Дело №2-512/2011 (решение)



Гр. дело № 2-512/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Асино                          21 сентября 2011 года

Асиновский городской суд Томской области в составе:

председательствующего - Марченко Н.М.,

при секретаре - Сайфуллиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Асино Томской области гражданское дело по иску Булах В.Г. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в Асиновском районе Томской области об устранении нарушений пенсионных прав,

установил:

Булах В.Г. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Асиновском районе Томской области об устранении нарушений пенсионных прав, указав, что "дата" она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ РФ от 17.12.2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в РФ». "дата" пенсионный орган принял решение, которым ей было отказано в назначении льготной пенсии ввиду отсутствия трудового стажа работы, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, при этом к зачету в специальный стаж было принято 22 года 0 месяцев 23 дня. Пенсионный орган в льготный стаж не принял период её работы в детском учреждении в качестве педагогического работника с "дата" по "дата", поскольку льготный характер работы не подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

С данным решением она не согласна, так как в период с "дата" она работала педагогическим работником (воспитателем) в «яслях-саду № /__/», находящегося в ведении <данные изъяты> ГОРОНО, а затем с "дата" работала воспитателем в детском саду <данные изъяты> ТРЗ. С "дата" по "дата" работала воспитателем в «яслях-саду № /__/», находившемся в ведении <данные изъяты> ГОРОНО. С "дата" по "дата" работала воспитателем в ОГУ <данные изъяты>. С "дата" по настоящее время она работает в детском саду комбинированного вида № /__/ <данные изъяты>. В связи с реорганизацией <данные изъяты> ГОРОНО в Управление образования Администрации <данные изъяты> района "дата" году «яслям-саду № /__/» было присвоено название «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № /__/ <данные изъяты>. "дата" учреждение стало именоваться «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение: детский сад комбинированного вида № /__/ <данные изъяты>. На сегодняшний день она работает там же. Фактически с 1985 года по настоящее время она работает воспитателем, выполняет одну и ту же трудовую функцию. При неоднократной реорганизации и передаче дошкольного учреждения из одного ведомства в другое и его переименовании, основные функции, задачи структура детского сада не изменялись. В настоящее время детскому саду присвоено наименование «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение: детский сад комбинированного вида № /__/ <данные изъяты> г.<данные изъяты> <данные изъяты> области», которое предусмотрено списками должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. С учетом изложенного, она просит суд обязать ответчика включить в трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, указанный период ее работы и назначить пенсию с "дата", то есть с момента обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии.

В судебном заседании истец Булах В.Г. исковые требования поддержала в полном объеме, в их обоснование привела доводы, указанные в исковом заявлении.

Представитель ответчика – ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Асиновскому району Томской области Меринкова Л.М. иск не признала и пояснила, что при анализе документов, находящихся в пенсионном деле истца, сотрудниками ГУ УПФ РФ по Асиновскому району установлено, что стаж Булах В.Г., дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Закона № 173 – ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», составляет 22 года 0 месяцев 23 дня. При этом к зачету в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Асиновскому району обоснованно не был принят период работы Булах В.Г. с "дата" по "дата" в качестве воспитателя в МДОУ № /__/ <данные изъяты>. Данный период работы не был включен в льготный стаж работы, так как наименование учреждения не предусмотрено Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В связи с этим, решение ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Асиновскому району Томской области об отказе в назначении пенсии считает законным и обоснованным.

Заслушав истца, представителя ответчика, изучив представленные письменные доказательства, суд считает исковые требования обоснованными, а поэтому подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В силу ч.3 ст.13 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (с изменениями и дополнениями на 27.12.2009 года) при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Согласно п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного указанным Федеральным законом лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пункт 2 ст.27 Закона предусматривает, что списки производств, работ, профессий, должностей, специальностей, учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная п.1 ст.27 названного Закона, правила исчисления периодов и назначения трудовых пенсий … утверждаются Правительством Российской Федерации.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.

В первом разделе Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, включающем в себя названия должностей и учреждений общеобразовательного вида (в том числе детских образовательных учреждений: детских садов всех наименований), назначение льготной пенсии предусмотрено лицам, работающим в должности воспитателя.

В судебном заседании установлено, что, в период с "дата" по "дата" работая воспитателем в «Муниципальном дошкольном образовательном учреждении № /__/ <данные изъяты>, Булах В.Г. осуществляла педагогическую деятельность.

Указанное обстоятельство установлено пояснениями истца, а также на основании материалов дела (трудовая книжка; тарификационные списки работников детского сада № /__/ <данные изъяты> за 1999, 2000-2002 годы; Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения № /__/ <данные изъяты>; постановление Администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> области № /__/ от "дата" о внесении изменений в Устав МДОУ № /__/, лицензии на право ведения педагогической деятельности, постановления Главы Администрации <данные изъяты> района, должностные инструкции воспитателя), исследованных в судебном заседании.

Из записей в трудовой книжке, выданной "дата", следует, что "дата" Булах В.Г. принята на должность воспитателя в ясли-сад № /__/ <данные изъяты> ГОРОНО.

"дата" ГОРОНО реорганизовано в Управление образования Администрации <данные изъяты> района. "дата" Булах В.Г. принята в порядке перевода из Управления образования в муниципальное дошкольное образовательное учреждение № /__/ детский сад <данные изъяты> на должность воспитателя. "дата" учреждение переименовано в «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № /__/ <данные изъяты> г.<данные изъяты> <данные изъяты> области». С "дата" детский сад стал именоваться МДОУ: детский сад комбинированного вида № /__/ <данные изъяты> г.<данные изъяты> <данные изъяты> области».

В настоящее время Булах В.Г. работает в том же учреждении, в той же должности.

В тарификационных списках работников детского сада № /__/ <данные изъяты> за 1999, 2000, 2001, 2002 годы указано, что Булах В.Г. замещала должность воспитателя, должностные инструкции воспитателя МДОУ № /__/ <данные изъяты> ("дата" год) и должностные инструкции МДОУ: детский сад комбинированного вида № /__/ <данные изъяты> г.<данные изъяты> <данные изъяты> области ("дата" и "дата") содержат указания на основные направления деятельности воспитателя – обучение и воспитание детей с учетом специфики возраста обучающихся, содействие специализации воспитанников, формированию у них общей культуры, осознанному освоению образовательных программ.

В п.1.5 Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения № /__/ <данные изъяты>, зарегистрированного Постановлением Главы Администрации <данные изъяты> района от "дата", указано, что деятельность указанного учреждения направлена на реализацию основных задач дошкольного образования; на сохранение и укрепление физического здоровья детей, МДОУ осуществляет свою образовательную и хозяйственную деятельность в соответствии с законом РФ «Об образовании».

Постановлением Администрации <данные изъяты> района Томской области № /__/ от "дата" о внесении изменений в Устав МДОУ № /__/ постановлено: «читать наименование учреждения на титульном листе Устава в следующей редакции: «Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № /__/ <данные изъяты>, то есть учреждению присвоено наименование учреждения, работа в котором согласно Списку засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Лицензиями, зарегистрированными "дата" за № /__/ (муниципальный ясли-сад № /__/ <данные изъяты> района), "дата" № /__/ (МДОУ детский сад комбинированного вида № /__/ <данные изъяты> г.<данные изъяты> <данные изъяты> области), установлено, что детское учреждение, находящееся по <адрес>, имеет право образовательной деятельности по образовательным программам.

Перечисленные документы дают суду основания полагать, что МДОУ № /__/ <данные изъяты> и МДОУ «Детский сад комбинированного вида № /__/ <данные изъяты> являются одним и тем же учреждением и, что предметом его деятельности является осуществление образовательного процесса для детей в возрасте от 2 до 7 лет, их деятельность направлена на реализацию основных задач дошкольного образования.

С учетом доказательств, исследованных в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что задачи, функции и структура образовательных учреждений, в которых работала Булах В.Г., в связи со сменой наименования учреждения, не изменялись.

Детские учреждения: МДОУ № /__/ <данные изъяты> (наименование которого не предусмотрено Списками учреждений, работа в которых дает право на льготное назначение пенсии) и МДОУ «Детский сад комбинированного вида № /__/ <данные изъяты> (учреждение, работа в котором дает право на льготное назначение пенсии) в период своей деятельности выполняли одну и ту же функцию, функцию детского сада – дошкольное воспитание и обучение детей в возрасте от двух до семи лет.

Истец, работая сначала в МДОУ № /__/ <данные изъяты>, а затем после реорганизации в МДОУ «Детский сад комбинированного вида № /__/ <данные изъяты>, то есть фактически в одном и том же детском дошкольном учреждении, выполняла одну и ту же работу – реально исполняла обязанности воспитателя, занималась педагогической деятельностью в учреждении для детей дошкольного возраста.

Свидетели К., Х. подтвердили суду, что с 1985 года по настоящее время профиль и функции учреждения, где работала истец не менялись.

Решением ГУ УПФ России в Асиновском районе Томской области от "дата" Булах В.Г. было отказано в назначении трудовой пенсии в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ввиду отсутствия стажа работы, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, при этом в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, не был принят период работы истца с "дата" по "дата" в качестве воспитателя. В качестве мотива отказа пенсионный орган указал, что в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица Булах В.Г. отсутствует указание на льготный характер работы в указанном периоде. Вместе с тем пенсионный орган засчитал в специальный стаж работы 22 года 0 месяцев 23 дня в качестве воспитателя в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Кроме того, отказывая в зачете в стаж педагогической деятельности периоды работы истца воспитателем в МДОУ № /__/ <данные изъяты> с "дата" по "дата", пенсионный орган исходил из того, что указанный период работы в качестве воспитателя не может быть включен в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку такое наименование, как Муниципальное дошкольное образовательное учреждение в Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, а также в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, отсутствует.

С этими выводами суд не может согласиться, его нельзя признать правильным по следующим основаниям:

Судом установлено, что истец с 1998 года работала воспитателем в МДОУ № /__/ <данные изъяты>, которое с "дата" стало называться МДОУ «Детский сад комбинированного вида № /__/ <данные изъяты> На момент подачи заявления в пенсионный орган для назначения досрочной трудовой пенсии Булах В.Г. продолжала работать там же.

В Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других образовательных учреждениях для детей дает право на досрочное назначение пенсии по выслуге лет, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, а также Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, наименование Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № /__/ <данные изъяты>, действительно отсутствует.

При этом, как было указано выше, в судебном заседании установлено, что наименование детского дошкольного образовательного учреждения, в котором на протяжении своей трудовой деятельности Булах В.Г. выполняла одни и те же трудовые обязанности – воспитателя, т.е. осуществляла педагогическую деятельность, неоднократно изменялось. Несмотря на смену наименований, данное учреждение оставалось общеобразовательным для детей дошкольного возраста от двух до семи лет, работники которого осуществляли педагогическую деятельность в полном объеме.

В соответствии с указаниями, содержащимися в п.9 и абз.3 п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (п.1 ст.27 и подпункты 7-13 п.1 ст.28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Помимо этого в соответствии с п.1, 5 ст.12 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемых Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

В уставах учреждений, где работала истец, определено, что деятельность учреждения направлена на реализацию основных задач дошкольного образования.

Из анализа уставов усматривается, что, несмотря на изменение названия Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № /__/ <данные изъяты> г.<данные изъяты> <данные изъяты> области, являясь общеобразовательным учреждением для детей, продолжает осуществлять те же цели, задачи и функции, что и Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № /__/ <данные изъяты>, которое также являлось общеобразовательным учреждением для детей.

Пенсионный орган зачел Булах В.Г. периоды работы воспитателем в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № /__/ <данные изъяты> в специальный стаж, дающий право для досрочного назначения трудовой пенсии. При этом, время работы истца в должности воспитателя при прочих равных условиях в МДОУ № /__/ <данные изъяты> пенсионный орган не зачел в данный специальный стаж, чем, по убеждению суда, безусловно, нарушил ее право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

При таких обстоятельствах суд, с учетом указанных правовых норм, правовой позиции Верховного Суда РФ, считает, что работа Булах В.Г. воспитателем в МДОУ № /__/ <данные изъяты> в период с "дата" по "дата", подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку наименование учреждения не определяет различие в условиях и характере ее профессиональной деятельности в указанной должности. Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению её конституционного права на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Принимая данное решение, суд учитывает положения ст.19 ФЗ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» о том, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. В случае, если в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии. При этом, трудовая пенсия назначается не ранее, чем со дня возникновения права на эту пенсию.

Как следует из пояснений Булах В.Г., материалов гражданского дела, истец с заявлением о назначении пенсии, предоставив все имеющиеся у нее документы, обратилась "дата".

Учреждение Пенсионного фонда у истца приняло документы и заявление, рассмотрело обращение и отказало в назначении пенсии, чем, по убеждению суда, нарушило конституционное право истца.

Ответчик, принимая решение об отказе в назначении истице пенсионных выплат досрочно, и, не признав иск в части назначения пенсии с "дата", то есть со дня обращения с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, с учетом момента возникновения права на нее, сослался на то, что отпуск по уходу за ребенком и работа воспитателем в МДОУ № /__/ <данные изъяты> не дает право на льготу, предусмотренную подп.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в связи с чем, отказ в ее назначении, по мнению ответчика, является обоснованным.

Как установлено в ходе разбирательства дела, к моменту обращения к ответчику с заявлением истец обладала правом на досрочное пенсионное обеспечение за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, поскольку к "дата" она являлась лицом, имеющим более 25 лет стажа работы, дающей права на льготу (при рассмотрении вопроса о досрочном назначении пенсии за выслугу лет ответчиком было принято 22 года 0 месяцев 23 дня работы Булах В.Г., дающей право на льготное назначении пенсионных выплат, плюс спорный период, принятый судом, как период работы, подлежащий включению в стаж педагогической работы), то есть фактически обладала необходимым стажем для реализации своего права на назначение досрочной пенсии, гарантированного Конституцией РФ.

Таким образом, суд считает, что досрочная пенсия согласно подп.19 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" должна быть назначена истцу со дня обращения с заявлением о назначении пенсии, с учетом дня возникновения права на нее.

Данное толкование не противоречит ст.19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и гарантирует гражданину своевременное пенсионное обеспечение.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Булах В.Г. - удовлетворить:

обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Асиновском районе Томской области включить период работы Булах В.Г. с "дата" по "дата" в качестве воспитателя в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении № /__/ <данные изъяты> в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии и назначить ей пенсию с момента ее обращения в ГУ Управление ПФ РФ в Асиновском районе Томской области, то есть с "дата".

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в 10-дневный срок.

                                  Судья:       /подписано/                                        Марченко Н.М.

На момент размещения не вступило в законную силу