Гражданское дело № 2-463/2011 г.
Решение
именем Российской Федерации
г.Асино 07 октября 2011 года
Асиновский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Пикина В.П.,
при секретаре Юрченко Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Асино Томской области гражданское дело по иску Костина В.Н. к государственному учреждению-Управление Пенсионного фонда РФ в Асиновском районе Томской области об устранении нарушений пенсионных прав,
установил:
Костин В.Н. обратился с иском к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Асиновском районе Томской области об устранении нарушений пенсионных прав, В обоснование исковых требований Костин В.Н. указал, что 22.06.2011 он обратился в ГУ УПФ РФ в Асиновском районе с заявлением о назначении ему трудовой пенсии в соответствии с подп.9 п.1 ст.27 ФЗ РФ от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». /дата/ пенсионный фонд вынес решение /номер/ об отказе в назначении ему пенсии ввиду отсутствия стажа работы, дающего право на льготное пенсионное обеспечение. Ответчик не принял к зачету периоды работы: с 12.09.1972 по 31.12.1972 в должности матроса; с 15.04.1977 по 27.12.1977, с 27.04.1978 по 30.03.1981, с 01.04.1981 по 07.04.1982- в должности рулевого моториста; с 08.04.1982 по 13.07.1985 в должности механика, помощника капитана; с 14.07.1985 по 31.12.1991 в должности капитана механика; с 01.01.1993 по 28.03.1998 в должности капитана-механика в связи с непредставлением уточняющей справки о том, что должности или профессии относятся к плавсоставу, а судна не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородным и внутригорородского сообщения. С данным решением он не согласен. На момент обращения в пенсиооный фонд за назначением трудовой пенсии по старости он имел 29 лет 4 месяца 21 день страхового стажа и более 22 лет льготного, в том числе с 14.07.1985 по 28.03.1998 в С.ЛПК в должности капитана-механика, помощника капитана, механика. Однако пенсионный фонд засчитывает ему из этого периода лишь время с 01.01.1992 по 31.12.1992, хотя он никуда не переводился и всегда выполнял одну и ту же работу. С 14.07.1985 он работал в С.ЛПК на лесосплаве (буксировка плотов) в должностях, относящихся к плавсоставу. Суда, на которых он работал не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным суда, судам пригородного и внутригородского сообщения. Однако, справку, подтверждающую льготный характер его работы в пенсионный орган он представить не мог, так как С.ЛПК в 1992 году был реорганизован в АООТ "О" которое впоследствии было ликвидировано. В архиве необходимые документы отсутствуют. обязывании ответчика включить в льготный стаж период его работы с 14.07.1985 по 31.12.1991, и с 01.01.1993 по 28.03.1998 и назначить ему пенсию по старости в соответствии с подп.9 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 22.06.2011. На основании изложенного просит обязать ответчика включить в льготный стаж период его работы с 14.07.1985 по 31.12.1991, и с 01.01.1993 по 28.03.1998 и назначить ему пенсию по старости в соответствии с подп.9 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 22.06.2011.
В судебном заседании истец Костин В.Н. исковые требования уточнил, просил обязать ГУ УПФ РФ в Асиновском районе Томской области включить в периоды его работы в С.ЛПК: с 27.04. по 07.04.1982; с 14.07.1985 по 10.05.1989; с 20.04.1990 по 31.12.1991; с 01.01.1993 по 28.03.1998 в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости и назначить ему трудовую пенсию по старости с 22.06.2011. Уточненные исковые требования поддержал, в их обоснование привел доводы, указанные в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что все время он работал на катере проекта Т-63 полный навигационный период, менялись только их номера катеров, в должности: капитана-механика, рулевого моториста. В его обязанности входило переплав плавкранов на ремонт по р.Чулым до ст.Линево Красноярского края (расстояние 869 км), от ст.Линево до устья р.Чулым, от п.Вознесенка г.Асино до п.Усть Чулым Молчановского района (расстояние 340 км), буксирование плотов с лесом по р.Объ до Могочино, Каргаска. По лоцманской карте переплавляли плоты с лесом по р.Чулым до Красноярска. Их катера назывались транзитными и предназначались для буксировки плотов с лесом, барж, самоходных судов.
Представитель истца Бескишкина Л.А. уточненные исковые требования истца Костина В.Н. поддержала, просила обязать ГУ УПФ РФ в Асиновском районе Томской области включить периоды работы Костина В.Н. в С.ЛПК с 27.04.1978 по 07.04.1982, с 14.07.1985 по 10.05.1989, с 20.04.1990 по 31.12.1991, с 01.01.1993 по 28.03.1998. в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и назначить ему трудовую пенсию по старости с 22.06.2011. В обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что Костин В.Н. с 14.07.1985 года работал в С.ЛПК на лесосплаве (буксировка плотов катером) в должностях, относящихся к плавсоставу. Суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения. На основании представленных в судебное заседание письменных документов и показаний свидетелей, допрошенных в судебном заседании, было доказано, что истец имеет право на трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях». В совокупности обстоятельства дела указывают на то, что, исходя из характера деятельности, Костин В.Н. в спорных периодах, действительно работал в плавсоставе на судах речного флота (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения). Должности, в которых он осуществлял свою трудовую деятельность, относятся плавсоставу.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Асиновском районе Томской области Меринкова Л.М., действующая на основании доверенности от /дата/, исковые требования Костина В.Н., с учетом их уточнения, признала частично. В письменном отзыве на исковое заявление указала, что Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Костину В.Н. было обосновано отказано в назначении трудовой пенсии. Требование Костина В.Н. о назначении пенсии с момента возникновения права не обосновано. Также не обосновано требование о включении периодов работы: 14.07.1985 по 10.05.1989, с 20.04.1990 по 31.12.1991, с 01.01.1993 по 28.03.1998 в льготный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Просила рассмотреть дело в её отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав пояснения истца, его представителя, изучив показания свидетелей, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд считает необходимым принять решение об удовлетворении исковых требований Костина В.Н., с учетом их уточнения, по следующим основаниям.
Согласно записям трудовой книжки истец в период с 12.09.1972 по 25.10.1974 был трудоустроен матросом на катере в мотофлоте С.ЛПК; 15.04.1977 после окончания курсов был переведен с должности рабочего цеха /номер/ –мотофлот С.ЛПК рулевым мотористом; 27.12.1977 уволен по собственному желанию; с 27.04.1978 по 30.03.1981 годы работал в должности рулевого моториста катера /номер/; после окончания курсов 01.04.1981 был назначен капитаном-механиком; 07.04.1982 уволен в связи с переводом в ПЛО "М" 07.04.1982 принят в порядке перевода из С.ЛПК в П. механиком-помощником капитана; 01.08.1982 в связи с реорганизацией ПЛО "М" переведен в Ч.сплавконтору капитаном-механиком на мотофлот; 13.07.1985 в связи со структурными изменениями ВЛО Е. сплавконтора объединена с С.ЛПК и Костин В.Н. был принят капитаном –механиком по переводу из Ч.сплавконтора в цех /номер/ (нижний склад); 02.01.1986 он был переведен в цех /номер/ (мотофлот) капитаном-механиком, а 20.04.1990 переведен механиком-помощником капитана. 04.11.1992 С.ЛПК реорганизован АООТ "О" 28.03.1998 Костин В.Н. был уволен в связи с ликвидацией предприятия.
Имея 29 лет 4 месяца 21 день страхового стажа, в том числе более 12 лет 6 месяцев стажа, дающего право на льготное пенсионное обеспечение и возраст свыше 55 лет, Костин В.Н. обратился с заявлением в ГУ–УПФ РФ в Асиновском районе Томской области о досрочном назначении трудовой пенсии.
Решением ГУ – УПФ РФ в Асиновском районе Томской области /номер/ от /дата/ Костину В.Н. было отказано в назначении пенсии в соответствии с п.п.9 п.1 ст.27 Закона РФ №О трудовых пенсиях в РФ» в в связи с отсутствием стажа работы, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение. Ответчиком не были приняты к зачету стаж работы Костина В.Н., дающий право на досрочное пенсионное обеспечение: с 12.09.1972 по 31.12.1972 –в должности матроса: с 15.04.1977 по 27.12.1977-в должности рулевого моториста; с 27.04.1978 по 30.03.1981-в должности рулевого моториста; с 01.04.1981 по 07.04.1982-в должности рулевого моториста; с 08.04.1982 по 13.07.1985-в должности механика, помощника капитана; с 14.07.1985 по 31.12.1991-в в должности капитана-механика; с 01.01.1993 по 28.03.1998-в должности капитана-механика, в связи с отсутствием справки о том, что данная должность или профессия относится к плавсоставу, а судно не относится к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородным и внутригородского сообщения.
В соответствии с ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. «173-ФЗ (далее Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ») трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании п.1 ст.7 указанного Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 6- лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п.9.п.1 ст.27 вышеуказанного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и20 лет.
Исходя из буквального толкования указанной нормы Закона плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.
В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла подпункта «и» пункта 1статьи 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990.
Согласно п.6.3 Указания Минсоцзащиты РФ от 20.04.1992 №1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет» для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда плавсоставу судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности достаточно уточняющей справки предприятия, что данная должность относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Следует также учитывать, что в соответствии с пунктом 9 указаний Минсоцзащиты РФ от 20 апреля 1992 года N 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет» в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также на других работах во время рейса включаются некоторые периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс. К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта, нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, отпуске по беременности и родам, оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения установленного законодательством возраста (но не далее чем до 6 октября 1992 года, когда вступила в действие статьи 167 КЗоТ в редакции, исключающей такую возможность), временной нетрудоспособности, нахождения в командировках, а также иные периоды, когда не требуется перевода на другую работу.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 ст.27 Федерального закона № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 537 утверждены Списки производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Список работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1992 г. N 467 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 №537 применяется при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности.
Списком отдельных видов судов, профессий и должностей плавсостава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности для назначений пенсий за выслугу лет независимо от возраста, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 11.10.1990 №403/18-85 предусмотрено назначение трудовой пенсии досрочно капитанам-директорам, капитанам (старшинам) и их помощникам, штурманам, механикам всех наименований, мотористам и машинистам всех наименований и их помощникам.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Вопрос отнесения судна к определенной категории находится в компетенции судовладельца и решается на основании данных технической характеристики судна, вида деятельности, характера выполняемой работы, района плавания.
Согласно паспорту /номер/, регистр /номер/ от /дата/ буксирного теплохода Т-63 «ОЖ», эксплуатирующегося С.ЛПДК, судно предназначено для буксирных работ.
Из технических характеристик (л.д.147-153) следует, что проекты Т-63, Т-63-ОЖ, Т-63М, 1606, 1470, 14701: типа «Костромич» являются буксирными судами класса «О» и допущены для эксплуатации в условиях озер и водохранилищ. Назначение-работа на лесосплаве и буксировка несамоходных судов.
В соответствии с уставом службы на судах флота Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР от 24.11.1986 №374 плавсостав судна состоит из командного состава (капитан, капитаны-механики, помощники капитанов, помощники капитанов-механиков, механики, помощники механиков, старшины-мотористы, водители-мотористы), назначаемые руководством предприятия-судовладельца и рядового состава, назначаемого руководством предприятия-судовладельца по представлению капитана судна.
В архивной справке администрации Асиновского района /номер/ от /дата/ указано, что в приказах по личному составу С.ЛПДК, С.ЛПК за 1972-1998 годы наименование должностей истца указаны как: «матрос мотофлота», «моторист», «рулевой моторист в цехе мотофлота», «капитан-механик цеха /номер/», «капитан –механик по переводу из Ч.конторы в цех /номер/», «капитан-механик цеха /номер/», «капитана-механика перевести помощником капитана», «механика цеха /номер/ уволить в связи с ликвидацией предприятия».
Из коллективного договора С.ЛПК на 1987 год следует, что в положение о премировании ИТР, служащих, МОП цехов за основные результаты хозяйственной деятельности были включены, в том числе команды плавсостава, занятые буксировкой полот и кошелей со сплавучастков, буксировка оплотника и перевозка такелажа на сплавучастки за сокращение нормативного времени и безаварийную доставку такелажа.
Из коллективного договора Асиновского лесопромышленного комбината на 1988 год следует, что в положение о сдельно-премиальной и повременно-премиальной системах оплаты труда рабочих были включены в том числе команды плавсостава и рабочие, занятые на поимке и перепуске плотов и кошелей за безаварийную постановку перепуск плотов и кошелей.
Штатными расписаниями членов экипажей судов речного флота Асиновского ЛПК на 1980, 1981, 1987 годы на буксирных судах Т-63 предусмотрен следующий состав команды при совмещении профессий: капитан- помощник механика, рулевой моторист.
Согласно приказам Асиновского ЛПК объединения «Томлеспром» /номер/ от апреля 1975, года, /номер/ от /дата/, /номер/ от /дата/, /номер/ от /дата/, /номер/ от /дата/ «О мерах по обеспечению выполнения плана по прибытию древесины в конечные пункты в плотах и кошелях» в навигацию, /номер/ от /дата/ «О проведении навигации» начальникам сплавных участков, в том числе и /номер/, поручалась организация проведения всех работ по встрече и постановке плотов на р.Чулым и Курье. Катера Т-63 цеха /номер/ расставлялись на встречу и проводку плотов, на рейдовые работы на сплавных участках.
Свидетель В. суду пояснил, что с 1974 года он работал в мотофлоте С.ЛПК в должности капитана-механика на костромиче проекта Т-63. Вместе с ним с 1970 года до ликвидации С.ЛПК работал Костин В.Н., но на другом судне проекта Т-63. В их обязанности входило доставление плотов со сплавучастков по р.Чулым из Тегульдета, Берегаево, Черный Яр в С.ЛПК В акватории порта они никогда не работали. Вместе с ними также работали плотоводы Г. и Л., которые ушли на пенсию на льготных условиях.
Из показаний свидетеля Ж. следует, что в период с 1975 по 1989 годы он совместно с Костиным В.Н. работал в мотофлоте С.ЛПК на судах проекта Т-63, выполняли одинаковые функции. В их обязанности входила буксировка плотов по р.Чулым, в том числе и из с.Линево Красноярского края, расположенного в 500 км. от Асино, и доставляли их в С.ЛПК. Костин работал совместно со Ц.. В 1989 году он ушел, а Костин продолжал работать. В акватории порта Костин не работал, он всегда находился в рейсе, перевозку пассажиров осуществляла специальная самоходка, на которой работали другие люди.
Согласно показаниям свидетеля Т. в 1973 году он начинал работать совместно с Костиным В.Н. в мотофлоте С.ЛПК, затем Костин В.Н. выучился и стал капитаном, затем капитаном-механиком, а он - рулевым мотористом. Работали на судне, которое занималось буксировкой плотов из с.Линево Красноярского края в п.Рейд г.Асино, из Берегаево, Черной речки Тегульдетского района. Ч.сплавконтора - это отдельное структурное подразделение С.ЛПК, трудовая деятельность в сплавконторе оставалась прежней. В настоящее время он находится на льготной пенсии.
Согласно показаниям свидетеля И., её супруг Костин В.Н. в 1982 году осуществлял свою трудовую деятельность в мотофлоте С.ЛПК в качестве капитан-механика. По роду своей деятельности Костин В.Н. занимался проведением плотов из с. Тегульдет и других населенных пунктов в г. Асино, в акваторию пристани пос. Рейд. Во время навигации Костин В.Н. всегда находился в плавании, сопровождал плоты с древесиной и в акватории порта никогда не работал. В связи с характером его работы, ему выдавался сухой паёк в виде сгущенного молока, консервированных каш, тушенок. Во время его работы с катера, на котором он работал, была совершена кража тушенки. По данному факту возбуждалось уголовное дело.
Оценивая показания допрошенных свидетелей на предмет их достоверности с позиции ст.67 ГПК РФ, суд принимает во внимание то обстоятельство, что данные показания являются последовательными и непротиворечивыми, соответствуют объяснениям истца, его представителя, дополняют друг друга. Допрошенные свидетели были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, у свидетелей нет заинтересованности в исходе дела. Факт работы свидетелей вместе с истцом подтверждается записями в трудовых книжках свидетелей, решениями Асиновского городского суда от 06.06.2008, 09.09.2008, 15.12.2008, приговором Асиновского городского суда Томской области от 19.11.1985, копии которых приобщены к материалам дела, лоцманскими картами, подтверждающими наличие маршрутов следования по рекам Томской области, представленными на обозрение суда истцом и его представителем.
Кроме того, о правдивости показаний свидетелей, об обоснованности доводов истца свидетельствуют материалы, копии которых приобщены к делу:
Из характеристики теплохода проекта Т-63М (Т-63-ОД) находящейся в гражданском деле /номер/ по заявлению В. об установлении факта имеющего юридическое значение следует, что основным назначением указанного теплохода является работа на лесосплаве и буксировка несамоходных судов.
Согласно архивной справке /номер/ от /дата/ находящейся в гражданском деле /номер/ по иску Ж. к ГУ УПФ РФ в Асиновском районе об устранении нарушений пенсионных прав, С. ЛПЗ), С.ДОК переименован в ЛПДК) приказом от /дата/ "Д" а затем преобразован в С.ЛПК приказаом /номер/ от /дата/ "П" С.ЛПК реорганизован в АООТ "О" на основании постановления главы администрации Асиновского района Томской области /номер/ и ликвидирован /дата/ по решению Арбитражного суда Томской области.
Из справок выданных АООТ "О" от /дата/, /дата/ находящихся в гражданском деле /номер/ по иску Т. к ГУ УПФ РФ в Асиновском районе об устранении нарушений пенсионных прав, следует, что АООТ "О" является правопреемником С.ЛПДК, С.ЛПК, ПЛО "М" Ч.конторы. В связи со структурными изменениями в соответствии с приказом /номер/ от /дата/ ВЛО Е. сплавконтора объединена с С.ЛПК, на основании этого приказа мотофлот выделен в самостоятельную структуру цеха С.ЛПК-цех /номер/ (мотофлот). Л. и Р. работали в период с 1968 по 1998 годы в плавсотсаве на судах речного флота, не относящихся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, портам служебно-вспомогательным, разъездным пригородного и внутригородского сообщения, капитанами-механиками катера Т-63. Катер Т-63 был занят рейдовыми работами на буксировке и выводке плотов. Буксирные катера являются собственностью АООТ "О" и приписаны г.Асино лесопромышленный комбинат. Должности: капитан–механик катера Т-63, 93 (т-1606), капитан-механик относятся к плавсоставу. Период навигации в АООТ "О" проходил с 15.04 по 1.11 ежегодно.
Также суд учитывает, что частично документов о характере деятельности судна проекта Т-63 не сохранилось, в связи с ликвидацией предприятия. При этом со стороны ответчика не представлено доказательств, опровергающих данные свидетельские показания.
Согласно акту специалиста-эксперта группы оценки пенсионных прав застрахованных лиц ГУ УПФ РФ в Асиновском районе Томской области при проведении проверки льготной работы Костина В.Н. установлено, что Костин В.Н. значится в книгах приказов С.ЛПК по производственной деятельности о расстановке судокоманд самоходного и несамоходного флота в навигации 1973- 1990 годов. В навигацию 1973-1974 годов Костин В.Н. значится как матрос катеров № 184, 182 проекта Т-63.
Как следует из п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Анализируя представленные доказательства в их полной совокупности, в том числе, показания свидетелей, суд приходит к выводу о том, что суда проекта Т-63, на которых работал истец в спорные периоды работы в должности: капитана-механика, рулевого моториста, являлись буксирными судами, и были заняты рейдовыми работами по буксировке и выводке плотов, не являлись портовыми судами, поскольку работодатели в силу своей компетенции не определяли их назначение как портового судна. Суд считает что, исходя из технической характеристики и типа судов, назначения и характера работы судов, которые использовались работодателем в качестве буксирных судов для перевозки плотов с лесом, плавкранов для ремонта по реке Чулым из Линево Красноярского края, Берегаево Тегульдетского района до Асино, от с.Вознесенка до с.Усть Чулым, по реке Объ до Могочино, Каргаска, их работа носила самостоятельный характер, не предназначенный для обслуживания иных судов.
Поэтому суд приходит к выводу, что должности истца в спорные периоды относятся к плавсоставу, а суда, на которых работал истец не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
В нарушении требований ст.56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств обратного.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что подлежат включению в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п.9 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» следующие периоды работы Костина В.Н.:
с 27.04.1978 по 07.04.1982 в должности рулевого моториста, капитана-механика в мотофлоте С.ЛПК;
с 14.07.1985 по 10.05.1989 года в должности капитана-механика в цехе /номер/ (нижний склад) С.ЛПК;
с 20.04.1990 по 31.12.1991 в должности механика-помощника капитана в цехе /номер/ С.ЛПК;
с 01.01.1993 по 28.03.1998 в должности в должности механика-помощника в АООТ "О".
В соответствии со ст.19 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных п.4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). При этом днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
В судебном заседании установлено, что Костин В.Н. 22.06.2011 по достижении им 55-летнего возраста обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсионных выплат досрочно. К моменту обращения к ответчику с заявлением истец полагал, что обладает правом на назначение досрочной пенсии по старости с учетом включения в трудовой стаж всех периодов работы, указанных впоследствии в исковом заявлении.
Ответчик, принимая решение об отказе в назначении истцу пенсионных выплат досрочно, сослался на отсутствие справки о том, что данная должность или профессия относится к плавсоставу, а судно не относится к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородным и внутригородского сообщения.
Однако судом установлено, что истец на 22.06.2011 года, т.е. на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, являлся лицом, имеющим более 25 лет страхового стажа и 12 лет 6 месяцев стажа работы, дающего права на льготу, то есть фактически обладал необходимым стажем для реализации своего права на назначение досрочной пенсии, гарантированного Конституцией РФ. Суд считает, что на момент обращения к ответчику за назначением пенсии Костин В.Н. не располагал необходимыми сведениями, подтверждающими право на пенсию, и не представил соответствующие сведения не по своей вине, а связи с отсутствием их в соответствующих архивных фондах.
В соответствии с требованиями ст. 19 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ досрочная трудовая пенсия должна быть назначена истцу с момента обращения с заявлением к ответчику. Данное толкование не противоречит статье 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и гарантирует гражданину право на своевременное пенсионное обеспечение в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Костина В.Н. удовлетворить.
Обязать государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в Асиновском районе Томской области зачесть период работы Костина В.Н.: с 27 апреля 1978 года по 07 апреля 1982 года; с 14 июля 1985 года по 10 мая 1989 года; с 20 апреля 1990 года по 31 декабря 1991 года; с 01 января 1993 года по 28 марта 1998 года в должностях: рулевого моториста, капитана-механика, механика –помощника капитана в Асиновском ЛПК, переименованном в дальнейшем в АООТ "О" в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Обязать государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в Асиновском районе Томской области назначить Костину В.Н. пенсию по старости досрочно с 22 июня 2011 года, т.е. с момента обращения с заявлением о её назначении.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в 10-дневный срок с момента принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Асиновский городской суд Томской области.
Судья (подписано) В.П.Пикин
На момент размещения решение в законную силу не вступило.