опьянения. Считает, что ФИО15 на момент смерти не исполнял обязанности истопника, его смерть произошла из-за имеющегося заболевания, в связи с чем оснований для удовлетворения иска не имеется.

Представитель ответчика Государственной инспекции труда РБ ФИО19 исковые требования Закировой Ф.А. не признал, просил отказать в удовлетворении иска, указывая, что по решению Аскинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию ГОУ НПО ПУ-96 возложена обязанность создать комиссию в составе, предусмотренном ст.229 Трудового кодекса РФ, для расследования несчастного случая, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ с работником ФИО15, в связи с чем материалы первоначального расследования признаны незаконными. Вновь образованная комиссия, произведя расследование несчастного случая, установила, что ФИО15 в момент несчастного случая не исполнял свои трудовые обязанности истопника, не занимался уборкой помещения, а находился в бане без одежды, то есть мылся. Согласно заключения судебно-медицинского эксперта причиной несчастного случая на производстве явилась естественная смерть от ишемической болезни сердца, о том, что имеется какая-либо причинная смерть между тепловым ударом и ишемической болезнью сердца в заключении эксперта не указывается. В ходе расследования были выявлены следующие нарушения правил охраны труда: внутри бани отсутствует вентиляция, термометр, в предбаннике отсутствует инструкция по пользованию баней. Данные нарушения с учетом обстоятельств дела никак не повлияли на наступление смерти у ФИО15 Им Закировой Ф.А. разъяснялось, что при имеющемся заключении судмедэксперта, где не сказано о том, что наступлению смерти способствовала высокая температура или иные факторы, данный несчастный случай не может быть никак квалифицирован как связанный с производством.

Суд, рассмотрев исковое заявление в пределах заявленных требований, выслушав доводы сторон, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно записей в трудовой книжке ФИО15 работал в ГОУ НПО ПУ №96 мастером производственного обучения.

Согласно выписки из приказа от ДД.ММ.ГГГГ на ФИО15 по совмещению возложено исполнение обязанностей истопника на отопительный сезон ДД.ММ.ГГГГ

Согласно пояснениям представителя ответчика ФИО18 данные обязанности ФИО15 заключались в том, чтобы топить баню для учащихся ПУ №96.

Согласно свидетельства о смерти выданного ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> РБ ФИО15 умер ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ по материалу доследственной проверки г. прокуратуры <адрес> РБ установлено, что ФИО15 работал в ПУ-96 мастером, ДД.ММ.ГГГГ в субботу ФИО28 затопил баню для учащихся, которые проживают в интернате. Около 19 часов того же дня работник ПУ №96 ФИО20 обнаружил ФИО15 мертвым на полу внутри бани. Смерть ФИО15 наступила от кардиогенного шока, острого инфаркта миокарда, ишемической болезни сердца, каких-либо телесных повреждений не обнаружено. В ходе проверки причастность какого-либо лица к смерти ФИО15 не установлена, в связи с чем в возбуждении уголовного дела отказано за отсутствием события преступления.

Согласно решения Аскинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Закировой Ф.А. к ГОУ НПО ПУ-96 на администрацию ГОУ НПО ПУ-96 возложена обязанность создать комиссию в составе, предусмотренном ст.229 Трудового кодекса РФ, для расследования несчастного случая, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ с работником ФИО15.

Приказом директора ГОУ НПО ПУ-96 от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения суда создана комиссия для расследования несчастного случая, произошедшего с ФИО15

По результатам расследования, произведенного в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составлен акт, в котором указывается, что приказом директора ГОУ НПО ПУ-96 от ДД.ММ.ГГГГ мастеру производственного обучения ФИО15 возложено исполнение обязанностей истопника на отопительный сезон с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Сведений о вводном инструктаже не сохранилось, инструктаж на рабочем месте по профессии истопника не проводился, стажировка по профессии истопника не проводилась, обучение по охране труда по профессии истопника не проводилось, проверка знаний по охране труда по профессии истопника не проводилась. Несчастный случай произошел после 16 час. в бане ГОУ НПО ПУ-96 <адрес> после помывки курсантов в бане. На момент проверки в бане отсутствовал термометр, инструкция для пользования баней. ФИО15 на момент обнаружения без одежды, на теле ожогов и физических травм не обнаружено. Естественной вентиляции в бане нет. Температура в бане на момент обнаружения ФИО15 по словам свидетелей была высокой. Также в ходе расследования установлено, что ДД.ММ.ГГГГ комендант общежития ФИО21 подала заявку на истопку бани, заместитель директора по АХЧ ФИО22 в 13-14 час. дал задание ФИО15 истопить баню. После 14 час. ФИО15 баню затопил, в 16 час. ученики помылись. Около 19 час. в бане был обнаружен труп ФИО23 В акте указывается, что причиной несчастного случая является естественная смерть от ишемической болезни сердца, диффузионный кардиосклероз, ОИМ, развившийся как осложнение прижизненного заболевания. Ответственных лиц за допущенные нарушения нормативных актов, явившихся причинами несчастного случая, не имеется. По результатам расследования сделаны выводы о том, что несчастный случай с ФИО15 произошел на территории ГОУ НПО ПУ №96 вследствие резкого ухудшения состояния здоровья от ишемической болезни сердца, ОИМ, развившейся как осложнение прижизненного заболевания; в момент несчастного случая ФИО15 не был связан с производственной деятельностью предприятия, нахождение его на месте происшествия не связано с исполнением трудовых обязанностей; данный несчастный случай квалифицируется как несчастный случай, не связанный с производством.

Из приложенного к акту расследования протокола осмотра места несчастного случая от ДД.ММ.ГГГГ, протоколов опроса ФИО24, ФИО22, ФИО25 следуют обстоятельства, изложенные выше в акте расследования.

Из заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ следует о том, что эксперту было известно о том, что труп ФИО15 был обнаружен ДД.ММ.ГГГГ в бане на территории ПУ-96. При судебно-медицинской экспертизе трупа ФИО15 каких-либо следов телесных повреждений не обнаружено. Смерть ФИО15 наступила от ишемической болезни сердца, диффузный кардиосклероз, ОИМ, развившейся как осложнение прижизненного заболевания, что можно подтвердить следующими анатомическими признаками, отек головного мозга, отек легких, плотные отеки сосудов головного мозга и паренхиматозных органов, липоидные бляшки на интиме коронарных сосудов и интиме аорты, плотные с утолщенными краями клапаны сердца и крупных сосудов, полкрови внутренних органов, смешанные свертки крови в полостях сердца, не равномерная окраска сердечной мышцы на разрезе. Данных о причинной связи болезней, повлекших смерть ФИО15, и высокой температуры или воздействия на организм угарного газа результаты экспертизы не содержат.

Из заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в крови ФИО15 найден этиловый спирт в количестве 3,1 промилле.

Согласно медицинского свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ причиной смерти ФИО15 явились а) Кардиогенный шок; б) Острый инфаркт миокарда; в) Ишемическая болезнь сердца; в графе «прочие важные состояния, способствовавшие смерти, но не связанные с болезнью или патологическим состоянием, приведшим к ней» данные отсутствуют.

В судебном заседании свидетель ФИО24 показал, что он работал в ДД.ММ.ГГГГ оператором котельной ПУ-96. В тот день он находился на смене, ФИО15 заходил к нему около 17-18 час., был трезв, на здоровье не жаловался, сказал, что он дела закончил, пойдет домой и ушел. После этого спустя где-то 1-1,5 час. он пошел к ФИО29, при разговоре тот сказал, что у тебя вроде бы дверь предбанника открыта, он зашел в баню и увидел на полу труп человека, сперва не узнал его, впоследствии его опознала Закирова Ф.А. как своего мужа ФИО15 Труп ФИО15 был без одежды, лежал на спине, запаха дыма в бане не было, был лишь какой-то неприятный запах как в морге, в бане было жарко.

В судебном заседании свидетель ФИО25 показал, что в ДД.ММ.ГГГГ. он работал сторожем ПУ-96. В день произошедшего он заступил на смену в 17 час., около 18 час. начал производить обход территории, встретил ФИО24, сказал ему что вроде дверь предбанника открыта, он ушел посмотреть, после чего крикнул ему, что в бане лежит человек, они вместе зашли в баню и увидели, что на полу на спине лежал человек, он был без одежды, в бане было жарко, был ли запах в бане не помнит. Потом пришла Закирова Ф.А. и опознала в человеке мужа ФИО15 До произошедшего ФИО15 в тот день он не видел.

В судебном заседании свидетель ФИО26 показал, что в ДД.ММ.ГГГГ он работал старшим мастером ПУ-96, в его подчинении находились все мастера производственного обучения, в том числе и ФИО15 В тот день была суббота, они готовились к сельскохозяйственному семинар-совещанию, готовили технику, ФИО15 после обеда зашел к нему, по виду был трезв, сказал, что пойдет топить баню, время было около 16 час., хотя точно не помнит. После этого он ушел домой и ФИО15 не видел. До произошедшего ФИО15 говорил, что ему надо сходить в больницу, подлечиться, но его мол не отпускает директор ФИО18 из-за подготовки к предстоящему семинару. Что у него болит он не пояснял.

В соответствии со ст.227 Трудового кодекса РФ расследованию и учету в соответствии с настоящей главой подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя. Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), … иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли: в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни …

Согласно ст.229 ТК РФ для расследования несчастного случая работодатель незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек.

В соответствии со ст.229.2 ТК РФ при расследовании каждого несчастного случая комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя (его представителя) и по возможности объяснения от пострадавшего.

Материалы расследования несчастного случая включают среди прочих сведений медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

На основании собранных материалов расследования комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, в необходимых случаях решает вопрос о том, каким работодателем осуществляется учет несчастного случая, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.

Расследуются в установленном порядке и по решению комиссии в зависимости от конкретных обстоятельств могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством:

смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке соответственно медицинской организацией, органами следствия или судом;

смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось по заключению медицинской организации алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего, не связанное с нарушениями технологического процесса, в котором используются технические спирты, ароматические, наркотические и иные токсические вещества;

несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий (бездействия), квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние.

Совокупностью исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, в частности заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ и медицинским свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что причиной смерти ФИО15 явились кардиогенный шок; острый инфаркт миокарда; ишемическая болезнь сердца, развившиеся как осложнение прижизненного заболевания.

Доказательств того, что на наступление смерти повлияли иные внешние факторы, такие как тепловой удар, воздействие газов и иные факторы истицей в ходе судебного разбирательства не представлено, в медицинском заключении об этих фактах также не указывается, при этом эксперт до начала производства медицинского исследования был предупрежден об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, при производстве исследования производилось вскрытие трупа ФИО15 и исследование внутренних органов, однако фактов воздействия температуры, газов и иных факторов на организм ФИО15 экспертом не установлено.

На основании собранных материалов дела комиссией, производившей расследование, обоснованно сделан вывод о том, что произошедший несчастный случай не связан с производством ввиду того, что смерть наступила в результате общего заболевания.

При этом комиссией обоснованно учтены также фактические обстоятельства дела, а именно тот факт, что на момент смерти ФИО15 свои трудовые обязанности истопника не выполнял, а мылся, о чем свидетельствует его нахождение в помещении бани без одежды, находился в состоянии алкогольного опьянения.

Данных о том, что выявленные в ходе расследования нарушения, а именно не проведение инструктажа на рабочем месте, стажировки, обучения по охране труда, проверки знаний по охране труда, отсутствие в бане термометра, инструкции для пользования баней, естественной вентиляции состоят в причинно-следственной связи со смертью в ходе произведенного расследования и в ходе судебного разбирательства по делу не установлено.

При изложенных обстоятельствах оснований для квалификации несчастного случая, произошедшего на территории ГОУ НПО ПУ №96 ДД.ММ.ГГГГ с ФИО15 как несчастного случая на производстве не имеется, в связи с чем в удовлетворении исковых требований Закировой Ф.А. надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил :

Отказать в удовлетворении исковых требований Закировой <данные изъяты> с требованием обязать Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №96» и Государственную инспекцию труда в Республике Башкортостан выдать ей акт о несчастном случае по форме Н-1 по факту гибели на рабочем месте ДД.ММ.ГГГГ ее мужа ФИО15 с обязательным внесением в акт записи следующего содержания «несчастный случай ФИО15 связан с производством».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 1 месяца через Аскинский районный суд РБ.

Федеральный судья : И.С. Гадиев