Решение по иску Приставка к ГУ УПФ РФ об устранении нарушений пенсионных прав



Гр.д. № 2-103/2011г.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

гор. Асино21 апреля 2011 года

Асиновский городской суд Томской области в составе:

председательствующего- Марченко Н.М.,

при секретаре- Черногривовой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Асино Томской области материалы гражданского дела по иску Приставка Н.А. к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Асиновском районе Томской области об устранении нарушений пенсионных прав,

установил:

Приставка Н.А. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Асиновском районе Томской области об устранении нарушений пенсионных прав.

В заявлении указано, что истец с 1974 года по 1977 год проходила обучение в "Е" ; /дата/ ей была присвоена квалификация акушерки. Со 02.03.1977 года она занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья. 05.10.2010 года истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии на основании пп.20 п.1 ст.27 Закона РФ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку к моменту обращения к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии она обладала более чем 30-летним стажем лечебной деятельности.

09.12.2011г. пенсионный фонд, ввиду отсутствия трудового стажа работы, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, отказал в досрочном назначении пенсии, поскольку в специальный стаж не были приняты периоды работы:

- с 06.10.1992г. по 02.01.1994г. – отпуск по уходу за ребенком,

поскольку 06.10.1992г. вступил в действие закон, устанавливающий, что период ухода за ребенком не подлежит включению в стаж, дающий право на льготное назначение пенсии;

- с 17.04.1996г. по 26.03.1998г. – в качестве фельдшера здравпункта АООТ "С",

- с 30.03.1998г. по 22.09.1998г. – в качестве фельдшера здравпункта МУП "О", так как в уставе организации, чьим структурным подразделением является здравпункт, нет сведений о деятельности лечебной и иной деятельности по охране здоровья,

- с 23.09.1998г. по 30.06.2000г. – в качестве фельдшера здравпункта МУП "О",

- с 17.07.2000г. по 14.09.2000г. – в качестве фельдшера здравпункта ООО "П"

- с 15.09.2000г. по 31.12.2000г. – в качестве фельдшера здравпункта ООО "Р"

- с 26.01.2001г. по 31.12.2004г. – в качестве фельдшера здравпункта ООО "З" ПУ "З"

поскольку льготный характер не подтвержден выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

С принятым решением истец не согласна. Полагает, что период ее отпуска по уходу за ребенком с 27.02.1991г. по 02.01.1994г. подлежит зачету в стаж, дающий право на трудовую пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью, поскольку ее право на включение периода в стаж работы по специальности возникло до внесения изменений в законодательство. С 03.01.1994г. истец продолжила работать дежурным фельдшером здравпункта "Н" ЛПК до 16.04.1996г. С апреля 1996 года "Н" ЛПК неоднократно реорганизовывался, и именовался: АООТ "С", ОАО "С" МУП "О", ООО "П" ООО "Р" ООО "З" ПУ "З" ОАО "Б", С 1989 года до 2005 года она работала в одном и том же здравпункте (помещении), замещала одну и ту же должность – занималась лечебной деятельностью. Мероприятия, связанные с лечебной деятельностью, она осуществляла под руководством заведующей здравпунктом, и по назначению врачей медсанчасти /номер/ и "Л".Перед ними же отчитывалась о результатах работы, при этом руководствовалась Положением о фельдшере здравпункта, утвержденным Приказом Минздравмедпрома России от 23.06.1994г. № 130. Работодатель уплачивал за нее страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, по какой причине он не подавал сведения о льготном характере её трудовой деятельности - ей не известно.

Истец просит суд обязать ответчика зачесть спорные периоды ее работы в стаж работы по специальности. Кроме этого, просит взыскать с ответчика судебные расходы в сумме 6792 рубля: 200 рублей - размер государственной пошлины, 5150 рублей – услуги адвоката, 1442 рубля – стоимость справки о реорганизации предприятий.

В судебном заседании истец Приставка Н.А. и ее представитель Мячин В.В. исковые требования поддержали, в их обоснование привели те же доводы, указали, что находят решение пенсионного органа нарушающим конституционные права истца.

Приставка Н.А. уточнила иск, просила суд обязать ответчика зачесть в специальный стаж, дающий право на льготное назначение пенсии, указанные периоды, а также назначить пенсионные выплаты с момента ее обращения с заявлением в пенсионный орган, то есть с 05.10.2010 года. Просит суд учесть, что все периоды работы, указанные в трудовой книжке и не принятые к зачету Пенсионным Фондом, она занималась оказанием первой медицинской помощи работникам организаций при травмах, отравлениях, острых заболеваниях, организацией транспортировки больных в лечебные учреждения, направляла больных на консультацию к специалистам, проводила лечебные и реабилитационные мероприятия в соответствии с назначением врача, проводила и контролировала проведение профилактических прививок, подготавливала работников к проведению периодических медицинских осмотров, вела учетно-отчетную документацию утвержденного образца, и предоставляла ее в установленном порядке заведующей. Представила суду для обозрения журналы, которые велись в здравпункте, и в которых отражалась проведенная работа.

Представитель ответчика - главный юрисконсульт Управления пенсионного Фонда РФ в Асиновском районе - Меринкова Л.М. исковые требования не признала, пояснила, что при анализе документов истца, сотрудниками пенсионного органа было установлено, что ее стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, составляет 22 года 4 месяца 4 дня. Не приняты к зачету в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периоды работы: с 06.10.1992г. по 02.01.1994г. - отпуск по уходу за ребенком; с 17.04.1996г. по 26.03.1998г. - фельдшер здравпункта АООТ "С", с 30.03.1998г. по 22.09.1998г. - фельдшер здравпункта МУП "О", а также с 23.09.1998г. по 30.06.2000г. - фельдшер здравпункта МУП "О", с 17.07.2000г. по 14.09.2000г. - фельдшер здравпункта ООО "П" с 15.09.2000г. по 31.12.2000г. - фельдшер здравпункта ООО "Р" т.к. льгота не подтверждена выпиской из индивидуального лицевого счета, с 26.01.2001г. по 31.12.2004г. - фельдшер здравпункта ООО "З" ПУ "З" Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список и Правила, которые конкретизируют, применительно к пенсионному обеспечению, не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. Исходя, из этого законодатель выделил в особую категорию работников, т.е. лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение по старости. В разделе «наименования учреждений» Списка, утвержденного Правительством РФ от 29.10.2002г. N781 общества с ограниченной ответственностью, одним из видов деятельности которых является осуществление медицинской деятельности, не указаны. Таким образом, Приставка Н.А, работая в должности фельдшера, выполняла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в организациях, работа в которых не дает право на досрочное назначение пенсии. Согласно Письму от 15.12.2002г. № 02-5-08/20-АР602 «О нормативных актах, регламентирующих деятельность здравпунктов», функционирование здравпунктов как структурных подразделений хозяйственных субъектов возможно при условии отражения в их уставе медицинской деятельности.

Приказом № 130 от 23.06.1994г. утверждено Положение о фельдшерском здравпункте, в котором указано, что фельдшерский здравпункт подлежит лицензированию и аккредитации на общих основаниях, и в установленном порядке, а также, что деятельность фельдшерского здравпункта регламентируется уставом учреждения (предприятия), чьим структурным подразделением он является. По имеющимся документам, а именно Уставам предприятий, в которых работал истец, прослеживается, что данные организации осуществляли деятельность только по переработке лесоматериала и его реализации. В уставах организаций нет сведений о медицинской деятельности. Истцом не представлены документы и о лицензировании здравпункта.

Также имеется Перечень рабочих мест наименований профессий и должностей, работникам которых установлено льготное обеспечение в организации МУП "О", (за подписью и печатью), в котором должность фельдшера и сам здравпункт не указаны, что также подтверждается Выпиской из лицевого счета застрахованного лица, в связи с чем, отказ в назначении пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью, считает законным.

Кроме того, Меринкова Л.М. пояснила, что ответчик отказал в зачете периода работы истца с 06.10.1992г. по 02.01.1994г. – период отпуска по уходу за ребенком. Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со ст.27, ст.28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком. Положение ранее действовавшего законодательства (КЗоТ РСФСР) о включении периода отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в стаж для досрочного назначения пенсии действовало лишь до 6 октября 1992 года, т.е. до момента вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР". С 6 октября 1992 года отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в стаж работы по специальности для назначения пенсии на льготных условиях не включается.

Поэтому ответчик просит в удовлетворении исковых требований истца отказать в полном объеме.

Заслушав истца и её представителя, представителя ответчика, допросив свидетелей, а также, изучив представленные письменные доказательства, суд полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, при этом суд исходит из следующего:

В силу подп.20 п.1 ст.27 ФЗ № 173 - ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного указанным Федеральным законом лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста. Пункт 2 ст.27 Закона предусматривает, что списки производств, работ, профессий, должностей, специальностей, учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная п.1 ст.27 названного Закона, правила исчисления периодов и назначения трудовых пенсий … утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу ч.3 ст.13 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (с изменениями и дополнениями на 27.12.2009) при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст.10 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, в том числе за выслугу лет в связи лечебной и иной деятельностью, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.

В соответствии с данным Списком в специальный стаж подлежит включению работа во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. N 395, в п.15, предусмотрено, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учрежденийздравоохраненияилипредприятийпромышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.

Пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, установлено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (далее именуется - список). При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В Письме от 15.12.2002г. № 02-5-08/20-АР602 «О нормативных актах, регламентирующих деятельность здравпунктов» Министерство здравоохранения РФ сообщило, что поддерживает тенденцию к созданию и содержанию за счет собственных средств здравпунктов на предприятиях и организациях, независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы последних, в целях сохранения здоровья работников. Функционирование здравпунктов как структурных подразделений хозяйственных субъектов возможно при условии отражения в их уставе медицинской деятельности.

Приказом № 130 от 23.06.1994г. утверждено Положение о фельдшерском здравпункте в котором указано, что фельдшерский здравпункт подлежит лицензированию и аккредитации на общих основаниях и в установленном порядке, а также, что деятельность фельдшерского здравпункта регламентируется уставом учреждения (предприятия), чьим структурным подразделением он является

В соответствии с указаниями, содержащимися в п.9 и абз.3 п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального Закона N 173-ФЗ, в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п.1 ст.27 и подпункты 7-13 п.1 ст.28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемыхим функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

В судебном заседании установлено, что Приставка Н.А., /иные данные/, в 1974 году была присвоена квалификация акушерки (л.д.28), с 15.05.1989г. по 16.04.1996г. она исполняла обязанности фельдшера здравпункта "Л" (л.д.16), при этом находилась в отпуске по уходу за ребенком с 27.02.1991г. по 02.01.1994г. (л.д.21), с 17.04.1996г. по 26.03.1998г. она работала фельдшером здравпункта АООТ "С", (л.д.16, 22), с 30.03.1998г. по 17.07.2000г. истец находилась в трудовых отношениях с МУП "О", - работала фельдшером здравпункта (л.д.16, 22-23, 58), с 17.07.2000г. по 14.09.2000г. Приставка Н.А. работала фельдшером здравпункта ООО "П" (л.д.17, 22-23), с 15.09.2000г. по 31.12.2000г. она работала в должности фельдшера здравпункта ООО "Р" (л.д.17), с 26.01.2001г. по 20.03.2002г. - фельдшером здравпункта ООО "З" (л.д.17, 23), с 20.03.2002г. по 14.01.2005г. – фельдшером в ПУ "З" ОАО "Б", (л.д.18,23,39,40), при этом, в справке от 19.01.2005г. указано, что в ОАО "Б",» Приставка работала в качестве медсестры (л.д.40).

Уставом АООТ "С", зарегистрированным постановлением /номер/ от /дата/, установлено, что основными видами деятельности общества являются производство и реализация древесно-волокнистых плит, продукции лесопиления, шпалопиления, деревопереработки и др. На осуществление медицинской деятельности в Уставе указания не имеется. В соответствии с учредительными документами МУП "О", включено в состав ЕГРПО, с присвоением кодов: /иные данные/ (л.д.96).

Постановлением /номер/ от /дата/ (л.д.97) зарегистрировано МУП "О", Уставом МУП "О", определены основные виды деятельности предприятия: изготовление пиломатериалов, производство изделий из древесины, снабженческая и коммерческая деятельности и прочее. На осуществление медицинской деятельности в Уставе указания не имеется. В соответствии с учредительными документами МУП "О", включено в состав ЕГРПО, с присвоением кодов: /иные данные/ (л.д.96).

Постановлением /номер/ от /дата/ зарегистрировано ООО "Р" (л.д.83). Учредителем утвержден Устав ООО "Р" (л.д.84-95), в котором указано, что основным видом деятельности общества является лесопереработка, а также то, что ООО осуществляет любые иные виды деятельности; деятельность, для занятий которой требуется получение лицензии, ООО осуществляет только с момента получения такой лицензии. На осуществление медицинской деятельности в Уставе указания не имеется. В соответствии с учредительными документами ООО "Р" включено в состав ЕГРПО, с присвоением кодов: /иные данные/ (л.д.82).

Постановлением /номер/ от /дата/ зарегистрировано ООО "З" (л.д.111), утвержден Устав ООО "З"л.д.112-123), в котором указано, что основным видом деятельности общества является лесопереработка, а также то, что ООО осуществляет любые иные виды деятельности; деятельность, для занятий которой требуется получение лицензии, ООО осуществляет только с момента получения такой лицензии. На осуществление медицинской деятельности в Уставе указания не имеется. В соответствии с учредительными документами ООО "З" включено в состав ЕГРПО, с присвоением кодов: /иные данные/ (л.д.110).

В штатном расписании работников здравпункта АООТ "С", 1996 года предусмотрены три единицы должности фельдшер (л.д.49), 1997 года – две единицы (л.д.50-52).

Свидетель Д., работавшая инспектором отдела кадров в тех же организациях и в те же периоды, что и Приставка Н.А., пояснила, что фельдшерский здравпункт находился на территории "Н" ЛПК впоследствии реорганизованного в АООТ "С", Несмотря на неоднократную реорганизацию предприятий, Приставка Н.А. всегда работала в одном и том же здравпункте (одном помещении), выполняла одни и те же обязанности – оказывала первую медицинскую помощь, ставила уколы, прививки, проводила физиолечение. Контроль за ее деятельностью осуществляла "Л" Фельдшеры здравпункта пользовались льготой – им предоставляли дополнительный отпуск. После ликвидации АООТ "С", данную льготу перестали предоставлять. Фельдшеры перестали отчитываться о работе перед "Л", перестали получать в больнице мед.препараты. Всем необходимым фельдшеров обеспечивало руководство ООО.

Свидетель Г., работавшая заведующей здравпунктом, в котором работала Приставка Н.А., с 1989 года по 2005 год, пояснила, что о своей деятельности здравпункт "Н" ЛПК отчитывался перед "Л", все отчеты предоставлялись в бухгалтерию больницы, медикаменты приобретались за счет "Л". В здравпункте была своя печать. В 1996 году, при реорганизации "Н" ЛПК в АООТ "С", главный врач "Л" предлагал работникам здравпункта трудоустроиться в больницу, однако, они отказались. С этого периода здравпункт стал именоваться цех /номер/, лекарственные препараты стали приобретать за счет АООТ "С", перестали отчитываться перед больницей, со слов руководителя организации было известно, что работники здравпункта перестали пользоваться льготами. Она сама обращалась в Пенсионный орган за консультацией, и в 1999 году ей сказали, что как работник ООО, она не будет пользоваться льготой при назначении пенсии. Об этом она говорила всем фельдшерам, работающим в здравпункте, в т.ч. и Приставка Н.А.

Как следует из исследованных в судебном заседании доказательств, Приставка Н.А. 05.10.2010 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии на основании пп.20 п.1 ст.27 Закона РФ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку была уверена, что к моменту обращения к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии она обладала более чем 30- летним стажем лечебной деятельности.

Решением территориального органа ПФР ГУ-УПФР в Асиновском районе Томской области от 09.12.2010г. истцу отказано в назначении трудовой пенсии в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ввиду отсутствия стажа работы, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, при этом в специальный стаж не были приняты периоды работы: с 06.10.1992г. по 02.01.1994г. – отпуск по уходу за ребенком, поскольку с 06.10.1992 года вступил в действие закон, устанавливающий, что период ухода за ребенком не подлежит включению в стаж, дающий право на льготное назначение пенсии, с 17.04.1996г. по 26.03.1998г. – в качестве фельдшера здравпункта АООТ "С", с 30.03.1998г. по 22.09.1998г. – в качестве фельдшера здравпункта МУП "О", так как в уставе организации, чьим структурным подразделением является здравпункт, нет сведений о деятельности лечебной и иной деятельности по охране здоровья, с 23.09.1998г. по 30.06.2000г. – в качестве фельдшера здравпункта МУП "О", с 17.07.2000г. по 14.09.2000г. – в качестве фельдшера здравпункта ООО "П", с 15.09.2000г. по 31.12.2000г. – в качестве фельдшера здравпункта ООО "Р" с 26.01.2001г. по 31.12.2004г. – в качестве фельдшера здравпункта ООО "З" ПУ "З" поскольку льготный характер не подтвержден выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего спора судом, установлено, что отпуск по уходу за ребенком до трех лет был предоставлен Приставка Н.А.в период с 27.02.1991г. по 02.01.1994г. (л.д.21). Ответчиком в стаж, дающий истцу право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, был включен период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 27.02.1991г. по 05.10.1992г. Принимая решение об отказе в зачете в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 06.10.1992г. по 02.01.1994г., ответчик исходил из того, что указанный период имел место после 06.10.1992г., то есть после даты вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992г.

N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого отпуск по уходу за ребенком перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Между тем, суд не может согласиться с приведенными выводами ответчика, поскольку они сделаны с существенными нарушениями норм материального права.

Так, до введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены: частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п.2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989г. № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01.12.1989г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 № 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970г.; ст.71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона РФ № 3543-1 от 25.09.1992г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 06.10.1992) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла названных законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности, в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06.10.1992.

Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом РФ в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком Приставка Н.А. начался 27.02.1991, то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 06.10.1992г. по 02.01.1994г. подлежит включению в стаж работы Приставка Н.А., дающий ей право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Приходя к такому выводу, суд учитывает, что работу Приставка Н.А. в качестве фельдшера здравпункта "Н" ЛПК в период с 15.05.1989г. по 16.04.1996г. (за исключением периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992г. по 02.10.1994г.) ответчик засчитал в ее специальный стаж в льготном исчислении.

Как усматривается из материалов дела, Приставка Н.А., имея среднее медицинское образование и квалификацию фельдшера, в период с 17.04.1996 по 26.03.1998 работала фельдшером здравпункта АООТ "С", с 30.03.1998 по 17.07.2000 в МУП "О", работала фельдшером здравпункта, с 17.07.2000 по 14.09.2000 -фельдшером здравпункта ООО "П" с 15.09.2000 по 31.12.2000 - фельдшером здравпункта ООО "Р" с 26.01.2001 по 20.03.2002 - фельдшером здравпункта ООО "З", с 20.03.2002 по 14.01.2005 – фельдшером в ПУ "З" ОАО "Б", Ответчик отказал истцу в зачете указанных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии за выслугу лет, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья, мотивируя тем, что указанные периоды не являются работами во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

В соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Согласно Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, предусматриваются должности фельдшеры - все независимо от наименования должности, а также учреждение - фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты.

В соответствии с Приказом Минздрава РФ № 377 от 15.10.1999 года "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", утвержденным Постановлением № 464 к перечню должностей предусмотренных списком, дающим право на пенсию на льготных условиях отнесена должность фельдшер, а также учреждение - фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты.

Судом установлено, что в спорный период работы фельдшером, истец фактически работала фельдшером в здравпунктах АООТ "С", ООО "П" МУП "О", и т.д., выполняя все обязанности фельдшера, выражающиеся в оказании доврачебной медицинской помощи, прием больных, выполнение медицинских процедур. Следовательно, должность истца в эти периоды работы относилась к среднему медицинскому персоналу, а сами здравпункты - к лечебно-профилактическому учреждению, предусмотренному Списком № 464. В связи с чем, работы истца, осуществляемые до 01 ноября 1999 года, подлежат зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в порядке, предусмотренном Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, предусматривавших, что в специальный стаж подлежит включению работа, врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Таким образом, указанным постановлением предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления.

Суд принимает во внимание, что после указанного периода истец по-прежнему работала в должности фельдшера, выполняла работу по оказанию медицинских процедур, и её должность соответствовала наименованию должности, указанному в Списках, утв. 29.10.2002 года. Однако, в разделе «наименования учреждений» Списка, утвержденного Правительством Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, общества с ограниченной ответственностью, одним из видов деятельности которых является осуществление медицинской деятельности, не указаны.

Таким образом, Приставка Н.А., работая в должности фельдшера, выполняла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в организациях, работа в которых не дает право на досрочное назначение пенсии.

Правительство РФ наделено правом по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками.

Согласно Письма от 15.12.2002 года № 02-5-08/20-АР602 «О нормативных актах, регламентирующих деятельность здравпунктов», Министерство здравоохранения Российской Федерации рассмотрело обращение по вопросу создания и функционирования здравпунктов и сообщило, что поддерживает тенденцию к созданию и содержанию за счет собственных средств здравпунктов на предприятиях и организациях, независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы последних, в целях сохранения здоровья работников. Функционирование здравпунктов как структурных подразделений хозяйственных субъектов возможно при условии отражения в их уставе медицинской деятельности.

Как установлено в судебном заседании, после реорганизации Асиновского ЛПК и АООТ «АСКОМ», стали создаваться новые юридические лица, их организационно-правовая форма - общества с ограниченной ответственностью, они не являлись правопреемниками ЛПК, имели свой Устав, печать, свой расчетный счет. Руководство ООО считало целесообразным в интересах работников, сохранить работу здравпункта, однако, должным образом не оформило необходимые документы.

Так, Приказом № 130 от 23.06.1994 года, на который ссылается и истец, утверждено Положение о фельдшерском здравпункте, в котором указано, что «фельдшерский здравпункт - структурное подразделение учреждения здравоохранения или предприятия промышленности, строительства, транспорта, связи, предназначенное для оказания первичной медицинской помощи трудящимся и учащимся учебных заведений.

П.1.1. «Фельдшерский здравпункт может быть организован: в пределах действующих рекомендательных штатных нормативов на предприятиях с различными формами собственности, в учебных заведениях, является структурным подразделением государственного территориального лечебно-профилактического учреждения или медико-санитарной части и финансируется из средств бюджета.

1.2.2.В индивидуальном порядке (сверх действующих штатных нормативов) напредприятиях (в учреждениях, организациях) является структурным подразделением МСЧ или предприятия и финансируется полностью за счет средств учредителя.

1.3.Фельдшерский здравпункт подлежит лицензированию и аккредитации на общих основаниях и в установленном порядке.

Фельдшерский здравпункт имеет угловой штамп с указанием наименования учреждения (предприятия), в состав которого он входит.

Деятельность фельдшерского здравпункта регламентируется Законодательством Российской Федерации, нормативными актами Минздравмедпрома России, Уставом учреждения (предприятия), чьим структурным подразделением он является, и настоящим Положением.

Фельдшерский здравпункт независимо от формы собственности ведет учетно-отчетную документацию и в установленном порядке представляет ее руководителю учреждения здравоохранения или органа управления здравоохранением».

Как следует из пояснений истца, свидетелей, допрошенных в судебном заседании, здравпункт ООО не имел лицензии, не имел своего штампа и печати, не отчитывался о своей работе перед учреждением здравоохранения, финансировался только за счет средств ООО.

Как следует из материалов дела, и в частности, Уставов ООО, в которых работала истец, данные организации осуществляли деятельность только по переработке лесоматериала и его реализации. В уставах организаций нигде не отражалась медицинская деятельность. Истцом не представлены документы и о лицензировании здравпункта, так как таковых не было.

Кроме того, представитель ответчика представил в судебном заседании Перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, работникам которых установлено льготное обеспечение в организации МУП "О", в которых должность фельдшера и сам здравпункт - не указаны, т.е. руководство ООО исходило из того, что деятельность фельдшера в их организации не дает ему право на льготную пенсию.

Это обстоятельство подтверждается также выпиской из лицевого счета застрахованного лица (Приставки Н.А.).

Поэтому суд приходит к выводу о том, что ответчиком обоснованно отказано в зачете периодов работы истца в качестве фельдшера здравпункта в следующие периоды:

с 02.11.1999г. по 30.06.2000г. - фельдшер здравпункта МУП "О",

с 17.07.2000г. по 14.09.2000г. - фельдшер здравпункта ООО "П"

с 15.09.2000г. по 31.12.2000г. - фельдшер здравпункта ООО "Р"

с 26.01.2001г. по 31.12.2004г. - фельдшер здравпункта ООО "З" ПУ "З" ОАО "Б", в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Принимая во внимание, что с учетом включения вышеуказанных периодов работы истицы в специальный стаж на момент обращения в ГУ ПФ Приставка Н.А. не обладала необходимым стажем, дающим право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением медицинской и иной деятельности по охране здоровья населения, суд принимает решение об отказе в удовлетворении исковых требований в части возложения на ответчика обязанности назначить Приставка Н.А. пенсию с даты её обращения с заявлением о назначении пенсии.

Рассматривая заявление Приставка Н.А. о взыскании с ответчика судебных расходов (200 рублей - оплата госпошлины, 5000 рублей – оплата услуг юриста, 150 рублей – стоимость услуги Банка по перечислению средств адвокату на счет, 1442 рубля – стоимость справки о реорганизации предприятий), суд исходит из требований ст.98 ГПК РФ, согласно которой, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В связи с этим, суд считает возможным частично удовлетворить требования Приставка Н.А. в части этих требований - взыскать в её пользу понесенные ею судебные расходы – 200 рублей – оплата госпошлины при подаче иска в суд, 3000 рублей в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя, принимая во внимание: объем оказанной услуги, количество подготовленных документов, продолжительность процесса. В удовлетворении остальной части требований – суд полагает необходимым отказать.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Приставка Н.А. - удовлетворить частично:

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в /адрес/ зачесть периоды работы Приставка Н.А.

- с 06.10.1992г. по 02.01.1994г. – отпуск по уходу за ребенком,

- с 17.04.1996г. по 26.03.1998г. – в качестве фельдшера здравпункта АООТ "С",

- с 30.03.1998г. по 22.09.1998г. – в качестве фельдшера здравпункта МУП "О",

- с 23.09.1998г. по 01.11.1999г.– в качестве фельдшера здравпункта МУП "О", в специальный стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Асиновском районе Томской области в пользу Приставка Н.А. в счет возмещения судебных расходов 3200 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в 10-дневный срок с подачей жалобы через Асиновский городской суд.

Судья: /подписано/Марченко Н.М.

На момент размещения не вступило в законную силу