Гражданское дело № 2-252/2010
Решение
именем Российской Федерации
г.Асино 29 апреля 2010 года
Асиновский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Пикина В.П.,
при секретаре Юрченко Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Январева В.В. о признании полностью недействующим постановления /администрация гор посел/ /адрес/ /номер/ от /дата/ года,
у с т а н о в и л:
Январев В.В. обратился в суд с заявлением о признании полностью недействующим постановления главы /администрация гор посел/ /номер/ от /дата/ года со дня его принятия и применении последствий признания указанного акта недействительным в виде прекращения деятельности /МУП/
В обоснование своих требований заявитель указал, что постановлением главы /администрация гор посел/ /номер/ от /дата/ года создано /МУП/ Предметом деятельности /МУП/» является сбор платежей с физических и юридических лиц за потребленные жилищно-коммунальные услуги. Из платежных документов об оплате коммунальных услуг, высылаемых в его адрес, он сделал вывод о том, что /МУП/ оказывает услуги по расчету платежей, доставке платежных документов и организации сбора платежей на основании агентских договоров, заключенных с ресурсоснабжающими организациями, а также с управляющими организациями, осуществляющими обслуживание многоквартирных домов /адрес/. Считает, что указанное постановление полностью противоречит действующему законодательству РФ, имеющего большую юридическую силу и ущемляет его права и свободы как гражданина по следующим основаниям.
В соответствии с п.16 ст.12 ЖК РФ установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к исключительной компетенции органов государственной власти РФ в области жилищных отношений, поэтому принятие по указанному вопросу нормативных правовых актов органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления не допускается.
В соответствии с ч.3 ст.154, ч.9 ст.155 ЖК РФ собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющие соответствующие виды деятельности. При этом, согласно ч.1 ст.155 ЖК РФ, п.п.б п.38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307 плата за жилое помещение вносится на основании платежных документов, в которых указываются: наименование исполнителя, номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес, номера контактных телефонов, номера факсов и адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования. Указание в платежном документе номеров банковских счетов или номеров «Транзитных счетов» иных лиц (в т.ч. расчетно-кассовых центров) законодательством РФ не предусмотрено. Оплата услуг и работ по содержанию и ремонту помещений в многоквартирном доме (дополнительные услуги), не связанных с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме, вносится в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности по отдельному платежному документу.
Согласно положениям ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, деятельность расчетно-кассовых центров не может основываться на нормативных правовых актах органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления в РФ, так как указанные действия не относятся к их компетенции и не являются вопросами местного значения.
В дальнейшем заявитель Январев В.В. уточнил свои требования, указав, что в ранее поданном заявлении следует читать «постановление /администрация гор посел/ /номер/ от /дата/ года». Данным постановлением нарушено его право на оплату коммунальных услуг теплоснабжения по 1/8 (по факту). Кроме того, данным постановлением нарушено его права, так электроснабжение ОДН рассчитывается по счетчику, находящемуся на подстанции, что не является общедомовым счетчиком, в платежном документе не указывается номер банковского счета и реквизиты исполнителя коммунальных услуг, номера контактных телефонов.
В судебном заседании заявитель Январев В.В. на требованиях заявления настаивал в полном объеме. В обоснование заявленных требований привел доводы, указанные в заявлении, дополнительно пояснил, что указанное постановление затрагивает его права, как потребителя коммунальных услуг. Он считает, что данное постановление /администрация гор посел/ был не вправе принимать, так как деятельность Единых расчетных центров является незаконной, как противоречащая действующему законодательству. На это указывает и письмо Министерства регионального развития от 02.05.2007 года № 8167/ ЮТ -07 «О внесении платы за жилые помещения, коммунальные услуги. Поэтому он считает, что постановлением /администрация гор посел/ нарушено его право на оплату услуги теплоснабжения по 1/8 (по факту), что в результате данного постановления электроснабжение ОДН рассчитывается по счетчику, находящемуся на подстанции, что не является общедомовым счетчиком, в платежном документе не указывается номер банковского счета и реквизиты исполнителя коммунальных услуг, номера контактных телефонов. Ранее он не обращался в /МУП/ а также в /УК/» с требованием о начисление ему оплату услуги теплоснабжения не по 1/12, а по 1/8 и не получал от указанных юридических лиц отказа в удовлетворении данного требования.
/администрация гор посел/ Х. в судебном заседании с требованиями Январева В.В. не согласилась и пояснила, что /администрация гор посел/ не согласна с требованиями Январева В.В. по следующим основаниям.
Оспариваемый заявителем акт был принят /администрация гор посел/ в соответствии со ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Асиновского городского поселения, Положением «О порядке распоряжения и управления имуществом, находящимся в собственности /администрация гор посел/ утвержденных решением /администрация гор посел/ от /дата/ года /номер/. Указанными актами регулируются полномочия органа местного самоуправления и их должностных лиц по созданию муниципальных унитарных предприятий.
Ранее /администрация гор посел/ уже проверялась законность создания и действия /МУП/ По результатам прокурорской проверки мер прокурорского реагирования не последовало.
Руководителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по /адрес/ был направлен /дата/ года ответ К. (исх /номер/) на коллективное обращение (на который ссылается заявитель). Она считает, что в данном ответе даны разъяснения относительно предмета обращения, а не законности создания /МУП/
Она считает, что оспариваемый акт принят /администрация гор посел/ без нарушения установленных требований, в рамках полномочий, предусмотренных действующим законодательством.
/администрация гор посел/ считает, что права и свободы заявителя, гарантированные Конституций РФ, законами и другими нормативными правовыми актами не были нарушены обжалуемым постановлением /администрация гор посел/, а поэтому просит суд отказать в удовлетворении требований заявителя.
Заслушав заявителя, заслушав представителя /администрация гор посел/, изучив материалы дела, суд считает требования Январева В.В., изложенные в заявлении, необоснованным и подлежащим отказу в удовлетворении по следующим основаниям.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст.3 ГПК РФ всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.
Согласно п.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Ст. 255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как следует из п. 1 и п.4 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
П. 2, п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2
«О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» установлено, что по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие): органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии с п.6, п.8, п.10, п.11 ч.1 ст.4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу: содержания и ремонта жилых помещений, управления многоквартирными домами, предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч.1, ч.2 ст.5 ЖК РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В силу ч.7 ст.5 ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из положений п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 10 июня, 23 июля, 25 ноября, 25 декабря 2008 г., 7 мая, 23, 28 ноября, 27 декабря 2009 г., 5 апреля 2010 г.) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа.
Согласно п.3 ч.1 ст.11 Устава /администрация гор посел/, принятого на 19 сессии /администрация гор посел/ Решением от /дата/ года /номер/ ( с изменениями и дополнениями от /дата/ г., /дата/ г., /дата/ г., /дата/ г., /дата/ г.) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Асиновского городского поселения обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа.
Согласно с п. 22 ст. 45 Устава /администрация гор посел/ /администрация гор посел/ имеет право принимать решение о создании, реорганизации и ликвидации муниципального предприятия и учреждения.
Согласно подп. 1 и 13 п.2 ст. 6 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности /администрация гор посел/ утвержденного решением /администрация гор посел/ от /дата/ года /номер/, Администрация (/администрация гор посел/) в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом вправе принимать решения о создании муниципальных предприятий, муниципальных казенных предприятий, учреждений, определять цели их создания и виды (предмет) деятельности, а также принимать решения о реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и муниципальных казенных предприятий, муниципальных учреждений в порядке, установленном законодательством.
Анализ указанных положений действующего законодательства, положений указанных нормативных правовых актов органа местного самоуправления, приводит суд к выводу о том, что вопрос о создании муниципальных унитарных предприятий, расположенных на территории Асиновского городского поселения, относится к вопросам местного значения, которые полномочны разрешать органы местного самоуправления – /администрация гор посел/, /администрация гор посел/.
В судебном заседании установлено, что /дата/ года /администрация гор посел/ было принято постановление /номер/ о создании /администрация гор посел/ Из текста постановления следует, что указанное постановление принято в соответствии со ст. 17 Федерального закона от /дата/ года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положением «О порядке распоряжения и управления имуществом, находящимся в собственности /администрация гор посел/ утвержденного решением /администрация гор посел/ от /дата/ года /номер/ и Уставом муниципального образования.
Согласно п.п. 1.1, 2.2, 2.3 Устава /МУП/» /администрация гор посел/ создано на основании Постановления /администрация гор посел/ от /дата/ года /номер/. Предметом деятельности предприятия являются платежи физических и юридических лиц за потребленные жилищно-коммунальные и иные услуги, собираемые в пользу третьих лиц – организаций, оказывающих жилищно-коммунальные и иные услуги. В соответствии с целью основным видом деятельности /администрация гор посел/ является начисление и сбор платы за жилищно-коммунальные услуги и иные услуги, включающие в себя начисление жилищно-коммунальных и иных платежей, расчет льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных и иных услуг; организация сбора денежных средств с физических и юридических лиц по оплате за жилищно-коммунальные и оказание иных видов услуг на территории /администрация гор посел/ в сфере жилищных правоотношений.
Анализ указанных и других положений Устава /МУП/ приводит суд к выводу о том, что предмет деятельности и виды деятельности /МУП/ не запрещены действующим законодательством, а поэтому их следует признать законными.
При таких обстоятельствах суд считает, что оспариваемое постановление /администрация гор посел/ от /дата/ года /номер/ «/МУП/» принято в пределах полномочий органа местного самоуправления - /администрация гор посел/, /администрация гор посел/, в соответствии с требованиями действующего законодательства, а поэтому не может нарушать права и свободы заявителя Н., гарантированные ему Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами. Суд считает, что при подготовке и принятии решения о создании муниципального унитарного предприятия /администрация гор посел/, Главой Администрации /администрация гор посел/ не были нарушены требования действующего законодательства, что принимая такое решение, Глава Администрации действовал в пределах предоставленных полномочий.
А поэтому суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований Январева В.В., указанных в заявлении.
Принимая данное решение, суд не принимает во внимание утверждение заявителя о том, что постановлением Главы Администрации /администрация гор посел/ от /дата/ года /номер/ нарушается его право на оплату услуги теплоснабжения по 1/8 (по факту). Как следует из текста обжалуемого постановления Глава Администрации /администрация гор посел/, принимая решение о создании /МУП/ не определял порядок действий /МУП/ по начислению оплаты за потребленные жилищно-коммунальные услуги, не определял, что начисление оплаты за предоставленную тепловую энергию должно начисляться только по 1/12, а не по 1/8. Январев В.В., как следует из его пояснений, не обращался в /МУП/ с требованием о начислении ему оплаты за потребленную тепловую энергию по 1/8, а не по 1/12 и не получал отказа от удовлетворения данного требования.
Кроме того, суд считает не обоснованным утверждение Январева В.В. о том, что в результате принятия постановления Главы Администрации /администрация гор посел/ от /дата/ года /номер/ его права были нарушены тем, что оплата электроснабжения на общедомовые нужды рассчитывается по счетчику, находящемуся на подстанции, что не является общедомовым прибором учета, что в платежном документе не указывается номер банковского счета и реквизиты исполнителя коммунальных услуг, номера контактных телефонов. В обжалуемом постановлении Глава Администрации /администрация гор посел/ также не определял порядок действий /МУП/ по порядку начисления оплаты электроснабжения на общедомовые нужды, а также объем информации, подлежащей указанию в платежном документе.
Считая незаконными расчет оплаты за предоставленную электроэнергию только по 1/12, а не по 1/8, а также оплату электроэнергии на общедомовые нужды, рассчитываемую по счетчику, находящемуся на подстанции, Январев В.В. вправе в судебном порядке оспорить указанные действия юридических лиц, производящих начисления. Таким же образом он вправе добиваться соблюдения своего права на получение всей информации, которая в соответствии с требованиями нормативных документов должна отражаться в платежных документах по оплате коммунальных услуг.
На основании изложенного, руководствуясь ст.257-258, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать не обоснованным заявление Январева В.В. о признании полностью недействующим постановления Главы Администрации /администрация гор посел/ /номер/ от /дата/ года со дня его принятия и применении последствия признания указанного акта недействительным в виде прекращения деятельности /МУП/
Отказать Январеву В.В. в удовлетворении заявления о признании полностью недействующим постановления Главы Администрации /администрация гор посел/ /номер/ от /дата/ года со дня его принятия и применении последствия признания указанного акта недействительным в виде прекращения деятельности /МУП/
Решение может быть обжаловано в /обл суд/ в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через канцелярию /суд/.
Судья подписано В.П.Пикин На момент размещения решение не вступило в законную силун