Гражданское дело № 2-379/2011
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Асино 20 сентября 2011 года
Асиновский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Дубакова А.Т.,
при секретаре Каракулове Т.Г.,
с участием истца Терехиной Т.А.,
представителя ответчика Толстого Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Терехиной Т.А. к Администрации Томской области, Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области, Администрации Асиновского городского поселения о понуждении к предоставлению жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Терехина Т.А. обратилась в суд с иском к Администрации Томской области, Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области, Администрации Асиновского городского поселения о выделении денежных средств на приобретение жилья, указав, что относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилья. Ее мать умерла, отец решением суда лишен родительских прав. С /дата/ она находилась в Асиновском детском доме. За ней было закреплено жилое помещение, однако, в последствии соответствующее постановление было отменено, так как закрепленное жилье было не пригодно для проживания. С /дата/ истец обучалась в ОГОУ, проживала в общежитии. В настоящее время жилье ей не предоставлено. Истец на иждивении имеет двух несовершеннолетних детей.
Истец в судебных заседаниях заявленные требования неоднократно уточняла. С учетом последнего уточнения иска Терехина Т.А. заявленные требования к Администрации Томской области и Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области не поддержала, просила обязать Администрацию Асиновского городского поселения предоставить ей жилое помещение по договору социального найма вне очереди жилой площадью не менее установленных социальных норм. Иск обосновала доводами, указанными в заявлении. Дополнила, что сейчас она с мужем и двумя детьми проживает в <адрес> в квартире у свекрови. Своего жилья у них нет.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации Асиновского городского поселения – иск не признал. Пояснил суду, что законом на администрацию Асиновского городского поселения возложены государственные полномочия по предоставлению вне очереди жилых помещений категориям граждан, к которым отнесен и истец. Терехина Т.А. состоит на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, кроме нее имеются иные граждане, состоящие на таком учете. Собственных денежных средств на приобретение жилья у Администрации Асиновского городского поселения нет, свободного жилья не имеется. Предусмотренные законом обязанности исполняются администрацией по мере поступления соответствующего финансирования из областного бюджета и могут быть исполнены и в отношении истца в случае получения субвенций на приобретение жилых помещений.
Представитель ответчика Администрации Томской области в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В отзывах на иск указала, что привлечение Администрации Томской области ответчиком по делу необоснованно, так как у нее отсутствуют полномочию по обеспечению жильем детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме этого, выделение денежных средств, для определенного лица, законом не предусмотрено.
Представитель ответчика Департамента по вопросам семьи и детей Томской области в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В отзывах на иск указала, что Департамент не уполномочен на распределение денежных средств для обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме этого, выделение денежных средств, для определенного лица, законом не предусмотрено.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд считает заявленные к Администрации Асиновского городского поселения исковые требования подлежащими удовлетворению.
Так, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 г. N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.
Согласно ст. 5 указанного Закона, Предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Томской области.
В соответствии с Законом Томской области от 11 сентября 2007 г. N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями).
Частью 3 ст. 3 данного Закона установлено, что в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов:
осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - учет). Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8 июня 2005 года N 91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма";
за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования;
по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.
В судебном заседании установлено, что Терехина Т.А. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения истец не имеет и состоит в администрации Асиновского городского поселения на учете, как нуждающаяся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о смерти от /дата/, решением Асиновского городского нарсуда от /дата/ о лишении родительских прав А. в отношении в том числе и истца, постановлением главы Администрации Асиновского городского поселения от /дата/ №, постановлением Главы Асиновского района от /дата/ № и ответчиком не оспаривались.
Истец /дата/ вступила брак, ей была присвоена фамилия Терехина /свидетельство от /дата//.
Терехина Т.А. окончила ОГОУ (справка директора ОГОУ), замужем, имеет малолетних детей (свидетельства о рождении от /дата/ и от /дата/) и в силу приведенных положений закона должна быть обеспечена жилой площадью вне очереди, однако в настоящее время жилье ей не предоставлено.
Довод представителя администрации Асиновского городского поселения об отсутствии соответствующего финансирования, о наличии иных граждан претендующих на получение жилья во внеочередном порядке, не может быть учтен при вынесении судебного решения, поскольку обязанность реализации права истца на внеочередное получение жилого помещения возложена на администрацию Асиновского городского поселения.
Кроме этого, исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, суд приходит к выводу о том, что разрешение требования о предоставлении истцу жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Предоставление жилых помещений вне очереди, в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь, а потому указанное право истца должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Следовательно, жилье истцу должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.
Истец в судебном заседании не отказалась от иска к Администрации Томской области, Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области, а не поддержала заявленные к ним требования, следовательно, в удовлетворении исковых требований к данным ответчикам необходимо отказать.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Терехиной Т.А. к Администрации Асиновского городского поселения удовлетворить.
Обязать Администрацию Асиновского городского поселения предоставить Терехиной Т.А. жилое помещение по договору социального найма вне очереди жилой площадью не менее установленных социальных норм.
В удовлетворении иска к Администрации Томской области, Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме, с подачей жалобы через Асиновский городской суд.
Судья подписано А.Т. Дубаков
На момент размещения решение не вступило в законную силу.