Гр.д. № 2-690/2010 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Асино20 декабря 2010 года
Асиновский городской суд Томской области в составе:
председательствующего - Марченко Н.М.,
с участием помощника Асиновского городского прокурора – Ряпусовой Н.В.,
при секретаре - Сайфуллиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Асино гражданское дело по иску
Асиновского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Асиновский район» о понуждении к совершению действий,
установил :
Асиновский городской прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в Асиновский городской суд с иском к Администрации Муниципального образования «Асиновский район» о понуждении к совершению действий, указав, что МО «Асиновский район» на основании свидетельства от "дата" приобрело право собственности на сооружение – скотомогильник (биотермическая яма), расположенный по <адрес>. Проведенной городской прокуратурой "дата" проверкой соблюдения требований ветеринарного законодательства установлено, что данное сооружение не отвечает требованиям законодательства, а именно: ворота скотомогильника не запираются на замок, у биотермической ямы отсутствует крышка, на территории скотомогильника разбросаны трупы разложившихся животных. Поскольку скотомогильник, расположенный по <адрес> не отвечает требованиям ветеринарного законодательства, просит обязать Администрацию МО «Асиновский район» принять меры к обустройству скотомогильника, установив ответчику разумный срок не позднее "дата".
В судебном заседании представитель истца – помощник Асиновского городского прокурора Ряпусова Н.В. исковые требования уточнила, просила обязать Администрацию МО «Асиновский район» устранить нарушения требований ветеринарного законодательства, а именно: установить на ворота скотомогильника, расположенного по <адрес> запирающее устройство, установить на биотермическую яму крышку и запирающее устройство, очистить территорию скотомогильника от трупов разложившихся животных.
В обоснование иска привела те же доводы, что и в исковом заявлении, дополнила, что до настоящего времени Администрация МО «Асиновский район» не устранила допущенные нарушения.
Представитель ответчика – Администрации МО «Асиновский район» – Степаненко А.Ф. с исковыми требованиями Асиновского городского прокурора не согласен и пояснил, что Администрация МО «Асиновский район» не оспаривает тот факт, что скотомогильник (биотермическая яма), расположенный по <адрес> принадлежит МО «Асиновский район» на праве собственности.
Однако, в соответствии со ст.72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно ст.5,6 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.2 ст.2 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
В силу пп.49 п.2 ст.26.3 ФЗ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней общих для человека и животных.
Для осуществления данных полномочий согласно пп.«ц» п.2 ст.26.11. ФЗ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ в собственности субъектов РФ могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает. Кроме того ч. 5 ст. 50 данного Федерального закона указывает, что в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, либо не относящееся к видам имущества, перечисленным в частях 2 и 3 статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению.
Как видно из материалов дела, и следует из ст.86 Бюджетного Кодекса РФ, содержание скотомогильника не входит в полномочия муниципального образования «Асиновский район», данные полномочия муниципальному образованию «Асиновский район», Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации не передавались, договоров с муниципальными бюджетными учреждениями не заключалось.
Пункт 6.10. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 04.12.1995 года № 13-7-2/469 ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Таким образом, подзаконный нормативный правовой акт устанавливает полномочия для муниципальных образований, вместе с тем ч.2 ст.19 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», указывает на то, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ - законами субъектов РФ. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Таким образом, представитель ответчика Степаненко А.Ф. считает, что оснований для удовлетворения исковых требований Асиновского городского прокурора нет.
Заслушав представителя истца Ряпусову Н.В., представителя ответчика Степаненко А.Ф., изучив материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Асиновского городского прокурора по следующим основаниям:
Конституцией РФ каждому гарантировано право на охрану здоровья. В Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Исходя из положений ст.15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии со ст.2 Закона РФ от 14.05.1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Условия предупреждения заболеваний людей зооантропонозными болезнями определяются «Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденными Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.2005 г. № 13-7-2469 (далее - Правила). Указанные Правила изданы на основании Положения «О Департаменте ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации», утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 16.11.1993г. №1162, согласнокоторым Департамент ветеринарии разрабатывает ветеринарные правила идругие нормативные акты, обязательные для выполнения. НачальникДепартаментаветеринарииодновременноявляетсяГлавным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации (п. 9 Положения «О Департаменте ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации»).
Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образована Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, которой переданы функции по надзору и контролю Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Как следует из п.1 Положения «О Министерстве сельского хозяйства», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2004 г. № 315, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим" функции по нормативно-правовому регулированию в области ветеринарии. Согласно п. 5.2.11 Положения «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» к полномочиям Минсельхоза Российской Федерации относится издание правил и других нормативных актов в области ветеринарии.
Согласно п.1 Положения «О Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору», утвержденному Постановление Правительства Российской Федерации от "30.06.2004 г. № 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, а также функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных. Данная служба находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Таким образом, «Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» являются нормативным правовым актом Российской Федерации, обязательным для исполнения.
Согласно п. 1.7 Правил, уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается.
Пункт 1.2 Правил к биологическим отходам относит: трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты * (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и других объектах.
Согласно п.1.5 Правил, биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствиисдействующимиправилами,обеззараживаютв биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.
В силу п.6.2 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 года № 13-7-2/469, ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект.
Согласно п.6.3. Правил, биологические отходы перед сбросом в биотермическую яму для обеззараживания подвергают ветеринарному осмотру. При этом сверяется соответствие каждого материала (по биркам) с сопроводительными документами. В случае необходимости проводят патологоанатомическое вскрытие трупов.
В судебном заседании установлено, что скотомогильник (биотермическая яма), площадью 15,0 кв.метра, расположенный по <адрес> не соответствует ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Так, при проведении Асиновской городской прокуратурой "дата" проверки было выявлено, что ворота скотомогильника не запираются на замок, у биотермической ямы отсутствует крышка. На территории скотомогильника разбросаны трупы разложившихся животных. Данные обстоятельства подтверждаются актом обследования от "дата".
В соответствии с п.6.10 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» от 04.12.005 года, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Поскольку МО «Асиновский район» на основании свидетельства от "дата" приобрело право собственности на сооружение - скотомогильник (биотермическая яма), площадью 15,0 кв.метра, расположенный по <адрес>, то обязанность по оборудованию указанного скотомогильника возлагается на Администрацию МО «Асиновский район».
Согласно ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Из ст.210 ГК РФ следует, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Представителем ответчика в судебном заседании не представлено доказательств того, что Администрация, являясь собственником, не должна нести бремя содержания своего имущества.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования Асиновского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Асиновского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Асиновский район» - удовлетворить:
Обязать Администрацию муниципального образования «Асиновский район» принять меры к обустройству скотомогильника, расположенного на территории "Н" по <адрес>, чтобы скотомогильник отвечал требованиям «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 года № 13-7-2/469, выполнив необходимые работы в срок, не позднее "дата".
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в 10-дневный срок.
Судья:/подписано/= Марченко Н.М.=
На момент размещения не вступило в законную силу.