Дело №2-598/2011 (решение)



Гр. дело № 2-598/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Асино 29 ноября 2011 года

Асиновский городской суд Томской области в составе:

председательствующего - Марченко Н.М.,

при секретаре - Сайфуллиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Асино Томской области гражданское дело по иску Сергеевой М.Ф. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в Асиновском районе Томской области об устранении нарушений пенсионных прав,

установил:

Сергеева М.Ф. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Асиновском районе Томской области об устранении нарушений пенсионных прав, указав, что 15.08.2008 года она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ РФ от 17.12.2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в РФ». 08.09.2008 года пенсионный орган принял решение, которым ей было отказано в назначении льготной пенсии ввиду отсутствия трудового стажа работы, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, при этом к зачету в специальный стаж было принято 23 года 11 месяцев 24 дня. Пенсионный орган в льготный стаж не принял период её работы в должности пионервожатой в школе №/_/ г.<данные изъяты> с 02.09.1984 года по 30.09.1984 года, поскольку должность «пионервожатая» не предусмотрена Списками профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20.11.1990 года №340, а также не принят к зачету период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 года по 01.09.1993 года. С данным решением Пенсионного фонда она не согласна по следующим основаниям:

в период с 06.10.1992 года по 01.09.1993 года она находилась в отпуске по уходу за ребенком. В период до 06.10.1992 г. действовала правовая норма ст.167 КЗоТ РСФСР о включении в льготный пенсионный стаж отпуска по уходу за ребенком. В п.7 постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. №23/24-11 и п.2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. №677 указано об увеличении отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет и о зачете этого отпуска в стаж работы по специальности. По смыслу норм указанных нормативных правовых актов, в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, включается отпуск по уходу за ребенком в целом (до 1,5 и до 3-х лет). Таким образом, считает, что в спорный период в специальный стаж подлежали включению отпуска по уходу за ребенком до 1,5 и до 3-х лет. Иное противоречит принципу равенства граждан в Российской Федерации, закрепленному в ст.19 Конституции РФ.

Кроме того, в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии ГУ УПФ не был включен период работы с 02.09.1984г. по 30.09.1984 г. в должности старшей пионервожатой средней школы №/_/ г. <данные изъяты>. Не включая указанный период в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, ГУ УПФ руководствовался списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года. В соответствии с Конституцией РФ законы, ухудшающие положения граждан обратной силы не имеют, то есть при исчислении стажа дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельность ГУ УПФ обязан был руководствоваться нормативно-правовыми актами, действовавшими в период выполнения ею трудовых обязанностей. В соответствии с положением «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» в стаж работы учителей засчитываются работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, в графе «наименования учреждений и организаций» перечня утвержденного вышеуказанным Постановлением имеется наименование «Средние общеобразовательные трудовые политехнические школы» и «Школы всех типов для глухонемых, слепых, нервных и других больных детей». Таким образом, период работы с 02.09.1984 по 30.09.1984 года в должности старшей пионервожатой средней школы №/_/ г.<данные изъяты> ГУ УПФ был обязан включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.

При суммировании <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней и периода, зачтенного ГУ УПФ РФ (<данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня) в стаж педагогической деятельности, получается, что специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии составил бы <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней. Таким образом, считает, что она имела право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-Ф3 с 26.08.2008 года, т.е. через 11 дней после обращения в Пенсионный Фонд, но, не приняв к зачету время по уходу за ребенком с 06.10.1992 г. по 31.09.1993 г. и период работы с 02.09.1984 г. по 30.09.1984 г. в должности старшей пионервожатой ей было предложено обратиться за назначением трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью только через год – 17.09.2009 года.

Истец просит суд обязать ответчика включить в трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, указанные периоды ее работы и назначить пенсию с 26.08.2008 года, то есть с момента возникновения права на получение досрочной трудовой пенсии.

В судебном заседании истец Сергеева М.Ф. исковые требования увеличила, просила обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Асиновскому району Томской области включить в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды её работы: с 02.09.1984 года по 30.09.1984 года в должности старшей пионервожатой, с 06.10.1992 года по 01.09.1993 года - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, с 22.03.2005 года по 31.03.2005 года – период обучения на курсах повышения квалификации и с 09.10.2006 года по 10.10.2006 года - нахождение на семинаре, и выплатить ей пенсионное обеспечение за период с 15.08.2008 года по 17.09.2009 года. В их обоснование привела доводы, указанные в исковом заявлении.

Представитель истца Бескишкина Л.А. доводы истца поддержала в полном объеме, считает решение пенсионного органа нарушающим конституционные права Сергеевой М.Ф., поскольку при обращении к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии Сергеева М.Ф. обладала 25-летним стажем педагогической деятельности в учреждениях для детей, несмотря на это ответчик отказал в досрочном назначении пенсии, что повлекло нарушение её пенсионных прав. Просит суд обязать ответчика включить в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды работы с 02.09.1984 года по 30.09.1984 года, с 06.10.1992 года по 01.09.1993 года, с 22.03.2005 года по 31.03.2005 года и с 09.10.2006 года по 10.10.20076 года и выплатить Сергеевой М.Ф. пенсионное обеспечение за период с 15.08.2008 года по 17.09.2009 года.

Представитель ответчика – ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Асиновскому району Томской области Меринкова Л.М. иск не признала и пояснила, что при анализе документов, находящихся в пенсионном деле истца, сотрудниками ГУ УПФ РФ по Асиновскому району установлено, что стаж Сергеевой М.Ф., дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Закона № 173 – ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», составляет <данные изъяты> года <данные изъяты> месяце <данные изъяты> дня. При этом к зачету в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Асиновскому району обоснованно не был принят период работы Сергеевой М.Ф. с 02.09.1984 года по 30.09.1984 года в качестве старшей пионервожатой средней школы №/_/ г.<данные изъяты>, а также не был принят период с 06.10.1992 года по 01.09.1993 года период нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Период работы с 02.09.1984 года по 30.09.1984 года не был включен в льготный стаж работы, так как должность пионервожатая не предусмотрена Списками профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20.11.1990 года № 340, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, и Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком также не был включен в стаж, так как с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года и на основании п.1 Разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 года № 5 в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, может включаться нахождение в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992 года. Кроме того, периоды обучение на курсах повышения квалификации и нахождение в краткосрочной командировке не подлежат включению в специальный стаж работы, связанного с педагогической деятельностью на основании п.4 и п.5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516. В связи с этим, решение ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Асиновскому району Томской области об отказе в назначении пенсии считает законным и обоснованным, просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Заслушав истца и его представителя, представителя ответчика, изучив представленные письменные доказательства, суд считает исковые требования обоснованными, а поэтому подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В силу ч.3 ст.13 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (с изменениями и дополнениями на 27.12.2009 года) при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Согласно п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного указанным Федеральным законом лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пункт 2 ст.27 Закона предусматривает, что списки производств, работ, профессий, должностей, специальностей, учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная п.1 ст.27 названного Закона, правила исчисления периодов и назначения трудовых пенсий … утверждаются Правительством Российской Федерации.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 п.1 ст.27 ФЗ«О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.

Как установлено в судебном заседании Сергеева М.Ф. 05.08.2008 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, в связи с педагогической деятельностью, поскольку была уверена, что к моменту обращения к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии она обладала 25-летним стажем педагогической деятельности.

Из трудовой книжки, выданной 08.10.1977 года, следует, что Сергеева М.Ф. с 01.09.1984 года по 26.12.2003 года работала в средней школе №/_/ г.<данные изъяты> <данные изъяты> ГОРОНО (впоследствии реорганизованном в Управление образования Администрации <данные изъяты> района) в таких должностях как: старшая пионервожатая, учитель для обучения на дому, учитель истории, учитель начальных классов.

В архивной справке №/_/ от 25.10.2011 года указано, что Сергеева М.Ф. работала в школе №/_/ <данные изъяты> ГОРОНО пионервожатой с 01.09.1984 года (Приказ №/_/ от 09.09.1984 года). С 01.10.1984 года переведена учителем начальных классов этой же школы (Приказ №/_/ от 22.10.1984 года). С 01.09.1985 года переведена учителем истории (основание тарификационные списки, лицевые счета). С 01.09.1990 года переведена учителем начальных классов (основание – тарификационные списки, лицевые счета. За время работы находилась в отпуске по уходу за ребенком с 28.07.1992 года.

Решением территориального органа ПФР ГУ-УПФР в Асиновском районе Томской области от 08.09.2008 истцу было отказано в назначении трудовой пенсии ввиду отсутствия стажа работы, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, при этом в специальный стаж не был принят период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 по 01.09.1993 года, поскольку с 06.10.1992 вступил в действие закон, устанавливающий, что период ухода за ребенком не подлежит включению в стаж, дающий право на льготное назначение пенсии. Кроме того, не был принят период работы с 02.09.1984 года по 30.09.1984 года в должности «пионервожатой», поскольку должность не предусмотрена Списками профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20.11.1990 года №340, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №463, и Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. При этом ответчиком было принято в стаж педагогической деятельности <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев 24 дня работы истицы: а именно периоды с 15.08.1983г. по 01.09.1984г., с 01.10.1984г. по 05.10.1992г., с 02.09.1993г. по 21.03.2005г., с 01.04.2005г. по 08.10.2006г. и с 11.10.2006г. по 14.08.2008г., в том числе и период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 17.03.1992г. по 05.10.1992г. (то есть до вступления в силу закона, не предусматривающего включение в льготный стаж период ухода за ребенком).

Между тем, суд не может согласиться с приведенными выводами ответчика, поскольку они сделаны с существенными нарушениями норм материального права.

Так, до введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01.12.1989г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона РФ № 3543-1 от 25.09.1992 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 06.10.1992) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла названных законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норма закона, то есть до 06.10.1992г.

Изложенная позиция в полной мере согласуется со ст.22, ст.25 Всеобщей декларации прав человека(принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.), а также с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии". В соответствии с которым, при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости ( ст.27 и ст.28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком Сергеевой М.Ф. начался 28.07.1992 года, то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18,18 и 55(ч.1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 06.10.1992г. по 01.09.1993г. подлежит включению в стаж работы Сергеевой М.Ф., дающий ей право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Кроме того, суд не может согласиться с доводами ответчика, что должность пионервожатой не предусмотрена соответствующим Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с последующими изменениями) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 данного Федерального закона лицам, не менее 25-и лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В указанный Сергеевой М.Ф. период (02.09.1984 года по 30.09.1984 года) действовали Положение о порядке исчисления стажа для получения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397; Положение о Всесоюзной ордена Ленина Пионерской организации имени В.И. Ленина; Положение о старшем и отрядном пионерском вожатом Всесоюзной Пионерской организации имени В.И. Ленина, утвержденные Бюро ЦК ВЛКСМ 17.03.1967 г.; Инструкция "О порядке исчисления заработной платы работникам просвещения", утвержденная Президиумом ВЦСПС 04.09.1964 г.

В соответствии с положениями вышеуказанных нормативно-правовых актов пионерская организация и пионервожатый решали задачи воспитания у детей любви к знаниям и ответственного отношения к учебе, прививали детям интерес к науке и технике, культуре и искусству, содействовали их всестороннему развитию. Пионервожатый входил в штат педагогического коллектива школы, постоянно изучал опыт учителей и участвовал в работе педагогического совета и других педагогических мероприятий школы, пользовался всеми правами и льготами, установленными для учителей. С учетом этого можно прийти к выводу о том, что по своему характеру, содержанию и направленности выполняемая в должности пионервожатого работа являлась педагогической деятельностью.

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" установил, что нормы Закона "О трудовых пенсиях в РФ" по своему конституционно-правовому смыслу не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования.

В своем определении от 18.06.2004 года № 197-О Конституционный Суд РФ указал, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Кроме того, суд не соглашается с доводами ответчика, что периоды нахождения Сергеевой М.Ф. на курсах повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Так в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 указанного Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с п.2 ст.7 ФЗ № 173 Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Согласно п.2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 года N 449) указано, что при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.27 и ст.28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516.

В силу п.4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными документами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно ст.167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

В силу ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Суд считает, что время нахождения на курсах повышения квалификации и в краткосрочных служебных командировках подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, поскольку Сергеева М.Ф. была направлена на курсы повышения квалификации и в краткосрочные командировки работодателем, за ней сохранялось рабочее место и средняя заработная плата.

Данные обстоятельства подтверждаются предоставленными доказательствами, а именно приказом №/_/ от 17.03.2005 года о направлении Сергеевой М.Ф. в командировку с 22.03.2005 года по 31.03.2005 года с целью повышения квалификации, выпиской из приказа №/_/ от 01.10.2006 года о направлении работника в командировку с 09.10.2006 года по 10.10.2006 года; справкой директора школы о том, что с её заработной платы за время нахождения в командировке, производились отчисления в Пенсионный Фонд и фонд социального страхования; карточками-справками за 2005 и 2006года о начислении заработной платы Сергеевой М.Ф., в т.ч. за период нахождения её в командировке и начислении удержаний в ПФ и ФСС.

При таких обстоятельствах суд считает, что представленными доказательствами, проверенными с точки зрения относимости и допустимости, полностью установлена правомерность заявленных Сергеевой М.Ф. требований.

В соответствии с положениями ст.19 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» о том, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. В случае, если в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии. При этом, трудовая пенсия назначается не ранее, чем со дня возникновения права на эту пенсию.

Как следует из пояснений Сергеевой М.Ф., материалов гражданского дела, истец с заявлением о назначении пенсии, предоставив все имеющиеся у нее документы, обратилась 15.08.2008 года.

Учреждение Пенсионного фонда у истицы приняло документы и заявление, рассмотрело обращение и отказало в назначении пенсии, чем, по убеждению суда, нарушило конституционное право истца.

Ответчик, принимая решение об отказе в назначении истцу пенсионных выплат досрочно, и, не признав иск в части назначения пенсии с 15.08.2008, то есть со дня обращения с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, с учетом момента возникновения права на нее, сослался на то, что период отпуска по уходу за ребенком, период работы в должности пионервожатой и периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в краткосрочных командировках не подлежат зачету в льготный стаж, в связи с чем, отказ в ее назначении, по мнению ответчика, является обоснованным.

Как установлено в ходе разбирательства дела, к моменту обращения к ответчику с заявлением Сергеева М.Ф. обладала правом на досрочное пенсионное обеспечение за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, поскольку к 15.08.2008 онаявлялась лицом, имеющим 25 лет стажа работы, дающей права на льготу (при рассмотрении вопроса о досрочном назначении пенсии за выслугу лет ответчиком было принято <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня работы, дающей право на льготное назначении пенсионных выплат, плюс спорные периоды, принятые судом (<данные изъяты> год <данные изъяты> дней), как периоды работы, подлежащие включению в стаж педагогической работы), то есть фактически обладала необходимым стажем для реализации своего права на назначение досрочной пенсии, гарантированного Конституцией РФ.

Учитывая изложенное, суд считает, что Сергеева М.Ф. имела право на назначение и получение досрочной трудовой пенсии по старости на момент обращения в ПФ.

Согласно п.1 ст.19 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за назначением пенсии.

В соответствии со ст.23 указанного Федерального закона, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Сергеева М.Ф. 15.08.2008 года в установленном законом порядке обратилась в пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, в назначении ей было отказано. Досрочная трудовая пенсия по старости назначена Сергеевой М.Ф. только с 17.09.2009 года.

Между тем, Сергеева М.Ф. имела право на назначение и получение трудовой пенсии по старости с 15.08.2008 года, однако трудовая пенсия по старости не была получена Сергеевой М.Ф. своевременно по вине пенсионного органа, допустившего ошибку при исчислении стажа, в связи с чем пенсия должна выплачиваться Сергеевой М.Ф. за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Таким образом, суд считает, что досрочная пенсия согласно п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" должна быть назначена Сергеевой М.Ф. со дня обращения с заявлением о назначении пенсии, с учетом дня возникновения права на нее.

Данное толкование не противоречит ст.19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и гарантирует гражданину своевременное пенсионное обеспечение.

В связи с тем, что ответчиком Сергеевой М.Ф. пенсионные выплаты были назначены и выплачивались с 17.09.2009 года, то суд принимает решение о понуждении пенсионного фонда к выплате пенсионного обеспечения за период с 15.08.2008 года по 16.09.2009 года.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сергеевой М.Ф. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Асиновском районе – удовлетворить:

обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Асиновском районе Томской области зачесть в специальный стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей следующие периоды:

- период отпуска Сергеевой М.Ф. по уходу за ребенком с 06.10.1992 года по 01.09.1993 года,

- период работы с 02.09.1984 года по 30.09.1984 года в должности старшей пионервожатой средней школы №/_/ г.<данные изъяты>,

- периоды с 22.03.2005 года по 31.03.2005 года и с 09.10.2006 года по 10.10.2006 года нахождения на курсах повышения квалификации,

и назначить ей трудовую пенсию на основании подп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 15.08.2008 года, выплатив пенсионное обеспечение за период с 15.08.2008 года по 16.09.2009 года включительно.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в 10-дневный срок.

Судья:         /подписано/                                  Марченко Н.М.

На момент размещения не вступило в законную силу