Решение по иску Габовой О.В. к Администрации Асиновского г/п о праве нахождения в льгот.очереди



Гражданское дело №2-280/2010

Решение

именем Российской Федерации

гор. Асино 06 сентября 2010 года

Асиновский городской суд Томской области в составе:

председательствующего - Пикина В.П.,

при секретаре – Юрченко Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Асине Томской области гражданское дело по иску Габовой О.В. к Администрации Асиновского городского поселения о признании права нахождения в льготной очереди,

установил:

Габова О.В. обратилась в суд с иском к администрации района о понуждении к предоставлению жилого помещения.

В обоснование исковых требований истец указала, что она, как воспитанник детского дома, была поставлена на льготную очередь на внеочередное получение жилья администрацией района. По состоянию на 17.01.2003 года она состояла в льготной очереди на внеочередное получение жилья под номером 28. По состоянию на 08.09.2003 года она состояла в льготной очереди уже под номером 25. В 2004 года она обратилась в администрацию района, где ей дали ответ о том, что свободных квартир нет. В последующем до 2009 года она периодически обращалась в администрацию района, но ей отвечали, что свободных квартир нет. 19.02.2010 года она получила ответ из администрации Асиновского городского поселения о том, что она не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. В апреле 2010 года она обратилась в администрацию района с заявлением о восстановлении ее в очереди. Однако 21.05.2010 года получила ответ об отказе в восстановлении ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, внеочередное получение жилья. Считает данное решение необоснованным и незаконным. Администрация Асиновского городского поселения не вправе была исключать ее из льготной очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В период постановки на учет и до настоящего времени ее жилищное положение не изменилось. Она проживает в частном жилье по договору аренды, которое принадлежит третьим лицам. До настоящего времени она не получила жилого помещения по договору социального найма, а также какого либо другого жилого помещения. Считает, что своими незаконными действием и бездействием ответчик нарушил ее жилищные права как гражданина РФ. На основании изложенного просит признать за ней право состоять на учете в льготной очереди на внеочередное получение жилья с 30.01.2001 года, восстановить ее в льготной очереди на внеочередное получение жилья, обязать ответчика предоставить ей внеочереди благоустроенное жилое помещение соответствующее санитарным и техническим требованиям.

Определением Асиновского городского суда от 06.08.2010 года к участию в деле в качестве надлежащего ответчика было привлечено муниципальное образование «Асиновское городское поселение» в лице администрации Асиновского городского поселения.

Ответчик – администрация Асиновского городского поселения - исковые требования не признал, представил отзыв, в котором указал, что 19.01.2010 года в администрацию Асиновского городского поселения от Габовой О.В. поступило заявление о порядковом номере льготной очереди на внеочередное получение жилья. На данное письмо Габовой О.В. был дан ответ, в котором предлагалась необходимость приложить к заявлению копию паспорта в полном объеме, так как при подаче заявления были приложены две страницы паспорта, которые не дают полного представления о семейном положении истца. Решением комиссии по учету распределения жилья от 18.05.2010 года /номер/ Габовой О.В. отказано в восстановлении на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, внеочередное получение жилья по следующей причине. В соответствии со ст.1, ст.8 ФЗ от 21.12.1996 года №159-ФЗ право на дополнительные гарантии имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечение родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. На момент постановки на учет истец не являлась ребенком-сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей, так как ей было больше 18 лет, а также не являлась лицом из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, так как на момент обращения в администрацию района ей было полных 23 года. Поэтому администрация Асиновского городского поселения не имела полномочий принять Габову О.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на внеочередное получение жилья. В настоящее время Габова О.В. проживает и прописана по адресу: /адрес/, указанная квартира принадлежит на праве собственности О., отцу ребенка истца. На данный момент в очереди состоит 192 ребенка сироты. Поэтому администрация Асиновского городского поселения считает, что исковые требования Габовой О.В. необоснованны и не подлежат удовлетворению. Представитель ответчика просил дело рассмотреть в его отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.

Истец Габова О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. В обоснование исковых требований привела доводы, указанные в исковом заявлении.

Представитель истца - Денде Л.В. в судебном заседании исковые требования поддержал. В обоснование исковых требований привёл доводы, указанные в исковом заявлении. При этом дополнительно пояснил, что Габова О.В. родилась /дата/ года. Ее матерью является В., отца нет. 15.10.1981 года В. была лишена родительских прав. Решением исполнительного комитета Асиновского городского совета народных депутатов Габова О.В. помещена в школу-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где воспитывалась на полном государственном обеспечении до 30.08.1993 года. Затем в период с 1993 года по 1996 год обучалась в училище г.М.. С 1996 по 1998 г.г. обучалась в техникуме и все это время находилась на полном государственном обеспечении. На момент помещения Габовой в школу-интернат за ней жилая площадь не закреплялась и не сохранялась. С 30.01.2002 года администрацией района Габова О.В. была поставлена на учет на внеочередное получение жилья на льготных основаниях, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. По состоянию на 17.01.2003 года она состояла в льготной очереди на внеочередное получение жилья под номером 28. По состоянию на 08.09.2003 года она состояла в льготной очереди уже под номером 25. 19.02.2010 года она получила ответ из администрации Асиновского городского поселения о том, что она не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. В апреле 2010 года она обратилась в администрацию района с заявлением о восстановлении ее в льготной очереди на внеочередное получение жилья. Однако 21.05.2010 года получила ответ, об отказе в восстановлении ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, т.е на внеочередное получение жилья. Считает данное решение необоснованным и незаконным. Администрация Асиновского городского поселения не вправе была исключать Габову О.В. из льготной очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В период постановки на учет и до настоящего времени жилищное положение Габовой О.В. не изменилось. Она проживает в частном жилье по договору аренды, которое принадлежит третьим лицам. До настоящего времени она не получила жилого помещения по договору социального найма, а также какого либо другого жилого помещения.

Заслушав пояснения истца Габовой О.В., её представителя, изучив материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования истца по следующим основаниям.

В ст.40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Согласно ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Поскольку Габова О.В. утратила родительское попечение в 1981 г., право претендовать на внеочередное получение жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда у нее возникло до введения в действие Жилищного кодекса РФ, то к правам и обязанностям сторон подлежат применению нормы ранее действовавшего Жилищного кодекса РСФСР.

Из положений ч.1 ст.31 ЖК РСФСР следует, что право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Согласно ч.2 ст.32 ЖК РСФСР граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.

В соответствии со ст.33 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.

Ч.2 статьи 37 ЖК РСФСР устанавливает, что вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям, оставшимся без попечения родителей отнесены - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отнесены, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав названных в ст.1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 выше указанного Федерального закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 г. N28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.

Согласно ст.5 Закона Томской области от 19.08.1999 года № 28-ОЗ, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Томской области.

В соответствии с Законом Томской области от 11 сентября 2007 г. N 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями).

Частью 3 ст.3 Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ установлено, что в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - учет). Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8 июня 2005 года N 91-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

В судебном заседании установлено, что Габова О.В. родилась /дата/ года. Ее матерью является В., отца нет. Решением Асиновского городского суда от 15.10.1981 года В. была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка Габовой О.В.. По решению органа местного самоуправления Габова О.В., помещена в школу-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где воспитывалась на полном государственном обеспечении до 30.08.1993 года. Затем в период с 1993 года по 1996 год обучалась в училище г.М.. С 1996 по 1998 г.г. обучалась техникуме и находилась на полном государственном обеспечении. На момент помещения школу-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за Габовой жилая площадь не сохранялась. С 30.01.2002 года администрацией района Габова О.В. была поставлена на льготную очередь на улучшение жилищных условий, по состоянию на 31.04.2004 года она состояла в льготной очереди под номером 25. В феврале 2010 года Габова О.В. узнала о том, что не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и поэтому написала заявление о восстановлении, однако администрацией Асиновского городского поселения ей было отказано в восстановлении на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма. В настоящее время за Габовой О.В. жилое помещение не закреплено.

Указанные обстоятельства подтверждаются пояснением Габовой О.В., её представителя, а также материалами дела (решением Асиновского народного суда от 15.10.1981 года, решением исполнительного Комитета Асиновского городского Совета народных депутатов /номер/ от 22.10.1981 года, справкой школы интернат /номер/ от 01.03.1999 года, ответом Асиновского городского прокурора от 15.03.2002 года, от 07.07.2004 года, справками администрации района /номер/ от 20.12.2001 года, /номер/ от 17.01.2003 года, /номер/ от 31.03.2004 года, /номер/ от 08.09.2003 года, ответом администрации Асиновского городского поселения от 19.02.2010 года, от 21.05.2010 года, выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04.03.2010 года, уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений от 21.07.2010 года), непосредственно исследованными судом в судебном заседании.

Указанные обстоятельства указывают на то, что Габова О.В. до достижения ею 18-летнего возраста, до /дата/ года, относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что она в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей и в соответствии с вышеуказанными правовыми нормами имела право по достижению ею 18-летнего возраста на предоставление ей жилого помещения во внеочередном порядке органом местного самоуправления. Однако к моменту рассмотрения дела судом она не воспользовалась своим правом, жилым помещением не обеспечена, а поэтому относится к категории граждан, которые в соответствии с требованиями законодательства являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах, с учётом вышеуказанных правовых норм, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Габовой О.В. в полном объеме.

Принимая данное решение, суд не принимает доводы представителя администрации Асиновского городского поселения о том, что на момент постановки на учет истец не являлась ребенком –сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей, так как ей было больше 18 лет, а также не являлась лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как на момент обращения ей было полных 23 года, а поэтому ответчик не имеет полномочий принять истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на внеочередное получение жилья, считает их необоснованными.

По смыслу действующего жилищного законодательства право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.

Поэтому обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством.

С учетом положений вышеуказанных правовых норм, суд считает, что меры социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в виде внеочередного обеспечения жилой площадью могут быть реализована только после предоставления жилого помещения во внеочередном порядке.

Кроме того, при постановке на учет 30.01.2002 года Габова О.В. была признана администрацией района ребенком, оставшимся без попечения родителей и нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Габовой О.В. удовлетворить в полном объеме.

Признать за Габовой О.В. право состоять на учете в льготной очереди на внеочередное получение жилья с 30.01.2002 года и восстановить ее в льготной очереди № 25 на внеочередное получение жилья.

Обязать Администрацию Асиновского городского поселения предоставить Габовой О.В. жилое помещение по договору социального найма вне очереди, жилой площадью не менее установленных социальных норм, соответствующее санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в 10 – дневный срок со дня принятия решения в окончательной форме, а стороной, не присутствующей в судебном заседании, в тот же срок с подачей жалобы через канцелярию Асиновского городского суда Томской области.

Судья (подписано) В.П. Пикин

На момент размещения решение не вступило в законную силу.