г.Асино 08 декабря 2011 года Асиновский городской суд Томской области в составе: председательствующего Пикина В.П., при секретаре Юрченко Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Асино Томской области гражданское дело по иску Асиновского городского прокурора в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Ягодное жилищно-коммунальное хозяйство», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, администрация Ягодного сельского поселения о возложении обязанности получить заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и разработать проект зоны санитарной охраны в отношении скважины, установил: Асиновский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Ягодное жилищно-коммунальное хозяйство» (далее МУП «Ягодное ЖКХ») о возложении обязанности получить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области санитарно-эпидимиологические заключения о соответствии водного объекта (скважины) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения в отношении скважины, об обязании разработать проект зоны санитарной охраны в отношении скважины и получить санинитарно-эпидимиологическое заключение на указанный проект в срок до /дата/ В обоснование иска процессуальный истец указал, что в ходе проведения проверки установлено, что МУП «Ягодное ЖКХ» осуществляет деятельность с нарушением санитарно-эпидимеологического законодательства при использовании объектов питьевого водоснабжения. МУП «Ягодное ЖКХ» на основании лицензии от /дата/ /иные данные/ на право пользования недрами осуществляет эксплуатацию скважины, расположенной на участке недр по адресу: /адрес/ со сроком действия до /дата/. Согласно п.3.3 лицензионному соглашению об условиях пользования недрами с целью добычи подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой сельско-хозяйственных объектов Ягодного сельского поселения Асиновского района, являющегося неотъемлемой частью указанной лицензии, возложена обязанность не позднее трех лет с даты государственной регистрации лицензии обеспечить приведение зоны санитарной охраны строгого режима в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения». Эксплуатируемая скважина находится в собственности муниципальное образование «Ягодное сельское поселение». Данная скважина передана МУП «Ягодное ЖКХ» во временное пользование на основании договора безвозмездного пользования имуществом от /дата/. В нарушение требований законодательства МУП «Ягодное ЖКХ» проекты зон санитарной охраны эксплуатируемой скважины не разработаны, санитарно-эпидимиологическое заключение на проекты зон санитарной охраны и санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта не получены. Неисполнение ответчиком требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства способно вызвать загрязнение подземного водного объекта и как следствие создает угрозу жизни и здоровью граждан, как постоянно проживающих на территории Ягодного сельского поселения, так и временно пребывающих на данной территории. Бездействие ответчика по принятию мер, связанных с получением необходимых разрешительных документов и организацией санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на обеспечение нормальной жизнедеятельности и сохранение благоприятной окружающей среды. В судебном заседании процессуальный истец – помощник Асиновского городского прокурора Ряпусова Н.В. исковые требования уточнила, уточнила адрес расположения водного объекта (скважины) и срок разработки проекта зоны санитарной охраны скважины, получения санинитарно-эпидимиологического заключения на указанный проект до /дата/. Уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении. Представитель ответчика МУП «Ягодное ЖКХ», третьего лица - администрации Ягодного сельского поселения Дунаева О.Ф. уточненные исковые требования Асиновского городского прокурора признала полностью, пояснив, что МУП «Ягодное ЖКХ» не находит оснований приносить возражения по иску. Суд, заслушав пояснения процессуального истца, представителя ответчика и третьего лица, изучив материалы гражданского дела, считает, что требования Асиновского городского прокурора подлежат удовлетворению в полном объёме, по следующим основаниям. В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В силу ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять в том числе требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг. Согласно ч.1, ч.3 ст.18 Закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Из положений ч.2 ст.19 Закона следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Согласно ч.1 ст.32 Закона производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Согласно ч.3 ст. 39 Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с п.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002 зоны санитарной охраны (далее ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. В силу п.1.6, 1.13 СанПиН организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Согласно под.п. а п.1.15 СанПиН санитарные мероприятия в пределах первого пояса ЗСО должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов. В силу п.1.17 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН. В судебном заседании установлено, что в собственности МО «Ягодное сельское поселение» находится водонапорная башня (скважина), расположенная по адресу: /адрес/, инвентарный номер /номер/, которая передана в безвозмездное пользование МУП «Ягодное ЖКХ». /дата/ МУП «Ягодное сельское поселение» выдана лицензия на право пользования данной скважиной со сроком действия до /дата/. Целевым назначением является - хозяйственно-питьевое водоснабжение населения и технологическое обеспечение водой сельскохозяйственных объектов Ягодного сельского поселения Асиновского района. Согласно п.3.3 лицензионного соглашения, являющегося приложением №1 к лицензии от /дата/, владелец лицензии не позднее 3 лет с даты государственной регистрации лицензии обеспечивает приведение зоны санитарной охраны строгого режима в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мет. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Однако до настоящего времени ответчиком не разработан проект зоны санитарной охраны эксплуатируемой скважины, не получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, а также материалами дела, исследованными в судебном заседании: ответом МУП «Ягодное ЖКХ» /номер/ от /дата/ (л.д.9), уставом МУП «Ягодное ЖКХ» (л.д.10-16), распоряжением администрации Ягодного сельского поселения /номер/ от /дата/ (л.д.17), договором безвозмездного пользования имуществом от /дата/1 (л.д.18,19), лицензией на право пользованием недрами с приложением /номер/ (л.д.20-28). Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в нарушение требований вышеуказанных правовых норм, МУП «Ягодное ЖКХ» до настоящего времени не разработало проект зоны санитарной охраны эксплуатируемой скважины, не получило санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, что приводит к нарушению прав, свобод и законных интересов граждан на обеспечение нормальной жизнедеятельности и сохранении благоприятной окружающей среды. При таких обстоятельствах суд считает, что уточненные исковые требования Асиновского городского прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Асиновский район» государственная пошлина в размере, установленном положениями ст.333.19 НК РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Асиновского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить в полном объеме. Обязать муниципальное унитарное предприятие «Ягодное жилищно-коммунальное хозяйство» в срок до /дата/ получить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по /адрес/ санитарно-эпидимиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения в отношении водного объекта (скважины), расположенной по адресу: /адрес/, инвентарный номер 69:208:0015:01:11373 Обязать муниципальное унитарное предприятие «Ягодное жилищно-коммунальное хозяйство» в срок до /дата/ разработать проект зоны санитарной охраны в отношении военного объекта (скважины), расположенной по адресу: /адрес/ и получить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области санитарно-эпидимиологическое заключение на указанный проект зоны санитарной охраны скважины. Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Ягодное жилищно-коммунальное хозяйство» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Асиновский район» в размере /сумма/ по реквизитам: получатель: /иные данные/. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в 10-дневный срок со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через канцелярию Асиновского городского суда. Судья (подписано) В.П. Пикин На момент размещения решение в законную силу не вступило.