Гражданское дела № 2-330/2010
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Асино 09 августа 2011 года
Судья Асиновского городского суда Томской области Дубаков А.Т.,
при секретаре Качаровой Ж.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Асино Томской области гражданское дело по иску Ходько Н.Ю. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в Асиновском районе Томской области об устранении нарушений пенсионных прав,
у с т а н о в и л:
Ходько Н.Ю. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Асиновском районе Томской области об устранении нарушений пенсионных прав, указав, что /дата/ она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ РФ от 17.12.2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в РФ». /дата/ пенсионный орган принял решение, которым ей было отказано в назначении льготной пенсии ввиду отсутствия трудового стажа работы, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, при этом к зачету в специальный стаж было принято 21 год 10 месяцев 06 дней. Пенсионный орган в льготный стаж не принял периоды её работы в детском учреждении в качестве педагогического работника с /дата/ по /дата/, с /дата/ по /дата/, с /дата/ по /дата/, с /дата/ по /дата/, с /дата/ по /дата/, с /дата/ по /дата/, с /дата/ по /дата/, поскольку льготный характер работы не подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
С данным решением она не согласна, так как в период с /дата/ она работала педагогическим работником (воспитателем) в дошкольном образовательном учреждении – детском саду <данные изъяты>, в /дата/ это учреждение именовалось «ясли-сад №» и находилось в ведомстве Асиновского ГОРОНО. В связи с реорганизацией Асиновского ГОРОНО в Управление образования Администрации Асиновского района /дата/ яслям-саду № было присвоено название «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № <данные изъяты>, куда он была вновь принята /дата/. /дата/ учреждение стало именоваться «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение: детский сад комбинированного вида № <данные изъяты>, на сегодняшний день работает там же. Фактически с /дата/ по настоящее время она работает в одном и том же детском саду, выполняет одну и ту же трудовую функцию. При неоднократной реорганизации и передаче дошкольного учреждения из одного ведомства в другое и его переименовании, основные функции, задачи структура детского сада не изменялись. В настоящее время детскому саду присвоено наименование «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение: детский сад комбинированного вида № <данные изъяты> г.Асино Томской области», которое предусмотрено списками должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. С учетом изложенного она просит суд обязать ответчика включить в трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, указанные периоды ее работы и назначить пенсию с /дата/, то есть с момента обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии.
В судебном заседании истец Ходько Н.Ю. уточнила свои исковые требования, просила суд обязать ответчика зачесть в специальный стаж педагогической деятельности период ее работы в качестве воспитателя в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении № <данные изъяты> с /дата/ по /дата/. В обоснование исковых требований привела доводы, указанные в исковом заявлении, указала, что она считает решение, принятое пенсионным органом /дата/, нарушающим ее права и охраняемые законом интересы её доверителя.
Представитель ответчика – начальник ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Асиновскому району Томской области Крафт А.А. иск не признал и пояснил, что при анализе документов, находящихся в пенсионном деле истца, сотрудниками УПФ РФ по Асиновскому району установлено, что стаж Ходько Н.Ю., дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Закона № 173 – ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», составляет 21 год 10 месяцев 06 дней. При этом к зачету в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Асиновскому району Томской области обоснованно не был принят период работы Ходько Н.Ю. с /дата/ по /дата/ в качестве воспитателя в МДОУ № <данные изъяты>. Данный период работы не был включен в льготный стаж работы, так как не был подтвержден Выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, а также, потому что наименование учреждения не предусмотрено Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В связи с этим, решение ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Асиновскому району Томской области об отказе в назначении пенсии является законным и обоснованным.
Заслушав истца, представителя ответчика, свидетелей, изучив представленные письменные доказательства, суд считает исковые требования обоснованными, а поэтому подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В силу ч.3 ст.13 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (с изменениями и дополнениями на 27.12.2009 года) при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного указанным Федеральным законом лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Пункт 2 ст.27 Закона предусматривает, что списки производств, работ, профессий, должностей, специальностей, учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная п.1 ст.27 названного Закона, правила исчисления периодов и назначения трудовых пенсий … утверждаются Правительством Российской Федерации.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
В первом разделе Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, включающем в себя названия должностей и учреждений общеобразовательного вида (в том числе детских образовательных учреждений: детских садов всех наименований), назначение льготной пенсии предусмотрено лицам, работающим в должности воспитателя.
В судебном заседании установлено, что, работая в период с /дата/ по /дата/ воспитателем в «Муниципальном дошкольном образовательном учреждении № <данные изъяты>, Ходько Н.Ю. осуществляла педагогическую деятельность.
Указанное обстоятельство установлено пояснениями истца, а также на основании материалов дела (трудовой книжке; тарификационных списках работников школ – детского сада № <данные изъяты> за /дата/; Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения № <данные изъяты>; постановления Администрации Асиновского района Томской области № от /дата/ о внесении изменений в Устав МДОУ №, лицензий на право ведения педагогической деятельности, постановлений главы Администрации Асиновского района, должностных инструкций воспитателя), исследованных в судебном заседании.
Из записей в трудовой книжки, выданной /дата/, следует, что Ходько Н.Ю. в период с /дата/ по /дата/ исполняла обязанности воспитателя в яслях-саду №, /дата/ истица принята воспитателем в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение (МДОУ) №- детский сад <данные изъяты>, /дата/ учреждение переименовано в «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № <данные изъяты> <адрес>», с /дата/ детский сад стал именоваться МДОУ: детский сад комбинированного вида № <данные изъяты> г.Асино Томской области» В настоящее время Ходько Н.Ю. работает в том же учреждении в той же должности.
В тарификационных списках работников школ – детского сада № <данные изъяты>, за /дата/ указано, что Ходько Н.Ю. замещала должность воспитателя, должностные инструкции воспитателя МДОУ № <данные изъяты> (/дата/) и должностные инструкции МДОУ: детский сад комбинированного вида № <данные изъяты> г.Асино Томской области (/дата/) содержат указания на основные направления деятельности воспитателя – обучение и воспитание детей с учетом специфики возраста обучающихся, содействие специализации воспитанников, формированию у них общей культуры, осознанному освоению образовательных программ.
В п. 1.5 Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения № <данные изъяты>, зарегистрированного Постановлением Главы Администрации Асиновского района от /дата/, указано, что деятельность указанного учреждения направлена на реализацию основных задач дошкольного образования; на сохранение и укрепление физического здоровья детей, МДОУ осуществляет свою образовательную и хозяйственную деятельность в соответствии с законом РФ «Об образовании».
Постановлением Администрации Асиновского района Томской области № от /дата/ о внесении изменений в Устав МДОУ № постановлено: «читать наименование учреждения на титульном листе Устава в следующей редакции: «Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № <данные изъяты>, то есть учреждению присвоено наименование учреждения, работа в котором согласно Списку засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Лицензиями, зарегистрированными /дата/ за № (муниципальный ясли-сад № 5 Асиновского района), /дата/ за № (МДОУ: детский сад комбинированного вида № <данные изъяты> <адрес>), /дата/ № (МДОУ детский сад комбинированного вида № <данные изъяты> г.Асино Томской области), свидетельством о государственной аккредитации от /дата/ (МДОУ № <данные изъяты>) установлено, что детское учреждение, находящееся по адресу: <адрес>, имеет право образовательной деятельности по образовательным программам. При этом в свидетельстве о государственной аккредитации указано, что МДОУ № <данные изъяты> является детским садом комбинированного вида – вторая категория.
Перечисленные документы дают суду основания полагать, что МДОУ № <данные изъяты> и МДОУ «Детский сад комбинированного вида № <данные изъяты> является одним и тем же учреждением и, что предметом его деятельности является осуществление образовательного процесса для детей в возрасте от 2 до 7 лет, их деятельность направлена на реализацию основных задач дошкольного образования.
С учетом доказательств, исследованных в судебном заседании суд приходит к выводу о том, что задачи, функции и структура образовательных учреждений, в которых работала истица, не изменялись. Детские учреждения: МДОУ № <данные изъяты> (наименование которого не предусмотрено Списками учреждений, работа в которых дает право на льготное назначение пенсии) и МДОУ «Детский сад комбинированного вида № <данные изъяты> (учреждение, работа в котором дает право на льготное назначение пенсии) в период своей деятельности выполняли одну и ту же функцию, функцию детского сада – дошкольное воспитание и обучение детей в возрасте от 2 до 7 лет. Истица, работая, сначала в МДОУ № <данные изъяты>, а затем после реорганизации в МДОУ «Детский сад комбинированного вида № <данные изъяты>, то есть фактически в одном и том же детском дошкольном учреждении, выполняла одну и ту же работу – реально исполняла обязанности воспитателя, занималась педагогической деятельностью в учреждении для детей дошкольного возраста. Свидетели А., Б. подтвердили суду, что с /дата/ по настоящее время профиль и функции учреждения, где работала истица не менялись.
Решением ГУ-УПФ России в Асиновском районе Томской области от /дата/ Ходько Н.Ю. было отказано в назначении трудовой пенсии в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ввиду отсутствия стажа работы, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, при этом в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, не был принят период работы истицы с /дата/ по /дата/ в качестве воспитателя. В качестве мотива отказа пенсионный орган указал, что в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица Ходько Н.Ю. отсутствует указание на льготный характер работы в указанном периоде. Вместе с тем пенсионный орган засчитал в специальный стаж работы 21 год 10 месяцев 06 дней, в том числе работы в периоды с /дата/, с /дата/ по настоящее время в качестве воспитателя в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении. Кроме того, отказывая в зачете в стаж педагогической деятельности периода работы истицы воспитателем в МДОУ № <данные изъяты> с /дата/ по /дата/, пенсионный орган исходил из того, что указанный период работы в качестве воспитателя не может быть включен в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку такое наименование, как Муниципальное дошкольное образовательное учреждение в Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, а также в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, отсутствует.
С этим выводом суд не может согласиться, его нельзя признать правильным по следующим основаниям:
Судом установлено, что истица с /дата/ работала воспитателем в МДОУ № <данные изъяты>, которое с /дата/ стало называться МДОУ «Детский сад комбинированного вида № <данные изъяты> На момент подачи заявления в пенсионный орган для назначения досрочной трудовой пенсии Ходько Н.Ю. продолжала работать там же.
В Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других образовательных учреждениях для детей дает право на досрочное назначение пенсии по выслуге лет, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, а также Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, наименование Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № <данные изъяты>, действительно отсутствует.
При этом, как было указано выше, в судебном заседании установлено, что наименование детского дошкольного образовательного учреждения, в котором на протяжении своей трудовой деятельности Ходько Н.Ю. выполняла одни и те же трудовые обязанности – воспитателя, т.е. осуществляла педагогическую деятельность, неоднократно изменялось. Несмотря на смену наименований, данное учреждение оставалось общеобразовательным для детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет, работники которого осуществляли педагогическую деятельность в полном объеме.
В соответствии с указаниями, содержащимися в п. 9 и абз. 3 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судомисходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленныхв судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Помимо этого в соответствии с пунктом 1, 5 ст. 12 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
В уставах учреждений, где работала истица, определено, что деятельность учреждения направлена на реализацию основных задач дошкольного образования.
Из анализа уставов усматривается, что, несмотря на изменение названия Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № <данные изъяты> г.Асино Томской области, являясь общеобразовательным учреждением для детей, продолжает осуществлять те же цели, задачи и функции, что и Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № <данные изъяты>, которое также являлось общеобразовательным учреждением для детей.
Пенсионный орган зачёл Ходько Н.Ю. период работы воспитателем в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № <данные изъяты> в специальный стаж, дающий право для досрочного назначения трудовой пенсии. При этом время работы истицы в должности воспитателя при прочих равных условиях в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении № <данные изъяты> пенсионный орган не зачел в данный специальный стаж, чем, по убеждению суда, безусловно, нарушил ее право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах суд, с учетом указанных правовых норм, правовой позиции Верховного Суда РФ, считает, что работа Ходько Н.Ю. воспитателем в МДОУ № <данные изъяты> в период с /дата/ по /дата/ подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку наименование учреждения не определяет различие в условиях и характере ее профессиональной деятельности в указанной должности. Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению её конституционного права на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
Принимая данное решение, суд учитывает положения ст.19 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» о том, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. В случае, если в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии. При этом, трудовая пенсия назначается не ранее, чем со дня возникновения права на эту пенсию.
Как следует из пояснений Ходько Н.Ю., материалов гражданского дела, истица с заявлением о назначении пенсии, предоставив все имеющиеся у нее документы, обратилась /дата/.
Учреждение Пенсионного фонда у истицы приняло документы и заявление, рассмотрело обращение и отказало в назначении пенсии, чем, по убеждению суда, нарушило конституционное право истицы.
Ответчик, принимая решение об отказе в назначении истице пенсионных выплат досрочно, и, не признав иск в части назначения пенсии с /дата/, то есть со дня обращения с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, с учетом момента возникновения права на нее, сослался на то, что работа воспитателем в МДОУ № <данные изъяты> не дает право на льготу, предусмотренную подп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с чем, отказ в ее назначении, по мнению ответчика, является обоснованным.
Как установлено в ходе разбирательства дела, к моменту обращения к ответчику с заявлением истица обладала правом на досрочное пенсионное обеспечение за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, поскольку к /дата/ она являлась лицом, имеющим более 25 лет стажа работы, дающей права на льготу (при рассмотрении вопроса о досрочном назначении пенсии за выслугу лет ответчиком было принято 21 год 10 месяцев 06.дней работы Ходько Н.Ю., дающей право на льготное назначении пенсионных выплат, плюс спорный период, принятый судом (2 года 2 месяца 26 дней), как период работы, подлежащий включению в стаж педагогической работы), то есть фактически обладала необходимым стажем для реализации своего права на назначение досрочной пенсии, гарантированного Конституцией РФ.
Таким образом, суд считает, что досрочная пенсия согласно подп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" должна быть назначена истице со дня обращения с заявлением о назначении пенсии, с учетом дня возникновения права на нее. Данное толкование не противоречит ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и гарантирует гражданину своевременное пенсионное обеспечение.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ходько Н.Ю. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Асиновском районе Томской области включить период работы Ходько Н.Ю. с /дата/ по /дата/ в качестве воспитателя в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении № <данные изъяты> в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии и назначить ей пенсию с момента ее обращения в ГУ Управление ПФ РФ в Асиновском районе Томской области, то есть с /дата/.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в 10-дневный срок со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Асиновский городской суд.
Судья подписано А.Т.Дубаков
На момент размещения решение не вступило в законную силу.