иск к МО о понуждении к предоставлению жилого помещения



Гражданское дело №2-280/2010

Решение

именем Российской Федерации

гор. Асино 04 июня 2010 года

Асиновский городской суд Томской области в составе:

председательствующего - Пикина В.П.,

при секретаре – Воронецкой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе /адрес/ гражданское дело по иску Рузманова О.Е. к МО «Асиновское городское поселение» в лице Администрации Асиновского городского поселения о понуждении к предоставлению жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Рузманов О.Е. обратился в суд с иском к администрации Асиновского района о понуждении к предоставлению жилого помещения.

В обоснование исковых требований истец указал, что он в соответствии со ст.1 ФЗ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения» относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как решением /суд/ от /дата/ года его родители были лишены родительских прав. На основании постановления администрации /адрес/ от /дата/ года /номер/, он был помещен в /дет дом/, в котором находился с /дата/ года по /дата/ года. На момент помещения в /дет дом/ за ним было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: /адрес/. Однако дом был разрушен. Следовательно, он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей и фактически не имеет закрепленного жилого помещения. На данный момент он обучается в /ОГОУ ПУ/ по специальности «каменщик-бетонщик». Согласно протоколу заседания комиссии по учету и распределению жилья администрации /городское поселение/ от /дата/ года /номер/ он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма. То есть после выпуска из /дет дом/ за ним не было закреплено жилое помещение, несмотря на то, что он обладает статусом лица, оставшегося без попечения родителей и обладает правом на предоставление жилого помещения вне очереди по договору социального найма. Обучение в /ОГОУ ПУ/ он заканчивает /дата/ года. На основании изложенного просит обязать администрацию Асиновского городского поселения предоставить ему жилое помещение в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Определением /суд/ от /дата/ года к участию в деле в качестве надлежащего ответчика привлечено Муниципальное образование «Асиновское городское поселение» в лице Администрации Асиновского городского поселения.

Представитель ответчика муниципального образования «Асиновское городское поселение» в лице администрации Асиновского городского поселения Архипова Л.Н. в судебное заседание не прибыла, исковые требования истца не признала, в обоснование возражений по иску сослалась на доводы, изложенные в ранее представленном отзыве на исковое заявление, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии представителя ответчика.

Истец Рузманов О.Е. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме. В обоснование исковых требований, привел доводы, указанные в исковом заявлении. При этом дополнительно пояснил, что в 2000 году, после лишения его родителей родительских прав, его родители переехали из квартиры по /адрес/ на другую квартиру. После их переезда данную квартиру разобрали. По этой причине в настоящее время данной квартиры не существует.

Заслушав пояснения истца Рузманова О.Е., допросив свидетелей С., Н., изучив материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования истца по следующим основаниям.

В ст.40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции РФ..

Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации.

Из положений ч.1 ст.57 ЖК РФ следует, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям, оставшимся без попечения родителей отнесены - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отнесены, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 выше указанного Федерального закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 г. N 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.

Согласно ст.5 Закона Томской области от 19.08.1999 года № 28-ОЗ, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Томской области.

В соответствии с Законом Томской области от 11 сентября 2007 г. N 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями).

Частью 3 ст.3 Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ установлено, что в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - учет). Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8 июня 2005 года N 91-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

В судебном заседании установлено, что решением /суд/ от /дата/ года Н. и В. были лишены родительских прав в отношении ребенка- Рузманова О.Е. После вступления решения в законную силу Рузманов О.Е. был направлен в детский дом и за ним была закреплена жилая площадь - квартира по /адрес/. С 2001 года квартира по /адрес/ была разрушена. С /дата/ года по /дата/ года Рузманов О.Е. являлся воспитанником /дет дом/ и находился на полном государственном обеспечении. С /дата/ года по настоящее время он обучается в /ОГОУ ПУ/ /адрес/ и находится на полном государственном обеспечении. Срок обучения заканчивается /дата/ года. С /дата/ года Рузманов О.Е. был поставлен на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма.

Таким образом, Рузманов О.Е. с 2000 года является ребенком, оставшимся без попечения родителей, и состоит на учете в Администрации Асиновского городского поселения, как нуждающийся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с отсутствием у него зарегистрированного права на недвижимое имущество. В настоящее время Рузманов О.Е. по состоянию на /дата/ года состоит в очереди на получение жилого помещения по договору социального найма под условным /номер/

Данные обстоятельства подтверждаются пояснением Рузманова О.Е., показаниями свидетелей Н., С., а также материалами дела (свидетельством о рождении Рузманова О.Е., решением /суд/ от /дата/ года, постановлением /городское поселение/ /номер/ от /дата/ года, справкой и приказом /номер/ от /дата/ года, выданными ОГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «/дет дом/», справкой /номер/ выданной /ОГОУ ПУ/ /адрес/, ответом администрации /суд/ /номер/ от /дата/ года, ответом /ОГУП/ /номер/ от /дата/ года, ответом /УФРС/ по /адрес/ от /дата/ года, выпиской из общего учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях Администрации /городское поселение/), непосредственно исследованными судом в судебном заседании.

При таких обстоятельствах, с учётом правовых норм вышеназванных Федеральных законов, Законов Томской области в их взаимосвязи между собой, суд считает, что жилое помещение Рузманову О.Е. должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, после окончания /ОГОУ ПУ/ /адрес/. Поэтому суд считает необходимым принять решение об удовлетворении исковых требований Рузманова О.Е.

Принимая данное решение, суд не принимает доводы представителя администрации Асиновского городского поселения, изложенные в отзыве на исковое заявление, об отсутствии соответствующего финансирования Администрации Асиновского городского поселения на приобретение жилых помещений, об отсутствии поступления на счета Асиновского городского поселения субвенций на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а поэтому отсутствия у Администрации Асиновского городского поселения возможности обеспечения Рузманова О.Е. жилым помещением. Суд считает, что данные доводы не основаны на требованиях действующего законодательства, поскольку обеспечение вне очереди детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких либо условий.

Кроме этого, исходя из буквального толкования требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, суд приходит к выводу о том, что разрешение требования о предоставлении истцу жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Согласно ст. 6 Закона Томской области от 11 сентября 2007 г. N 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам городских округов. Указанные субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год.

В соответствии с ч. 1 ст. 140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

На основании ст. 6 БК РФ, межбюджетные отношения по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса возникают только между публично-правовыми образованиями.

Действующим бюджетным законодательством не предусмотрено участие физических лиц в межбюджетных отношениях, а также выделение финансовых средств конкретному лицу.

Таким образом, отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы возникают между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Рузманова О.Е. удовлетворить в полном объеме.

Обязать Администрацию Асиновского городского поселения предоставить Рузманову О.Е., /дата/ года рождения, жилое помещение по договору социального найма вне очереди, жилой площадью не менее установленных социальных норм.

Решение может быть обжаловано в /обл суд/ в 10 – дневный срок со дня принятия решения в окончательной форме, а стороной, не присутствующей в судебном заседании, в тот же срок с подачей жалобы через канцелярию /суд/.

Судья подписано В.П. Пикин На момент размещения решение не вступило в законную силу н