РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Аскино 06 сентября 2012 года Аскинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Гадиева И.С., при секретаре Зиянгировой А.Я., с участием истца Шаяхметова Я.Р., представителя государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Аскинском районе ФИО1 по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шаяхметова Я.Р. к ГУ УПФ РФ в Аскинском районе РБ о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ по Аскинскому району РБ об отказе в назначении пенсии по старости, включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности периода службы в составе Вооруженных сил СССР ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении, обязании Управление Пенсионного фонда РФ по Аскинскому району РБ назначить досрочную трудовую пенсию по старости, установил : В Аскинский районный суд РБ с указанным исковым заявлением к государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в Аскинском районе РБ обратился Шаяхметов Я.Р. В обоснование своего иска Шаяхметов Я.Р. указывает, что он обратился в ГУ УПФ РФ в Аскинском районе РБ за назначением досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, однако решением УПФ от 21.03.2012 ему было отказано в назначении пенсии, при этом в стаж не зачтен период службы по призыву в рядах ВС СССР, в том числе период с 30.01.1980 по 30.10.1981 – период службы в составе ограниченного контингента Советских войск на территории <данные изъяты>. Считает данный отказ неправомерным, поскольку в спорный период действовало утвержденное Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, п.п. «г» п.1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Согласно п.1 п.п.а) Постановления ЦИК КПССС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 №59-27 «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента Советских войск на территории ДРА, и их семьям» военнослужащим Советской Армии и Военно-Морского флота, Комитета государственной безопасности и Министерства внутренних дел СССР, проходившим службу в составе ограниченного контингента советских войск, временно находящихся в ДРА, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии – один месяц службы за три месяца службы на территории ДРА, прослужившим установленный срок службы в этой стране. С учетом внесенных дополнений в исковое заявление просит признать решение Пенсионного фонда незаконным, включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности периоды службы в составе Вооруженных сил СССР в льготном исчислении: с 24.10.1979 по 29.01.1980 – из расчета 1 день службы за 2 дня работы по специальности, с 30.01.1980 по 30.10.1981 – один месяц службы за 3 месяца, обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента его обращения с 12.03.2012. В судебном заседании Шаяхметов Я.Р. свои исковые требования поддержал по мотивам, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что после призыва на службу в Вооруженные Силы СССР с 30.10.1979 в <адрес>-2 он проходил подготовку к службе в горячих точках, в частности планировалось его направление на <данные изъяты> на территории которой он находился с 30.01.1980 по 30.10.1981, их часть была дислоцирована в местечке <адрес>. Территорию ДРА до окончания службы он не покидал, в том числе даже не был направлен в отпуск. Во время несения службы участвовал в боевых действиях. Представитель ответчика ФИО1 исковые требования Шаяхметова Я.Р. не признала, указав, что истцу мог быть засчитан период его службы в составе Вооруженных Сил СССР в календарном исчислении при условии если бы периоду службы предшествовала и за ним следовала бы педагогическая деятельность. В данном случае оснований для удовлетворения иска не усматривает. Суд, выслушав мнение истца, представителя ГУ УПФ РФ в Аскинском районе, исследовав представленные сторонами письменные доказательства приходит к следующему. Решением № от 21.03.2012 ГУ УПФ в Аскинском районе РБ Шаяхметову Я.Р. по его заявлению от 12.03.2012 отказано в назначении трудовой пенсии по старости, причина отказа – отсутствие требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В стаж педагогической деятельности засчитано время работы истца с 22.08.1989 по 31.08.2010 в должности <данные изъяты>, данный период занятости истца на педагогической работе подтверждается также трудовой книжкой АТ-VI №, архивной справкой архивного отдела администрации МР Аскинский район РБ № от 30.01.2012, справкой МКУ Отдел образования администрации МР Аскинский район РБ № от 07.03.2012. Из решения ответчика усматривается, что в стаж педагогической деятельности истца не засчитан период с 17.09.2010 по 12.03.2012 работы в должности <данные изъяты>, в данной части решение пенсионного органа не оспаривается. Из решения также усматривается, что в стаж педагогической деятельности не засчитан период с 24.10.1979 по 30.10.1981 – период военной службы по призыву. Факт прохождения Шаяхметовым Я.Р. военной службы по призыву в рядах ВС СССР с 24.10.1979 по 30.10.1981 подтверждается военным билетом заявителя сер.НП №, не оспаривается представителем ответчика, пояснившим, что подтверждающие факт прохождения военной службы документы заявителем в пенсионный орган представлялись. Факт участия Шаяхметова Я.Р. в боевых действиях на территории ДРА с 30.01.1980 по 30.10.1981 подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ Отдела военного комиссариата РБ по Аскинскому району, бессрочным свидетельством сер.А № о праве на льготы, установленные постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 17.01.1983. Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Согласно пункту 2 статьи 27 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. В указанный спорный период времени (1979-1981г.г.) действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Период службы Шаяхметова Я.Р. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Таким образом, вышеназванный период службы Шаяхметова Я.Р. подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Доводы представителя ответчика о том, что периоды службы в армии подлежат включению в педагогический стаж только при условии осуществления до и после прохождения службы педагогической деятельности, суд считает необоснованными, поскольку Порядок зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных Силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, являющейся приложением к Инструкции, утвержденной приказом Минпроса СССР от 16.05.1985 N 94, который предусматривал данное условие, по юридической силе является ниже, чем указанное Постановление СМ СССР от 17.12.1959 №1397, в котором не предусмотрено таких условий для зачета времени службы в стаж педагогической деятельности. Кроме того, приказ Минпроса СССР от 16.05.1985 N 94 и последующие внесенные в него изменения были приняты не в спорный период времени, а после него. Льготный порядок исчисления периода прохождения гражданами военной службы по призыву установлен п. 3 ст. 10Закона Российской Федерацииот 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". В абзаце 1 пункта 3 статьи 10 Закона содержится норма о включении в стаж службы по контракту и призыву при нормальных условиях, а абзац 2 пункта 3 статьи 10 Закона "О статусе военнослужащих" предусматривает прохождение военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, которое засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет. Согласно данной норме время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы. Таким образом, учитывая, что на момент обращения Шаяхметова Я.Р. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, время военной службы истца по призыву в рядах ВС СССР с 24.10.1979 по 30.10.1981 при отсутствии иного более льготного порядка исчисления стажа работы по специальности подлежит включению в стаж работы по специальности как один день военной службы за два дня работы, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него этого права, так как он относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 17 января 1983 года N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям" военнослужащим, прослужившим установленный срок службы на территории Демократической Республики Афганистан, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии один месяц службы за три месяца службы. Пунктом 4 данного Постановления установлено, что для предоставления льготы, предусмотренной подпунктом "а" пункта 1 настоящего Постановления, периоды пребывания и участия в боевых действиях военнослужащих на территории Демократической Республики Афганистан определяются Министерством обороны СССР, Комитетом государственной безопасности СССР и Министерством внутренних дел СССР соответственно. Учитывая, что представленными истцом доказательствами подтвержден факт его участия в боевых действиях на территории Демократической Республики Афганистан с 30.01.1980 по 30.10.1981 данный период подлежит зачету в стаж работы по специальности в льготном исчислении (1 месяц службы за 3 месяца службы). Доводы, высказанные в судебном заседании представителем ГУ УПФ РФ в Аскинском районе РБ, суд считает необоснованными ввиду вышеизложенных обстоятельств. Таким образом, по состоянию на 12.03.2012 стаж педагогической деятельности Шаяхметова Я.Р. составлял 21 го<адрес> мес. 09 дней (засчитанный пенсионным органом стаж) + 6 мес. 12 дней (время службы в СА с 24.10.1979 по 29.01.1980 – в двойном исчислении) + 5 лет 3 мес. 3 дня (время службы в СА на территории ДРА с 30.01.1980 по 30.10.1981 – в тройном исчислении) = 26 лет 09 мес. 24 дня. Поскольку на момент обращения в Пенсионный фонд РФ 12.03.2012 Шаяхметов Я.Р. выработал стаж педагогической деятельности более 25 лет, суд считает, что исковые требования Шаяхметова Я.Р. об обязании ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил : Исковые требования Шаяхметова Я.Р. удовлетворить. Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в Аскинском районе Республики Башкортостан от 21 марта 2012 года N7 об отказе Шаяхметову Я.Р. в назначении трудовой пенсии по старости. Включить в специальный стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии, Шаяхметова Я.Р. периодов: - его военной службы по призыву в рядах Вооруженных сил СССР с 24 октября 1979г. по 29 января 1980г., из расчета один день военной службы за два дня работы; - его военной службы в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан с 30 января 1980г. по 30 октября 1981г., из расчета один месяц службы за три месяца службы. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Аскинском районе РБ назначить Шаяхметова Я.Р. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 12 марта 2012г. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Аскинский районный суд РБ в течение 1 месяца. Федеральный судья: подпись. Копия верна. Федеральный судья: И.С. Гадиев