Гр.д. №2-86/2012 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Асино 01 февраля 2012 года Асиновский городской суд Томской области в составе: Председательствующего - Марченко Н.М., с участием помощника Асиновского городского прокурора – Серовой М.С., при секретаре - Сайфуллиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Асиновского городского прокурора в интересах Чарыевой Ш.Ч. к Администрации городского поселения о предоставлении жилого помещения, установил: Асиновский городской прокурор в интересах Чарыевой Ш.Ч. обратился в суд с иском к Администрации Асиновского городского поселения о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения, указав, что Чарыева Ш.Ч. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилья. Её мать – Ч. решением Асиновского городского суда Томской области от 15.03.2006 года лишена родительских прав. Отца у Чарыевой Ш.Ч. - нет, сведения внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. Постановлением Главы Администрации Асиновского района №/__/ от "дата" Чарыева Ш.Ч. была определена в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с полным государственным обеспечением. При направлении в государственное учреждение Чарыева Ш.Ч. закрепленного жилого помещения не имела. В 2011 году Чарыева Ш.Ч. окончила ОГБОУ НПО <.....> г.Асино Томской области с присвоением квалификации «пекарь 4 разряда» и «кондитер 4 разряда» по профессии изготовитель хлебобулочных изделий с получением среднего (полного) общего образования. Чарыева Ш.Ч. состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения вне очереди. Однако, до настоящего времени жилье ей не предоставлено. Истец просит обязать Администрацию Асиновского городского поселения предоставить Чарыевой Ш.Ч. жилое помещение по договору социального найма вне очереди, жилой площадью не менее установленных социальных норм, с учетом состава семьи. В судебном заседании представитель процессуального истца – Серова М.С. исковые требования уточнила, просила обязать ответчика предоставить Чарыевой Ш.Ч. жилое помещение по договору социального найма вне очереди, жилой площадью не менее установленных социальных норм (не менее 17 кв.м), и без учета состава семьи. В обоснование требований привела те же доводы, что в заявлении, дополнила, что на момент рассмотрения дела Чарыева Ш.Ч. жилым помещением по договору социального найма не обеспечена, жилого помещения в собственности не имеет. Истец Чарыева Ш.Ч. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что она является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку её мать лишена родительских прав, а отца у неё нет. В несовершеннолетнем возрасте она была определена в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с полным государственным обеспечением. Не смотря на то, что с 2009 года она состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения вне очереди, Администрацией Асиновского городского поселения жилое помещение ей до сих пор не предоставлено. В настоящее время она проживает в квартире сожителя, собственного жилья не имеет. Просит обязать Администрацию Асиновского городского поселения предоставить ей жилое помещение по договору социального найма вне очереди, жилой площадью не менее установленных социальных норм. Ответчик - представитель Администрации Асиновского городского поселения Родионов И.А. не согласен с исковыми требованиями Асиновского городского прокурора. Пояснил, что согласен с тем, что Чарыева Ш.Ч. относится к детям, оставшимся без попечения родителей, в 2011 году закончила обучение в училище. В настоящее время Чарыева Ш.Ч. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Чарыева Ш.Ч. была поставлена на учет на основании заявления от 21.04.2009 года. Согласно постановлению Администрации Асиновского городского поселения №/__/ от 23.04.2009 года истец имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем, представитель считает необходимым отметить, что законодательство Российской Федерации, наделяя правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не наделяет аналогичным правом членов семьи таких лиц. Поэтому иск о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма Чарыевой Ш.Ч, должен содержать только требование о предоставлении жилого помещения общей площадью не менее 17 квадратных метров, как указано в Решении Совета Асиновского городского поселения от 08.02.2007 № 73 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма». Кроме того, представитель ответчика считает, что жилое помещение истцу должно быть предоставлено за счет средств бюджета Томской области. Данное утверждение основывает на том, что в соответствии с положениями закона Томской области от 11.09.2007 № 188-03 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению лиц данной категории осуществляется путем предоставления субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований. Собственных денежных средств на приобретение жилья у Администрации поселения нет, свободного жилья в настоящее время не имеется. Предусмотренные законом обязанности исполняются Администрацией по мере поступления соответствующего финансирования из областного бюджета и могут быть исполнены и в отношении истца в случае получения субвенций на приобретение жилого помещения. Кроме того, считает, что исковые требования прокурора будут обоснованными только в том случае, если в ходе судебного заседания будет установлена нуждаемость Чарыевой Ш.Ч. в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Однако, в судебном заседании было установлено, что Чарыева Ш.Ч. фактически является членом семьи В.. Истец и ее сожитель в судебном заседании пояснили, что ведут совместное хозяйство, у них общий бюджет, проживают вместе 3 года. Тот факт, что истец не зарегистрирована в квартире сожителя, не дает основания полагать, что она не является членом семьи Ващенко. Считает, что Чарыева Ш.Ч. не зарегистрирована в квартире сожителя из-за личной заинтересованности, т.е. чтобы не оплачивать дополнительно коммунальные услуги, и не потерять статус сироты. Считает, что Чарыева Ш.Ч. не является нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поэтому просит в удовлетворении иска – отказать. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд считает, что заявленные к Администрации Асиновского городского поселения исковые требования подлежат удовлетворению. Так, в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст.8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст.15 Закона Томской области от 19 августа 1999 г. № 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Согласно ст.5 указанного Закона, Предусмотренные Федеральным законом "О дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Томской области. В соответствии с Законом Томской области от 11 сентября 2007 г. № 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями). Частью 3 ст.3 данного Закона установлено, что в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - учет). Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8июня2005года №91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании. В судебном заседании установлено, что Чарыева Ш.Ч. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет и состоит в Администрации Асиновского городского поселения на учете, как нуждающаяся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Данные обстоятельства подтверждаются решением Асиновского городского суда Томской области от 15.03.2006 года о лишении родительских прав матери истца – Ч.; постановлением главы Администрации Асиновского района от "дата" №/__/ о направлении Чарыевой Ш.Ч. в детское государственное учреждение, и ответчиком не оспаривались. Чарыева Ш.Ч. 30.06.2011 года окончила обучение в ОГБОУ НПО <.....> г.Асино Томской области с присвоением квалификации «пекарь 4 разряда» и «кондитер 4 разряда» по профессии изготовитель хлебобулочных изделий с получением среднего (полного) общего образования, что подтверждается дипломом о начальном профессиональном образовании, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и в силу приведенных выше положений закона должна быть обеспечена жилой площадью вне очереди, однако в настоящее время жилье ей не предоставлено. Согласно списку граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, утвержденному постановлением Администрации Асиновского района Томской области №/__/ от "дата", Чарыева Ш.Ч. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В уведомлении о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма от 24.04.2009 года, указано, что согласно протоколу заседания комиссии по учету и распределению жилья от 22.04.2009 года №/__/, Чарыева Ш.Ч. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. На 23.04.2009 года общая очередь Чарыевой Ш.Ч. - №/__/. Кроме того, Чарыева Ш.Ч. включена в льготный список на получение жилья как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Совета Асиновского городского поселения № 73 от 08.02.2007 года, установлен размер учетной нормы площади жилого помещения на территории Асиновского городского поселения - 10 кв.метров. Жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по договорам социального найма исходя из норм предоставления: 17 кв.метров общей площади на одиноко проживающего. В справке, выданной паспортным отделом <.....> 21.04.2009 года, указано, что Чарыева Ш.Ч. зарегистрирована по месту жительства: <адрес> с 13.10.2000 года. Однако, как следует из пояснений истца, данного дома (бывшее здание школы №3 в г.Асино) нет, здание снесено. Это обстоятельство не оспаривает сторона ответчика. Из справки, выданной <.....> отделением ОГУП <.....> 21.04.2009 года, следует, что по данным <.....> филиала ОГУП <.....> за Чарыевой Ш.Ч. в г.Асино и Асиновском районе домовладение, квартира - не значится. В уведомлении, выданном <.....> 10.10.2011 года, указано, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах отдельного лица – Чарыевой Ш.Ч. на имеющиеся объекты недвижимого имущества. Довод представителя Администрации Асиновского городского поселения об отсутствии соответствующего финансирования, о наличии иных граждан претендующих на получение жилья во внеочередном порядке, не может быть учтен при вынесении судебного решения, поскольку обязанность реализации права истца на внеочередное получение жилого помещения возложена на Администрацию Асиновского городского поселения. Кроме этого, исходя из буквального понимания требований ст.57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, суд приходит к выводу о том, что разрешение требования о предоставлении истцу жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Предоставление жилых помещений вне очереди, в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь, а потому указанное право истца должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Следовательно, жилье истцу должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди. На момент постановки Чарыевой Ш.Ч. на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, она являлась лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Судом установлено, что жилое помещение за истцом не закреплялось, жилого помещения на праве собственности либо на условиях социального найма Чарыева не имеет. Не смотря на то, что в настоящее время она проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности В., брак с которым у неё не зарегистрирован, она не приобрела право собственности на данное жилое помещение. Установив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных исковых требований. Делая такой вывод, суд исходил из того, что истец является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на день разрешения спора жилым помещением по договору социального найма не обеспечена, жилых помещений в собственности не имеет, в связи, с чем является лицом, нуждающимся в жилом помещении. На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Асиновского городского прокурора в интересах Чарыевой Ш.Ч. к Администрации Асиновского городского поселения - удовлетворить: обязать Администрацию Асиновского городского поселения предоставить Чарыевой Ш.Ч., "дата" рождения, уроженке <.....>, жилое помещение по договору социального найма вне очереди, жилой площадью не менее установленных социальных норм в г.Асино, с учетом нормы предоставления жилья, утвержденной решением Совета Асиновского городского поселения Томской области, т.е. не менее 17 кв.метров. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца с подачей жалобы через Асиновский городской суд. На момент размещения не вступило в законную силу