Дело №2-510/2011 (решение)



Гр.д. №2-510/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Асино                              03 октября 2011 года

Асиновский городской суд Томской области в составе:

председательствующего    - Марченко Н.М.,

при секретаре          - Сайфуллиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Титовой С.А. к Администрации Томской области и Администрации Новокусковского сельского поселения о понуждении к предоставлению жилого помещения,

установил:

Титова С.А. обратилась в суд с иском к Администрации Томской области и Администрации Новокусковского сельского поселения о выделении денежных средств на приобретение жилья и понуждении предоставления ей благоустроенного жилого помещения, указав, что относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилья. Ее отец умер, а мать решением Асиновского городского суда от 15.09.1999года лишена родительских прав. Она находилась под опекой, затем училась в <данные изъяты>. Постановлением Главы Администрации Асиновского района №1473 от 15.11.1999г. за ней было закреплено жилое помещение - дом, находящийся в деревне <адрес>. В последствии соответствующее постановление было отменено, так как закрепленное жилье стало не пригодно для проживания. "дата" она закончила обучение в <данные изъяты> в <данные изъяты>, и так ранее закрепленное жилое помещение находится на территории Новокусковского сельского поселения, то Администрация Новокусковского сельского поселения должна была предоставить ей жилье. Однако, до настоящего времени жилье ей не предоставлено.

Истец просит обязать Администрацию Томской области выделить финансы, необходимые для приобретения ей благоустроенного жилого помещения на территории Новокусковского сельского поселения, а Администрацию Новокусковского сельского поселения – приобрести и предоставить ей жилое помещение.

Истец Титова С.А. в судебном заседании заявленные требования уточнила, просила обязать Администрацию Новокусковского сельского поселения за счет средств, предоставленных Администрацией Томской области, предоставить ей жилое помещение по договору социального найма вне очереди жилой площадью не менее установленных социальных норм, т.е. 17кв.м. общей площади. Иск обосновала доводами, указанными в заявлении. Дополнила, что сейчас она временно снимает жилье, своего жилья не имеет.

              Ответчик - представитель Администрации Новокусковского сельского поселения Дунаева О.Ф. согласна с исковыми требованиями истца. Пояснила суду, что законом на администрацию Новокусковского сельского поселения возложены государственные полномочия по предоставлению вне очереди жилых помещений категориям граждан, к которым отнесен и истец. Титова С.А. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Льготная очередь Титовой С.А. - № /___/. Однако, собственных денежных средств на приобретение жилья у Администрации поселения нет, свободного жилья в настоящее время не имеется. Предусмотренные законом обязанности исполняются администрацией по мере поступления соответствующего финансирования из областного бюджета и могут быть исполнены и в отношении истца в случае получения субвенций на приобретение жилых помещений.

Представитель ответчика - Администрации Томской области Татаренко Л.Ю. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В отзыве на иск указала, что привлечение Администрации Томской области ответчиком по делу необоснованно, так как у нее отсутствуют полномочия по обеспечению жильем детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме этого, выделение денежных средств для определенного лица, законом не предусмотрено.

Представитель третьего лица - Администрации Асиновского района Степаненко А.Ф. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд считает, что заявленные к Администрации Новокусковского сельского поселения исковые требования подлежат удовлетворению.

Так, в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст.8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.15 Закона Томской области от 19 августа 1999 г. N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.

Согласно ст.5 указанного Закона, Предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Томской области.

В соответствии с Законом Томской области от 11 сентября 2007 г. N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями).

Частью 3 ст.3 данного Закона установлено, что в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов:

осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - учет). Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8 июня 2005 года N 91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма";

за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования;

по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

В судебном заседании установлено, что Титова С.А. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения истец не имеет и состоит в Администрации Новокусковского сельского поселения на учете, как нуждающаяся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о смерти О., последовавшей "дата", решением Асиновского городского суда от 15.09.1999 года о лишении родительских прав П. в отношении её дочери - Титовой С.А., постановлением главы Администрации <данные изъяты> района от "дата" № /___/ об утверждении опекуна на несовершеннолетней Титовой С.А. и ответчиком не оспаривались.

Титова С.А. "дата" окончила ОГОУ НПО ПУ № /___/ в <данные изъяты>, что подтверждается дипломом о начальном профессиональном образовании, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и в силу приведенных выше положений закона должна быть обеспечена жилой площадью вне очереди, однако в настоящее время жилье ей не предоставлено.

Довод представителя администрации поселения об отсутствии соответствующего финансирования, о наличии иных граждан претендующих на получение жилья во внеочередном порядке, не может быть учтен при вынесении судебного решения, поскольку обязанность реализации права истца на внеочередное получение жилого помещения возложена на администрацию Новокусковского сельского поселения.

Кроме этого, исходя из буквального понимания требований ст.57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, суд приходит к выводу о том, что разрешение требования о предоставлении истцу жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Предоставление жилых помещений вне очереди, в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь, а потому указанное право истца должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Следовательно, жилье истцу должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.

Кроме того, суд принимает во внимание уточнение первоначальных требований истца в части предоставления ей благоустроенного жилого помещения. Так, в судебном заседании Титова С.А. уточнила, что просит предоставить ей любое жилое помещение, квартиру или дом. При этом, просит учесть, что норма предоставления жилого помещения по договору социального найма жилого помещения – 17 кв.метров.

Суд принимает это уточнение, считает его обоснованным, т.к. законодательством Российской Федерации не предусмотрено предоставление именно благоустроенного жилого помещения по договору социального найма. Кроме того, Решением <данные изъяты> сельского поселения № /___/ от "дата" года «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма – не менее 17кв.м. общей площади на одиноко проживающего гражданина.

Истец в судебном заседании не отказалась от иска к Администрации Томской области. Считает, что Администрация Томской области должна предоставить денежные средства для приобретения ей жилья.

Суд считает, что привлечение Администрации Томской области в качестве ответчика по делу не обосновано, так как в силу ст.1 Закона Томской области от 11.09.2007 г. № 188-ОЗ «О наделении органов местного управления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации сельских поселений Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.

В соответствии с ч.1 ст.6 Закона №188-03 «финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями осуществляется путем предоставления субвенций из областного бюджета бюджетам городских округов». В соответствии с законом № 188-03 субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областною фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год.

В случае, если средств субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, предусмотренную законом Томской области от 28.12.2010 № 327-03 «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов», недостаточно для обеспечения жилым помещением, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями.

    В соответствии со ст.140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

    Стоит отметить, что выделение денежных средств для определенного лица законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Поэтому Администрация Томской области не имеет оснований обеспечить передачу финансовых средств для обеспечения Титовой С.А. жилым помещением.

    На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований Титовой С.А. к Администрации Томской области следует отказать.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ,

                                                 РЕШИЛ:

Исковые требования Титовой С.А. к Администрации Новокусковского сельского поселения - удовлетворить:

Обязать Администрацию Новокусковского сельского поселения предоставить Титовой С.А. жилое помещение по договору социального найма вне очереди, жилой площадью не менее установленных социальных норм.

В удовлетворении иска к Администрации Томской области – отказать.

            Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в 10-дневный срок с подачей жалобы через Асиновский городской суд.

          Судья:      /подписано/              Н.М. Марченко

На момент размещения не вступило в законную силу