Дело №2-331/2011 (решение)



Дело № 2-331/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

        гор. Асино                                    28 июля 2011 года

Судья Асиновского городского суда Томской области Дубаков А.Т.,

при секретаре Качаровой Ж.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Асино Томской области материалы гражданского дела по иску Величковича А.В. к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Асиновском районе Томской области об устранении нарушений пенсионных прав,

у с т а н о в и л:

Величкович А.В. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Асиновском районе Томской области о понуждении к назначению пенсии.

В заявлении указано, что истец /дата/ обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии на основании пп.19 п.1 ст.27 Закона РФ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в РФ", поскольку считал, что к моменту обращения к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии он обладал 25-летним стажем педагогической деятельности в учреждениях для детей.     /дата/ пенсионный фонд ввиду отсутствия трудового стажа работы, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, отказал в досрочном назначении пенсии, поскольку в специальный стаж не был принят период службы в составе Вооруженных Сил СССР с /дата/ по /дата/, так как действующим законодательством не предусмотрено включение службы в составе Вооруженных Сил СССР в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.    С принятым решением истец не согласен. Полагает, что период службы в составе Вооруженных Сил СССР подлежит зачету в стаж педагогической деятельности, поскольку при разрешении вопроса о его зачете должны применяться нормативные акты, регулирующие исчисление льготного педагогического стажа в спорный период, то есть Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, согласно которому служба в Вооруженных Силах СССР включается в стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии. Истец просит суд обязать ответчика зачесть спорный период в стаж педагогической деятельности, дающий право на льготу и назначить пенсию досрочно, с момента обращения с заявлением к ответчику.

В судебном заседании истец Величкович А.В., его представитель Крисецкая Е.Е. исковые требования поддержали, в их обоснование привели те же доводы. Величкович А.В. дополнил, что, проходя службу в рядах Советской Армии по призыву, он полагал, что период службы будет засчитываться в стаж педагогической деятельности, поскольку на тот момент действующее законодательство предусматривало зачет службы по призыву в льготный стаж. Истец находит решение пенсионного органа нарушающим его конституционные права - при обращении к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии обладал 25-летним стажем педагогической деятельности в учреждениях для детей, несмотря на это ответчик отказал в досрочном назначении пенсии, что повлекло нарушение его пенсионных прав.

Представитель ответчика - начальник ГУ Управление пенсионного Фонда РФ в Асиновском районе Крафт А.А. иск не признал. Указал, что действующими нормативно-правовыми актами включение службы в составе Вооруженных Сил СССР в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не предусмотрено. В период службы истца в Вооруженных Силах СССР действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Согласно Постановлению, на которое истец ссылается в защиту своих пенсионных прав, пенсия за выслугу лет работникам просвещения назначалась учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет. Период службы в армии засчитывался в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Однако, Постановление Совета Министров СССР №1397 от 17.12.1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» с 01.10.1993 года не применяется на территории РФ на основании пункта 3 Постановления Правительства РФ №953 от 22.09.1993г. Согласно п.2 ст.31 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ» Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", как и другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей данному Федеральному закону. В соответствии с абзацем вторым п. 3 ст. 10 указанного закона время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ. Исходя из анализа абзацев первого и второго п. 3 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", представитель ответчика указывает, что можно сделать вывод о том, что законодатель специально урегулировал включение времени прохождения военной службы при установлении пенсии за выслугу лет в абзаце втором п. 3 ст. 10 указанного закона. Таким образом, время прохождения военной службы военнослужащими засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии за выслугу лет только в случае прохождения службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, если они включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ. Во всех остальных случаях время прохождения военной службы учитывается для назначения пенсии на общих основаниях и при назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью учитываться не может.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 г., периоды службы в Вооруженных силах не предусмотрены. Введенное ФЗ «О трудовых пенсиях» новое правовое регулирование в области пенсионных правоотношений само по себе не противоречит Конституции РФ, не может рассматриваться как нарушающее, отменяющее или умаляющее права и свободы человека и гражданина в сфере пенсионного обеспечения.

Заслушав истца, его представителя, представителя ответчика, изучив представленные письменные доказательства, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего:

В силу пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Судом установлено, что Величкович А.В. в период с /дата/ по /дата/ служил в армии по призыву (л.д.10 -11). С /дата/ по /дата/ (23 года 01 месяц 05 дней) он занимался педагогической деятельностью в учреждениях для детей. Данные обстоятельства установлены судом на основании письменных доказательств, имеющихся в материалах дела: военного билета, выданного /дата/, трудовой книжки, выданной /дата/. Суд учитывает, что при рассмотрении вопроса о возможности назначения досрочной пенсии Величковичу А.В. ответчик в стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей принял 23 года 1 месяц 05 дней работы истца. В судебном заседании стороны указанное обстоятельство не оспаривали.

Решением комиссии по назначению пенсии Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Асиновском районе Томской области от /дата/ (л.д.9) истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости со ссылкой на то, что им не выработано требуемого законом специального стажа. При этом ответчиком, в том числе не засчитан в стаж период службы в армии, поскольку действующее законодательство такого зачета не предусматривает.

Суд находит решение пенсионного органа нарушающим пенсионные права истца.

Положения ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст. 18, 19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 № 8-П и Определение от 05.11.2002 № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

В период, когда истец служил в армии с /дата/ по /дата/, действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

На момент прохождения Величковичем А.В. службы в Советской Армии действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, поэтому, полагает суд, дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими на время прохождения Величковича А.В. службы в Советской Армии, являлись Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях" (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 26.01.1983) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397.

Согласно пункту 1 названного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.

В силу пункта 4 Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Принимая во внимание, что на момент обращения Величковича А.В. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, то есть к /дата/, им было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должностях и учреждениях, работа в которых дает право на эту пенсию, период службы в армии подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ, как правовом и социальном государстве, спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции РФ.

Согласно ст.19 Федерального Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. При этом, трудовая пенсия назначается не ранее, чем со дня возникновения права на эту пенсию.

Следовательно, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием у гражданина права на пенсию.

Из материалов гражданского дела следует и было установлено в судебном заседании, что Величкович А.В. с заявлением о назначении пенсии обратился /дата/. Учреждение Пенсионного фонда у истца приняло заявление, рассмотрело обращение и отказало в назначении пенсии, чем, по убеждению суда, нарушило конституционное право Величковича А.В.

Ответчик, принимая решение об отказе в назначении истцу пенсионных выплат досрочно, и, не признав иск в части назначения пенсии с /дата/, то есть со дня обращения с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, с учетом момента возникновения права на нее, сослался на то, что период службы в Советской Армии по призыву не дает право на льготу, предусмотренную подп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с чем, отказ в ее назначении, по мнению ответчика, является обоснованным.

Судом установлено, что к моменту обращения к ответчику с заявлением истец обладал правом на досрочное пенсионное обеспечение за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, поскольку к /дата/ он    являлся лицом, имеющим более 25 лет стажа работы, дающей права на льготу (при рассмотрении вопроса о досрочном назначении пенсии за выслугу лет ответчиком было принято 23 года 01 месяц 05 дней работы Величковича А.В., дающей право на льготное назначении пенсионных выплат, плюс спорный период 2 года 09 дней, принятый судом, как период, подлежащий включению в стаж педагогической деятельности), то есть фактически обладал необходимым стажем для реализации своего права на назначение досрочной пенсии, гарантированного Конституцией РФ.

Таким образом, суд считает, что досрочная пенсия согласно подп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" должна быть назначена истцу со дня обращения с заявлением о назначении пенсии, с учетом дня возникновения права на нее. Данное толкование не противоречит ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и гарантирует гражданину своевременное пенсионное обеспечение.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194 – 197, 198, ГПК РФ

Р Е Ш И Л :

Заявление Величковича А.В. удовлетворить:

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Асиновском районе Томской области зачесть в специальный стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, период службы Величковича А.В. в Советской Армии по призыву с /дата/ по /дата/ и назначить трудовую пенсию по старости с /дата/.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в 10-дневный срок с подачей жалобы через Асиновский городской суд.

Судья: подписано

На момент размещения решение не вступило в законную силу.